Музей детского движения и его роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся
В. И. ГОЛОВИНА, педагог-организатор МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. о. г. Кулебаки
|
М. М. БОГДАНОВА, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. о. г. Кулебаки |
В учреждениях дополнительного образования ведется активная воспитательная работа по формированию гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся, и музей не является исключением. Он помогает развивать социальную активность ребенка, его творческую инициативу и самодеятельность в процессе сбора, исследования, обработки, оформления предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Музей также способствует расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям усовершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы, эффективное использование которого для воспитания обучающихся в духе нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач этого культурного учреждения.
В 1993 году коллективом педагогов нашего детско-юношеского центра было принято решение создать музей детского движения, информацию о котором можно посмотреть на сайте нашего центра https:// moudoddyuts.nov.ru, для изучения и сохранения истории развития детского движения в г. о. г. Кулебаки, а также с целью гражданско-патриотического воспитания и социальной активности обучающихся средствами музейной педагогики. Был сформирован Совет музея, в который вошли дети и педагоги центра.
Материал для оформления экспозиции собирался долгие годы учащимися краеведческого кружка. Мы изучали информацию о первых пионерах нашего города, вожатых и их делах.
В 1994 году состоялось открытие музея. Его фонды постоянно пополняются, расширяется экспозиция. В 2007 году музей был паспортизирован.
Наш музей играет важную роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат эмоционально воздействуют на ребят. Участвуя в его работе, воспитанники постигают культуру общения, учатся понимать свою роль в общественной жизни, развивают организаторские, коммуникативные способности и навыки. Молодое поколение приобщается к активной деятельности в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни.
Таким образом, мы воспитываем неравнодушного, инициативного и деятельного члена общества. Большую роль мы отводим формированию у учащихся организаторских навыков: коллективного целеполагания и планирования, организации и проведения мероприятий по плану работы музея, встреч с интересными людьми.
Основную деятельность осуществляет актив музея, в который входят воспитанники творческого объединения «Юный экскурсовод». На совете ребята обсуждают вопросы систематизации и пополнения фонда, создания и обновления экспозиций, выставок, а также организацию экскурсионной, поисковой и исследовательской деятельности. Члены актива привлекают к работе и воспитанников других творческих объединений.
В состав актива входит поисковая группа, которая занимается сбором информации для экспозиций, готовит стационарные и передвижные выставки, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, Дню комсомола, Дню народного единства, Дню пионерии и другим праздникам и событиям.
Экскурсионная группа актива готовит и проводит экскурсии по музею для обучающихся и гостей детско-юношеского центра. Разрабатывая их тематику, учащиеся изучают краеведческую литературу, анализируют фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной научно-исследовательской и творческой работы подготовлены следующие тематические экскурсии:
- для младших школьников: «Любимый край родной», «Октябрята — внучата Ильича», «Пионер — всем пример»;
– для учащихся 5—9-х классов: «Летопись Дома пионеров», «Дорогами Чечни», «Дети войны», «История края, города в истории страны»;
– для учащихся 10—11-х классов: «Чернобыль. До и после», «Комсомольская юность моя».
При реализации проектов актив музея определяет направление, цель, социальную значимость и выбирает план действий. Собранный материал обрабатывается, анализируется, готовятся презентации. С проектами знакомят обучающихся детско-юношеского центра.
В этом учебном году ребята осуществили следующие проекты: «Я, ты, он, она — пионерская страна», «История войны на карте города и села», «Живи и помни», «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца», «Маленькие герои большой войны», «Кулебачане — Герои Советского Союза», «Легендарный комсомол». Остановимся на них немного подробнее.
Проект «Я, ты, он, она — пионерская страна» посвящен юбилею пионерской организации. В его рамках осуществлялся сбор материала о первых вожатых города, деятельности первых пионерских отрядов, дружин, работе действующей пионерской организации. Участники проекта оформили стенды, фотоальбомы, выставки. Проводятся мероприятия, квизы, встречи с ветеранами пионерского движения. По итогам реализации этого проекта будет создана электронная книга «Детское движение: вчера, сегодня, завтра».
Проект «История войны на карте города и села» посвящен памяти кулебачан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Активисты музея собирали материал о героях, именами которых названы улицы нашего города. Они посетили местный краеведческий музей, музей школы-интерната, разработали проект и представили его на суд общественности через электронную презентацию.
Проект «Живи и помни» помогает сохранить информацию о подвигах участников Великой Отечественной войны.
Выбирая тему проекта, ребята провели социологический опрос родителей, педагогов и работников центра (500 респондентов) с целью выявления наиболее актуальных проблем. В их числе оказались следующие:
– помощь ветеранам войны и труда;
– сохранение информации о подвигах участников Великой Отечественной войны;
– досуг молодежи.
Социологический опрос показал, что:
– знают о родственниках — участниках Великой Отечественной войны — 56 % (260 человек);
– не знают — 28 % (140 человек);
– хранят семейные реликвии военных лет — 16 % (80 человек);
– уверены в необходимости создания Книги Памяти —100% (500 человек).
Таким образом, большинством голосов была выбрана проблема увековечения памяти об участниках войны путем создания Книги Памяти, Полотна Победы.
В Книге Памяти представлены материалы о фронтовом пути кулебачан. Она собиралась по крупицам из воспоминаний самих ветеранов, их близких, родственников. В детско-юношеском центре состоялась презентация книги, на которой присутствовали руководители города, ветераны и их родственники, воспитанники нашего учреждения.
Полотно Победы представляет собой полотно красного цвета, созданное руками педагогов и детей, на котором написаны имена кулебачан — участников Великой Отечественной войны. Ежегодно мы выносим его на парад Победы.
Над проектом работали воспитанники творческих объединений «Юный экскурсовод» и «Родник».
По итогам реализации проектов «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца», «Маленькие герои большой войны», «Кулебачане — Герои Советского Союза» были оформлены стационарные музейные стенды с одноименными названиями.
Актив музея организует и проводит тематические мероприятия для воспитанников детско-юношеского центра, обучающихся школ города, уроки мужества, лекции различной тематики, экскурсии по музею. Все эти мероприятия обладают огромным воспитательным потенциалом.
Мы часто приглашаем гостей: ветеранов труда, пионерского и комсомольского движения, Великой Отечественной войны. Встречи с ними всегда интересны и познавательны, ребята задают много вопросов. Такие мероприятия помогают формировать у обучающихся уважение к старшему поколению, их труду, сохранить преемственность поколений.
Помимо этого, актив организует ежегодные акции: «Георгиевская ленточка», «Синий платочек», «Полотно Победы», «Подарок ветерану», «Добрая игрушка детям». Они формируют активную жизненную позицию детей, чувства сострадания, милосердия, желание помочь ближнему, людям старшего поколения.
С каждым успешно проведенным мероприятием сердца ребят все больше наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать.
Работа по развитию гражданско-патриотического мировоззрения позволяет не только расширить, обобщить, углубить знания учащихся о своей малой родине, но и сформировать устойчивый интерес к истории, краеведению, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящим Родину, за которым будущее нашей великой страны — России.
Практика школьного воспитания № 1, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: