Навигатор дополнительного образования как инструмент для принятия управленческих решений

А. А. ПИРОГОВА, педагог-организатор регионального модельного центра дополнительного образования детей

ГБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»

 

Современная система российского образования претерпевает значительные изменения, которые затрагивают все ее уровни.

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» деятельность федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления должна быть направлена в том числе на реализацию права каждого человека на образование путем создания и развития социально-экономических условий для его получения, а также возможности получения образования различного уровня и направленности в течение всей жизни [2].

Федеральный закон «Об образовании в РФ», национальный проект «Образование» на 2019—2024 годы закрепляют основную идею развития образования в нашей стране — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций [2; 4]. В рамках реализации данной идеи значительная роль отводится дополнительному образованию.

Перед руководителями учреждений дополнительного образования и образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы (далее — ДООП), встает важнейшая задача организации образовательного процесса в новых условиях развития российской образовательной системы.

Документом, закрепляющим цель, задачи, условия и требования к функционированию и развитию системы дополнительного образования, является приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее — целевая модель), который лежит в основе управленческих решений руководителя образовательной организации, реализующей ДООП.

Исходя из данного нормативного акта, действия руководителя образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, должны быть направлены на достижение такой цели, как создание условий для:

– воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций;

– формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80 % от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации [3].

Исполнение положений целевой модели предполагает создание на уровне региона информационного портала, обеспечивающего быстрый и равный доступ пользователей (родителей и детей) к информации о реализуемых дополнительных общеобразовательных программах.

В Нижегородской области данным информационным ресурсом является навигатор дополнительного образования детей Нижегородской области.

Наряду с основной идеей создания навигатора — информирование родителей и детей о программах дополнительного образования и условиях их реализации, возможности электронной записи и оценки данных программ, —он предоставляет возможность администратору учреждения проводить анализ и прогнозирование развития системы дополнительного образования внутри учреждения.

Аккаунт учреждения в навигаторе представлен разделами, содержащими данные по определенным группам информации, отражающими основные составляющие его работы:

– учет детей, занимающихся по программам и участвующих в мероприятиях;

– учет дополнительных общеобразовательных программ;

– организацию работы по обработке заявок и контроль посещаемости учебных программ и мероприятий.

Основываясь на имеющихся данных, можно провести аналитику деятельности учреждения и востребованности его образовательных программ в разрезе муниципалитета или региона в целом.

В личном кабинете учреждения представлены разделы, непосредственно связанные с аналитикой и статистикой, — «Статистика» и «Сводные данные» [1]. Система формирует статистическую информацию автоматически, на основании собранных данных о численности детей, программ, заявок.

Так, в разделе «Статистика» наглядно представлено число заявок в учреждении (всего) и по количеству вовлеченных детей (в различные промежутки времени). На основании этой информации можно судить о востребованности программ и проводить сравнение данных за разные годы обучения.

Далее администрация учреждения может принять решение о направлениях его развития. Например, по некоторым программам выявлено, что группы обучения укомплектованы не полностью, или наблюдается небольшое количество заявок на программы в целом — администрация может принять решение об активизации деятельности в рамках повышения качества ДООП, большей информированности детей и родителей о реализуемых образовательных программах.

Еще больший объем информации для анализа деятельности по реализации ДООП учреждения предоставляет раздел «Сводные данные», который формирует отчет о деятельности образовательной организации.

Окно «Сводных данных» представлено вкладками «Основное» (общие данные по программам, заявкам, обучающимся), «Заявки» (количество поданных заявок), «Договоры» (данные по договорам об обучении), «Возраст обучающихся» (соотношение обучающихся по разным возрастам), «Программы» (количество опубликованных программ), «Обработка заявок» (данные по обработанным заявкам в разных статусах).

Во вкладке «Основное» администрации учреждения предоставляются сведения о:

– количестве опубликованных ДООП. Если программа не опубликована, это означает, что при внесении данных были допущены ошибки (орфографические, пунктуационные, логические и др). Учреждению необходимо корректировать информацию о программе или само содержание программы;

– количестве заявок и количестве необработанных заявок, по которым можно проанализировать работу учреждения на предмет правильности и оперативности обработки заявлений о зачислении на ту или иную ДООП;

– количестве оказываемых учреждением услуг на настоящий момент. Данная цифра позволяет отслеживать число обучающихся на протяжении учебного года, эффективность деятельности по набору обучающихся;

– числе задействованных педагогов.

Таким образом, данные вкладки «Основное» позволяют сопоставить количество программ и педагогов, заявок и обучающихся с последующим внесением коррективов в деятельность учреждения в целях улучшения его работы.

Во вкладке «Заявки» отображается подробная информация о соотношении числа детей, оказанных услуг за календарный год и количества заявок на программы. Эти данные также позволяют оценить востребованность ДООП среди детей.

А во вкладке «Обработка заявок» уже представлена аналитическая сводка о работе учреждения с заявлениями о зачислении обучающихся на программы дополнительного образования. Даются цифры по числу заявок на каждую ДООП, по проценту необработанных заявок и статусу заявок в разрезе каждой программы учреждения.

На основании данных вкладки «Возраст обучающихся» администрация получает информацию о востребованности программ среди разных возрастных групп детей. Например, если большинство обучающихся — это дети 6—10 лет, то в учреждении следует организовать работу по изменению содержания ДООП или созданию новых программ, направленных на привлечение детей старшего школьного возраста.

Представленное описание разделов личного кабинета учреждения в навигаторе демонстрирует основной вектор развития дополнительного образования детей, который направлен на улучшение качества дополнительных образовательных программ с целью реализации идеи личностного и творческого развития каждого ребенка, его профессионального самоопределения и социальной адаптации.

Данные навигатора дают возможность администрации учреждения оценить его деятельность в целом, качество реализуемых в нем дополнительных общеобразовательных программ, а следовательно, и исполнение требований современной образовательной политики.

Таким образом, навигатор дополнительного образования является эффективным инструментом для планирования, организации и реализации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования и организациях, реализующих ДООП. Информационная система, аккумулирующая данные о численности обучающихся, направленных и обработанных заявках, оказываемых услугах, количестве педагогов, позволяет объективно оценить качество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ и своевременно корректировать образовательную деятельность учреждения.

 

Литература

 

1. Навигатор дополнительного образования детей Нижегородской области : [сайт]. — URL: https://р52.навигатор.дети/ (дата обращения: 11.01.2022). — Текст, изображения : электронные.

2 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.

3. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей : приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467.

4. Паспорт национального проекта «Образование» : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам : протокол от 24 декабря 2018 г. № 16.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм