Из опыта работы школьного музея: сохранение преемственности поколений

Е. Н. СУДОРГИНА, заместитель директора МБОУ «Школа № 1»

г. Богородска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Н. АЛЕШУТИНА, почетный работник общего образования РФ, ветеран сферы воспитания и образования, руководитель школьного краеведческого музея, руководитель объединения дополнительного образования «КЛИО», учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 1»

г. Богородска

 

Школьный музей является одной из форм внеурочной деятельности и дополнительного образования. Он развивает сотворчество, активность, самостоятельность, исследовательские навыки обучающихся в процессе сбора, изучения, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории, краеведению, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Также музей — центр гражданско-патриотического воспитания, поскольку позволяет учащимся проникнуться судьбами своих соотечественников, ощутить свою причастность к героическому прошлому нашей страны.

Наш школьный краеведческий музей начал создаваться в 2008 году. В 2015 году он был паспортизирован и получил свидетельство музея образовательной организации.

В настоящее время мы разрабатываем наш сайт, а пока информация о музее представлена на страничке сайта школы — http://www.bogschool-1.ru/o-shkole/shkolnyj-muzej.

Основной и самой необходимой формой работы по патриотическому воспитанию является организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. Создание музея стало итогом такой работы в рамках творческого проекта «Школьный музей», в которую были вовлечены все обучающиеся под руководством учителей истории, краеведения, географии, биологии, изобразительного искусства, технологии и мировой художественной культуры. Не остались в стороне и родители, и другие члены семей учащихся, которые тоже собирали материал.

Не менее важна экспозиционная (оформительская) деятельность. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражаются в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

В нашем музее представлены следующие экспозиции:

– «История школы»;

– «Учителя-ветераны»;

– «Традиции нашей школы»;

– «Наши выпускники»;

– «Уголок быта советского школьника 50—60-х годов XX века»;

– «История пионерской организации школы»;

– «Уголок боевой славы»;

– «История Березополья»;

– «Русская изба и подворье крестьянина конца XIX — начала XX века»;

– «Бытовая техника советских времен»;

– «История вычислительной техники».

Каждая экспозиция воссоздает обстановку того или иного исторического периода, представляет подлинные предметы быта, посуду, одежду, старинные книги, фотографии, технику советских времен, школьную форму, письменные принадлежности и т. д.

Еще одна форма музейной деятельности — экскурсионная работа. Поскольку сертифицированный школьный музей является государственным музеем, то он, в соответствии со своим назначением, должен вести постоянную экскурсионную работу по пропаганде художественных и исторических ценностей, находящихся в музейных экспозициях.

На основе экспозиций музея разработаны экскурсии, которые проводят учащиеся:

– «История школы»;

– «Салют, пионерия!»;

– «Русская изба»;

– «Традиции чаепития»;

– «Уголок быта советского школьника»;

– «История школьного портфеля»;

– «История новогодней игрушки»;

– «История бытовой и вычислительной техники»;

– «Куклы-обереги Древней Руси»;

– «Советские поздравительные открытки» и др.

Во время экскурсий школьники подробно рассказывают об образе жизни и занятиях наших предков, о том, как использовались те или иные предметы труда, быта или техники.

Музей организует проведение культурно-массовых мероприятий: экскурсий по экспозициям и уроков мужества, встреч с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны, митингов и акций. В музее или с использованием его экспонатов проходят фольклорные праздники и спектакли, в которых отражена жизнь в советское время.

 

 

Особое место занимает уголок боевой славы. Он включает экспозиции:

«Богородчане — Герои Советского Союза». У четверых учащихся нашей образовательной организации прадеды получили это почетное звание, что послужило основой для написания школьниками работ о фронтовом пути участников Великой Отечественной войны и подготовки материалов для музейной экспозиции;

«Фронтовые треугольники». В экспозиции представлены письма с фронта наших земляков;

«Бессмертный полк». Обучающимися и учителями собраны и увеличены фотографии родственников — участников войны. С этими портретами учащиеся проходят в колонне шествия в День Победы. Сбор материалов по данной тематике продолжается;

«За подвиг ратный и трудовой». Экспозиция посвящена наградам, полученным богородчанами в годы Великой Отечественной войны;

«Реликвии военных лет». Экспонаты — гильзы, осколки снарядов, каска советского солдата, найденные на местах сражений. Эти материалы переданы музею поисковой группой «Курган», созданной на базе исторического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Одним из руководителей группы является выпускник нашей школы А. Чеканов.

К юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне учащиеся вместе с учителями и родителями провели серьезные исследовательские работы и создали альманахи, в которых рассказали о своих родственниках, воевавших на фронтах и работавших в тылу:

к 65-летию — «И память сердца говорит...»;

к 70-летию — «Время уходит — память остается»;

к 75-летию — «Память поколений».

Научно-исследовательская деятельность дает возможность учащимся представлять свои работы, написанные с опорой на музейный краеведческий материал, на ежегодной школьной научно-практической конференции «Интеллект», муниципальной конференции «Путь в науку» и областных конференциях. Среди проектов учащихся можно назвать следующие:

– «О чести декабриста. Дуэль М. П. Бестужева-Рюмина и В. Н. Лихарева»;

– «От Волги до Вислы. Боевой путь прадеда — Героя Советского Союза»;

– «Рабы Третьего Рейха. Военная судьба прабабушки»;

– «Торфопредприятие “Большекрашевское” Богородского района и его вклад в Победу в Великой Отечественной войне».

Материалы музея были использованы обучающимися при работе над региональными интернет-проектами «А с Курской дуги все доносится звон» (https://youtu.be/5NXWWFZuICg) и «У войны не женское лицо» (https://youtu.be/c5kV5-orFog).

Музейная деятельность подтолкнула некоторых школьников к изучению своих родословных. Так, ученицы 7-го класса познакомились с основами генеалогии и геральдики, создали семейные гербы и стали победителями и призерами Всероссийской дистанционной олимпиады «Летописец».

 

 

Ребята принимают участие в областных конкурсах исследовательских работ:

– «Моя семья в истории страны. Родословие» (номинация «Трудовая доблесть моей семьи»);

– «Отечество» (номинация «Летопись родного края»).

Наши школьники проявили себя и в конкурсе музеев образовательных организаций Нижегородской области «Трудовая доблесть нижегородцев» (номинация «Хранитель памяти») — https://youtu.be/7XidILQssO8.

Подготовка материалов для экспозиции «История Березополья» помогла учащимся 9-го класса создать самодельную карту Нижегородского края с древнейших времен до конца XVIII века для уроков исторического краеведения в 7—8-х классах.

На основе экспозиций музея школьники подготовили интеллектуально-познавательную игру «Видеогид по Богородску», которая используется на уроках краеведения и на занятиях краеведческого кружка. Игра стала результатом реализации информационно-творческого проекта на тему «Мира не узнаешь, не зная края своего», осуществленного учащимися 7—9-х классов в рамках работы исследовательского отряда «Поиск».

Знакомство с игрой начинается на первом уроке по курсу «Историческое краеведение» в 6-м классе для мотивации обучающихся и пробуждения их интереса к истории родного края. Фотографии уголков города, интересных объектов, фрагментов экспозиций городского музея вызывают у шестиклассников желание лучше узнать историю нашего поселения, которая насчитывает более пяти столетий. По материалам «Видеогида» можно проводить виртуальные экскурсии по улицам и достопримечательностям города.

Странички «Видеогида» можно использовать при изучении истории Макарьевской ярмарки (изделия богород-ского кожевенного промысла, связь ярмарки и села Богородского), жизни города в годы Великой Отечественной войны (работа эвакуированных в Богородск предприятий, лечение раненых в эвакогоспитале № 2829, подвиги богородчан — Героев Советского Союза).

Благодаря исследовательской работе материалы музея постоянно пополняются и становятся источниками для новых экспозиций.

Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по гражданско-патриотическому воспитанию, — сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.

Интерес государства к деятельности школьных музеев открывает новые перспективы и возможности для их развития. Изучение истории родной земли, Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков чувства любви к нашей великой Отчизне и малой родине.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм