Краеведческая работа в школе
Т. С. АНДРИАНОВА, учитель истории обществознания МБОУ «Сосновская средняя школа № 1» |
Я люблю твое небо, и сосны,
И простор хлебородных полей,
И сосновские звонкие весны
За красивый полет журавлей.
Я люблю васильковую нежность,
Что видна в глубине женских глаз,
И несмелый апрельский подснежник,
Что цветет возле Роя для нас.
С. Н. Воронин
Это стихотворение Сергея Никандровича Воронина, уроженца поселка Сосновское, в котором он выразил всю любовь к родному краю, к своей малой родине.
Учитель-гражданин не просто делится своими знаниями с учениками и старается применять эффективные технологии во время учебного процесса, но и заботится о душах детей, думает о том, что они чувствуют и переживают. Это и есть самое трудное — понять учащегося, увидеть в нем личность, способствовать развитию его положительных качеств, воспитать гражданина своего Отечества.
Важную роль в этом играет организация работы в краеведческом музее, который обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, поскольку сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Музей помогает формировать гражданское самосознание и высокую нравственность обучающихся.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами тех или иных событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами исторического наследия, школьники узнают конкретные факты и получают образные представления об истории, культуре и природе своей малой родины. Дети учатся понимать, как история родного края связана с историей России, как различные политические, социально-экономические и другие процессы, происходящие в нашем государстве и в мире, влияют на жизнь родного поселка, школы, семьи, конкретного человека.
Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания учащихся нашей образовательной организации и членов музейного клуба «Память». Его деятельность организована по специальной программе, рассчитанной на разновозрастные группы обучающихся 10—15 лет.
Краеведческая работа в школе осуществляется в различных формах туристско-краеведческой деятельности, таких как:
– создание хроник, летописей, атласов школы, района, поселка;
– составление родословных и семейных летописей;
– сбор материалов о наших земляках — краеведах, педагогах, известных людях, писателях, ученых и т. д.;
– формирование банка краеведческих данных;
– создание историко-краеведческих и топонимических карт;
– изучение народного творчества и народных промыслов;
– изучение культурно-краеведческих традиций края, образования и науки;
– экскурсии, экспедиции;
– встречи с земляками;
– организация профильной смены в школьном лагере;
– краеведческие викторины, игры, праздники.
Работа в патриотическом клубе на базе музея организована таким образом, чтобы в ней могли принять участие дети с различными способностями и темпераментами. Это тоже особенность краеведческой деятельности — предоставление каждому ребенку возможности раскрыться с необычной стороны, проявить свою уникальность.
Кто-то разовьет талант в искусстве фотографии, запечатлевая красоту края и его жителей, другие захотят попробовать себя качестве журналистов, репортеров, исследователей или оформителей, а кому-то просто нравится собственно поиск, открытие неизвестных страниц прошлого, его тайн.
В героико-патриотической работе принимает участие вся школа. Так, в прошлом учебном году во время недели, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, классные коллективы выполняли различные задания:
– учащиеся 1—4-х классов участвовали в акции «Синий платочек»: вышивали платки с именами ушедших на войну земляков;
– ученики 5—8-х классов собирали материал о своих родных — фронтовиках и тружениках тыла. Поисковая работа называлась «Моя семья в истории Великой Отечественной»;
– старшеклассники реализовывали проект «Забытый памятник незабытой войны», где были представлены две работы: «Учитель, воин, гражданин» и «Фотографии из бабушкиного альбома».
В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стали творческими личностями, которые действуют не только для себя, но и на благо других.
Мои ученики, как и я сама когда-то, участвуют в поисковой и исследовательской деятельности, сохраняя память об известных земляках; пишут рефераты, которые защищают на экзамене, участвуют с ними в различных конкурсах; проводят исследовательские работы, реализуют проекты; учатся собирать информацию, обрабатывать полученные данные.
Главная ценность краеведческой работы состоит в том, что дети учатся видеть большое в малом, удивительное в обыденном, героев в окружающих нас людях. Они любят Родину, гордятся народом, прошлым, глубже понимают смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию нашей страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (часть 3 статьи 44).
Какие темы становятся определяющими в нашей работе? Конечно, это и поиск участников Великой Отечественной, афганской и других войн, и сбор информации о земляках и выпускниках школы, внесших вклад в развитие государства, и работа с этнографическим материалом, который демонстрирует всю уникальность местных традиций и обрядов, сформировавших отличительный облик нашего поселка.
Предлагаем вам примерные темы по изучению истории малой родины:
– «Топонимика родного края» — изучается происхождение названий различных мест населенного пункта, где живут ученики: улиц, водных объектов, дорог, гористых поверхностей и т. п.;
– «Знаменитые выпускники школы». Данная тема может быть конкретизирована: выпускники-ученые, выпускники-преподаватели, выпускники-военные и т. д.
– «Обрядовые традиции местных жителей» — сбор материала о свадебных, похоронных и иных обрядах, церковных праздниках и т. п.
– «Старинные промыслы края»;
– «Летопись нашей школы»;
– «Летопись родного края» и др.
Данные темы позволяют существенно расширить знания учащихся о малой родине. Ведь, например, собирая данные о свадебных традициях, узнаешь много нового об особенностях местности и уклада ее жителей. Записывая воспоминания старожилов, можно почерпнуть ценные исторические сведения. Если упустить время, потери будут невосполнимыми. Сохранить для потомков культурный пласт, уходящий в прошлое, — в этом и состоит деятельность краеведов, этим и определяется значимость краеведческих объединений дополнительного образования и клубов.
Еще один важный момент заключается в том, что полученные в ходе такой работы материалы успешно используются на уроках краеведения, отечественной истории (например, темы «Наша губерния в первой половине XIX столетия», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и т. п.) и на внеклассных мероприятиях — уроках мужества, классных часах, Днях Памяти.
Но самое главное — дети испытывают гордость за своих героических земляков, внесших вклад в борьбу за свободу Отчизны или развитие ее благосостояния. Жизнь родных и близких, их боевые и трудовые подвиги служат для учащихся прекрасным примером.
Так, на классном часе, посвященном 75-летию Великой Победы, ученики 8-х классов подготовили материал об участии своих прадедушек и дедушек в Великой Отечественной войне. Некоторые школьники впервые услышали о боевом пути и подвиге своих близких. Чрезвычайно интересно и волнительно было узнать, что прадедушка одного из восьмиклассников является трижды кавалером ордена Славы.
На занятиях используются разные формы работы: лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, самостоятельная работа обучающихся с литературой и документами, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения.
Учебные краеведческие занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся, что важно в образовательном и воспитательном планах. Во время поиска, сбора, изучения информации школьники совершают открытия, представляющие научный интерес. Дети участвуют в различных акциях, проектах, связанных с охраной и восстановлением памятников истории, культуры и природы, возрождением народных традиций, помощью ветеранам войны и труда, а также в культурно-просветительной работе.
Значительное распространение получили сегодня различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, круглые столы, организация выставок и музейных экспозиций.
Любые формы краеведческой работы, организуемой учителем, как нельзя лучше способствуют гражданскому становлению личности ребенка, развитию в нем качеств человека, помнящего о своем родстве, переживающего за судьбу края, а значит, и всей страны, а не только думающего о собственном благе.
Академик РАО, советник РАН, председатель Союза краеведов России С. О. Шмидт сказал так: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».
Литература
1. Главатских, Н. А. Краеведение в помощь учебному процессу / Н. А. Главатских. — URL: https://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/776 (дата обращения: 15.01.2022). — Текст : электронный.
2. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.
3. Сейненский, А. Е. Краеведение в школьном историческом образовании / А. Е. Сейненский. — URL: http://image.websib.ru/05/text_article.htm?485 (дата обращения: 10.12.2021). — Текст, изображения : электронные.
Практика школьного воспитания № 1, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: