Всероссийский опрос пользователей навигаторов дополнительного образования. Опыт Нижегородской области

 

П. Д. ЯРОВАЯ,

старший методист регионального модельного центра дополнительного образования детей

ГБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»

 

Одной из приоритетных целей внедрения целевой модели развития региональных систем дополнительного образования является достижение им охвата не менее 80 % от общего числа детей 5—18 лет. Чтобы определить, сколько детей уже вовлечено в систему дополнительного образования, и достичь требуемого уровня, созданы региональные навигаторы — информационные системы, которые содержат сведения об общеобразовательных программах и их организаторах.

Навигатор предполагает активное участие семьи в выборе программ обучения: родители и дети могут не только выбрать из тысяч вариантов объединение, соответствующее потребностям и возможностям ребенка, но и дистанционно оформить заявку на обучение.

Для представителей администрации учреждений дополнительного образования и органов местной власти навигатор — отличный инструмент для сбора статистических данных, которые могут быть использованы для анализа при принятии управленческих решений.

В нашем регионе навигатор дополнительного образования функционирует с 2019 года *. Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области уполномочен оператор информационной системы —региональный модельный центр дополнительного образования детей (ГБУ ДО ЦРТДиЮ НО).

На сайте сосредоточена информация о 22 000 программах дополнительного образования, которые реализуются в 1812 учреждениях по всей области.

В целях мониторинга эффективности функционирования региональных навигаторов разработчики типового решения их программного обеспечения ООО «Государство Детей» ежегодно организуют всероссийский опрос родительской общественности *.

Он представляет собой электронную анкету в виде виджета — небольшого вспомогательного приложения, размещенного на сайте навигатора. Десять вопросов о том, что понравилось или не понравилось, показалось удобным или неожиданным родителям, позволяют оценить удовлетворенность пользователей информационной системой, развернутой в 49 субъектах Российской Федерации. А главное —принять решения о необходимости ее доработки и улучшения пользовательской поддержки.

Из года в год количество участников опроса, как и количество пользователей информационной системы, возрастает: в 2018 году анкету заполнили 8500 респондентов, в 2019-м — в четыре раза больше, а в 2020-м в опросе приняли участие уже 201 903 человека.

В нашем регионе опрос стартовал в ноябре 2020 года, за три месяца анкету заполнили 36 606 нижегородцев — 29 902 родителя (81,7 %) и 6704 обучающихся (18,3 %). А это значит, что каждый десятый пользователь принял участие в анкетировании.

Из ответов участников опроса была получена следующая информация:

– 75,1 % детей занимаются в различных объединениях, 24,9 % еще не посещают учреждения дополнительного образования и заинтересованы в выборе программы;

– опрошенные узнали о существовании информационной системы:

— на родительском собрании — 60,7 %;

— на официальном сайте — 11,7 %;

— в социальных сетях — 9,5 %;

— из афиши в учреждении — 9,4 %;

— рассказали друзья (родственники) — 7,2 %;

— из СМИ — 3,1 %;

— случайно нашли информацию в интернете — 0,1 %;

— другое — 7,9 %.

В графе ответа «Другое» чаще всего были указаны представители общеобразовательных школ, дошкольных и профессиональных образовательных организаций;

– по словам участников опроса, навигатор:

— помог больше узнать о доступных объединениях дополнительного образования 65,2 % респондентов;

— не открыл ничего нового 19,7 % опрашиваемых;

— только «усложнил жизнь дополнительными хлопотами» 15,1 % участников;

- по мнению пользователей, самым важным для них оказалось:

— размещение всех объединений дополнительного образования на одном сайте — 55,7 %;

— запись ребенка онлайн — 31,9 %;

— подробная актуальная информация о каждом объединении — 26,8 %;

— личный кабинет с историей просмотров программ и заявок — 22,8 %;

— отзывы и оценки других родителей — 13,2 %;

— фотографии и видео, отражающие содержание программ — 10,6 %;

— инструменты подбора программ (поиск, сортировка, фильтры) — 8,2 %;

— поиск программ по карте — 7,4 %;

– самым показательным стал вопрос о затруднениях, которые возникли при работе с сайтом по организации детского досуга:

— не испытали трудностей при использовании навигатора 89,9 % опрошенных;

— о сложностях при авторизации и восстановлении пароля, добавлении данных о ребенке, поиске желаемой программы и недостатках интерфейса сообщили 10,1 % пользователей.

Респонденты не только описали свои трудности, но и высказали пожелания в части усовершенствования личного кабинета и функций поиска программ.

Полученные данные были использованы для принятия решения о необходимых доработках информационной системы. К запланированным обновлениям можно отнести:

– синхронизацию с Единым порталом государственных услуг. Это обеспечит возможность подачи заявки на программы через интерфейс Госуслуг, минуя авторизацию на портале навигатора. Кроме того, синхронизация с ЕСИА позволит избежать очной процедуры подтверждения данных детей — СНИЛС можно будет вводить из личного кабинета Госуслуг;

– улучшенный гибкий поиск программ. Он предполагает масштабное тегирование программ, для того чтобы можно было найти объединение по ключевому слову, которое вводится в адресную строку. Также планируется ввести новый фильтр, который позволит указать тип образовательного учреждения. Например, можно будет скрыть программы школ и детских садов, а отобразить только программы организаций дополнительного образования;

– усовершенствованный личный кабинет, реализованный и оснащенный электронной подписью, которая позволяет подавать заявления на включение в систему персонифицированного финансирования, определение номинала и подписание договора об образовании без бумажных носителей. По-прежнему можно отслеживать статус заявок на кружки, избранные программы и движение средств на сертификате ребенка.

Создание навигатора — важный шаг в информировании семей с детьми о программах дополнительного образования. Проведенный опрос подтверждает, что тенденция к цифровизации способствует большей осведомленности родителей о возможных формах обучения, направленностях объединений и формируемых навыках.

Результат анкетирования задает вектор дальнейшего развития информационной системы на больший комфорт пользователей.

Служба поддержки принимает пожелания по работе сервиса и готова ответить на интересующие вопросы посетителей. Чтобы связаться с ней, достаточно нажать на кнопку «Задать вопрос» на главной странице или позвонить в региональный модельный центр, контакты которого указаны на сайте https://р52.навигатор.дети/.

 

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм