Образовательный проект «Виртуальный музей в школе» как основа гражданско-патриотического воспитания

А. В. УДАЛОВ,

учитель истории

и обществознания

МБОУ «Школа № 105» Автозаводского района Н. Новгорода

С. А. СМИРНОВА, учитель истории

и обществознания

МБОУ «Школа № 105» Автозаводского района Н. Новгорода

 

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся чувства гордости за свое Отечество, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Человек остается человеком только тогда, когда знает историю своего родного края, семьи, чтит память предков, изучает культурное наследие своего народа.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации период с 2018-го по 2027 год объявлен в России Десятилетием детства (указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»). В рамках данной программы предусмотрено создание условий для всестороннего развития, обучения и воспитания детей, а также их приобщения к различным формам туризма и к историко-культурным ценностям России.

При решении проблемы патриотического воспитания в школе учителю необходимо ставить перед собой конкретные задачи:

– побуждать интерес к истории через изучение историко-культурных памятников;

– знакомить обучающихся с достопримечательностями страны;

– активно привлекать ребят к решению общественных проблем;

– формировать гражданскую позицию.

Нужно помочь подростку стать сопричастным к общественным процессам, сформировать у него чувство ответственности за происходящее, тем самым направляя путь его социальной адаптации. Все это возможно только при организации творческого труда в ходе урочной и внеурочной деятельности.

В нашей образовательной организации на протяжении многих лет реализуется образовательный проект «Виртуальный музей в школе», основной целью которого является создание видеоэкскурсий, направленных на знакомство с выдающимися людьми Нижнего Новгорода и Нижегородской области, историко-культурными объектами региона, экскурсионными маршрутами. Данная работа включает в себя элементы исследования, которое проводят и учитель, и учащиеся, и родители.

В настоящий момент на сайте школы https://105nn.ru разрабатывается страница «Наш виртуальный музей», на которой мы планируем разместить весь наработанный материал.

В ходе реализации проекта обучающиеся знакомятся с основными методами и формами проведения экскурсии, что способствует их профессиональному самоопределению.

Самым эффективным методом в работе со школьниками является метод убеждения, позволяющий стимулировать у них интерес к новому знанию.

Хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как рассказ, наглядная демонстрация, лекция, беседа, приглашение опытных экскурсоводов для выступления перед воспитанниками при изучении раздела «Экскурсионные объекты Нижегородской области».

Рассмотрим, какие технологии используются при реализации проекта «Виртуальный музей в школе».

Технология поиска — направлена на выработку у учащихся умения определения поисково-исследовательских задач. Для этого необходимо подготовить их к знакомству с общественно-историческим опытом. Это может быть посещение музеев города, интервьюирование, анкетирование участников событий, знакомство с материалами архивов — такие формы работы позволяют выработать навыки исследования, а также воспитать уважение к историческому прошлому.

Технология создания музея — позволяет развивать у обучающихся индивидуальные особенности. Работа с применением этой технологии делится на несколько этапов:

— сбор экспонатов;

— учет экспонатов;

— хранение фондов.

После определения темы выставки учащимся даются четкие инструкции: какие экспонаты необходимы, как и где будет проходить сбор материалов.

В ходе работы над проектом «Виртуальный музей в школе» каждый участник выполняет собственный исследовательский проект, поскольку исследовательская деятельность является основной. Темы выбираются обучающимися самостоятельно. Учитель поддерживает личную инициативу, чтобы для ребенка это стало потребностью. В случае необходимости организуются консультации с учителями-предметниками.

Все темы исследовательских проектов, предлагаемые учащимися, заслуживают внимания, ведь они способствуют:

— развитию познавательных умений и навыков;

— реализации творческих способностей ученика;

— созданию ситуации успеха для конкретного ребенка.

Технология проектирования — основана на информационном подходе и ориентирована на развитие мыслительной деятельности учащихся. Проектная деятельность способствует воспитанию у подростков общечеловеческих ценностей и самодисциплины, а также развивает коммуникативные навыки и творческие способности.

 

 

Работа над экскурсиями в рамках проекта состоит из нескольких этапов:

— начинание: определение темы, уточнение целей исходного положения (выбор рабочей группы);

— планирование: анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов (ролевое распределение в команде);

— принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив — мозговой штурм, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности;

— выполнение творческой работы;

— защита: подготовка доклада (обоснование актуальности творческой работы, объяснение условий ее выполнения), защита основных положений.

Данная форма работы способствует совместной деятельности педагога и ученика по исследованию истории родного города и края в целом, а также обобщению изученного материала, подготовке к олимпиадам.

Деятельность обучающихся не ограничивается только сбором и анализом исследуемого материала. Мы проводим огромную работу по распространению результатов исследования.

Наши ребята организуют для учащихся открытые мероприятия и экскурсии по району и городу, многие из которых получили высокие оценки на районных, городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, в сетевых проектах и на конференциях.

Так, экскурсия на тему «Автозаводский район в годы Великой Отечественной войны» была удостоена диплома I степени на XXIII городском конкурсе юных экскурсоводов «Я горжусь тобой, Нижний Новгород» и диплома III степени на областном конкурсе «Юный экскурсовод» в номинации «Экскурсовод по объектам природного и культурного наследия» (экскурсовод: А. Ромашева, 9-й класс).

Экскурсия на тему «История советской открытки» получила диплом III степени в XIV городском конкурсе стационарных и временных выставок «История обычных вещей» (экскурсоводы: А. Мордвинова, Н. Вершинин, 7-й класс).

Ребята активно участвуют в региональных сетевых проектах. В 2020/2021 учебном году Е. Смирнова и А. Сечкина (11-й класс), А. Постников (9-й класс) в составе команды «Стопятка» были удостоены диплома III степени в региональном сетевом проекте «В Нижний Новгород — это значит домой».

Ю. Морарь (9-й класс) и К. Сечкина (6-й класс) получили дипломы победителей олимпиады Всероссийского проекта «Символы России. Великая Отечественная война: подвиги фронта и тыла».

А. Сечкина (11-й класс) награждена дипломом I степени VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ «Vita memoriae: теория и практика исторических исследований» и дипломом III степени на Международной научно-практической конференции «Зимние чтения им. М. П. Симонова» (секция «Историко-обществоведческая»).

 

 

В первый же год, как только начал реализовываться проект, его материалы стали опорой при проведении уроков истории и краеведения.

Технология обратной связи — у каждого обучающегося, принимающего участие в создании и проведении экскурсий, есть зачетная книжка, поскольку он сдает зачет по посещенным выставкам. Ответы на вопросы оценивает не учитель, а ученики, что способствует формированию таких навыков, как рефлексивное мышление и адаптация к различным социальным ролям.

Таким образом, в нашей школе музей стал не только «молчаливым хранителем» прошлого, а «живым источником», развивающим у детей качества, которые, несомненно, пригодятся им в будущем. Музейная деятельность способствует сплочению коллектива и включению обучающихся в общественно полезную деятельность: труд, учебу, полезный досуг.

В нашем объединении поощряется инициатива тех воспитанников, которые формулируют цели, учатся строить планы.

Результат обучения по рассматриваемой программе можно представить в виде следующей модели выпускника —это личность, обладающая необходимыми ключевыми компетенциями для обучения в высших учебных заведениях по профессии экскурсовод, знающая историю, культуру своего народа и способная успешно адаптироваться в условиях рыночной экономики.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм