Информационные технологии в работе историко-краеведческого музея

Н. А.  КРАСИЛЬНИКОВА, учитель географии, руководитель историко-краеведческого музея МБОУ «Карповская СОШ» Уренского муниципального округа

 

Одно из самых прекрасных человеческих чувств — любовь к Родине. Она начинается с любви к своей семье, сохранения памяти о предках, уважения к месту, где родился и живешь.

Развить гражданские и патриотические качества обучающихся помогает краеведение — систематическое и всестороннее изучение родного края в процессе урочной, внеурочной и внешкольной работы. Краеведение — важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания учащихся, оно расширяет кругозор, развивает познавательные и творческие интересы школьников, формирует их практические и интеллектуальные умения.

Центр краеведческой деятельности — школьный историко-краеведческий музей, основной задачей которого является сохранение культурных ценностей и предоставление широкого доступа к историческому наследию. Благодаря сочетанию традиционных и инновационных форм работы музей активно участвует в образовательном процессе, повышая гражданскую сознательность обучающихся.

В настоящее время в нашем музее насчитывается более 2000 подлинных экспонатов, которые расположены в трех залах на полках, стендах, стеллажах и в застекленных витринах.

На базе музея действует краеведческий кружок, члены которого составляют наш актив. Руководитель кружка реализует дополнительную общеразвивающую программу с целью формирования ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству и человеку родного края.

С 2016 года актив школьного музея успешно применяет в работе информационные технологии. Благодаря этому каждый человек, увлеченный краеведением и историей, может посетить наш музей в любое удобное для него время.

Информационные технологии помогают сделать богатые материалы школьного историко-краеведческого музея более доступными для широкой аудитории. Образовательная и просветительская деятельность осуществляется и через сайт музея https://karpovs-museum.ucoz.net/, на котором регулярно размещаются виртуальные экспозиции. В настоящий момент разработаны такие экспозиции, как: «Страницы истории Карповской школы», «Крестьянский быт конца XIX — начала XX века», «Монеты школьного историко-краеведческого музея».

Актив историко-краеведческого музея проводит тематические и комплексные экскурсии: «Страницы истории Карповской школы», «Крестьянская изба конца XIX — начала XX века», «Крестьянская одежда конца XIX — начала XX века», «Земли родной минувшая судьба» (история села Карпова), «Ради жизни на Земле» (о карповчанах —защитниках Родины), «Семья Колеватовых — источник доброты и милосердия», «Широко легли колхозные поля», «Монеты и банкноты школьного краеведческого музея».

С 2019 года члены краеведческого кружка освоили новую форму работы — онлайн-видеоэкскурсии, которые находятся в свободном доступе в сети Интернет. На сайте музея размещены видеоэкскурсия «История села Карпова» и видеофильм «Гордость моей семьи» о труженике тыла Ф. А. Охлопкове.

В 2020/2021 учебном году мы реализовали два краеведческих проекта по созданию интерактивных карт на платформе PadLet. Интерактивные онлайн-доски дают возможность выполнять коллективную работу даже на расстоянии друг от друга. Разработанные в рамках проекта интерактивные доски «Достопримечательности села Большое Карпово» (https://padlet.com/khrnadya1/mk59vjddmtlzdtou) и «История происхождения названий популярных мест купания в селе Большое Карпово» (https://padlet.com/khrnadya1/d63po3ip8ym1izlp) размещены на официальном сайте музея и в сообществе школы в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/public195083197?w=
wall-195083197_257
).

 

 

К юбилею Победы был создан и опубликован интерактивный стенд «Ради жизни на Земле», который систематизировал объемную информацию о наших земляках — ветеранах и участниках Великой Отечественной войны. (https://view.genial.ly/6090083bd7afb30db20b1b92/interactive-image-intera...).

Интересным опытом для юных краеведов стало участие в интернет-акциях. Например, акция «Учитель! Перед именем твоим…», организованная управлением образования в октябре 2020 года, способствовала систематизации материалов о педагогах — ветеранах школы и их размещению в Сети. По хэштегам #ВетераныПедагогиУрень, #БлагодарностьУрень, #МБОУКарповскаяСОШ, #Учителя_Карповской_школы каждый может найти интересующие его сведения, ознакомиться с историей нашей образовательной организации и села.

Краеведческие материалы были успешно представлены на районной интернет-акции «Чтим и помним», областной акции «Эстафета Памяти», региональной онлайн-смене «Мы — твое будущее, Россия!».

Вовлечение обучающихся в образовательную, просветительскую, общественно полезную, проектно-исследовательскую деятельность в области краеведения позволяет развить у детей умения работать с информационными источниками, устанавливать связи между фактами и событиями, повышают ИКТ-компетентность.

Применение информационных технологий в работе школьного музея открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения. Это развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края.

Анализируя показатели активности обучающихся, можно сделать вывод, что количество инициаторов социальных проектов растет с каждым годом. Ребята стали активнее принимать участие в природоохранных и краеведческих мероприятиях. Материалы краеведческих исследований и проектов школьники представляют на различных фестивалях и конкурсах.

Успешным для нашей школы было участие в таких конкурсах, как «Мы — гордость Родины», «Юный исследователь», «Экологическая мозаика», «Отечество», «Моя малая родина», конкурс музеев «Музей образовательной организации — пространство инноваций», Всероссийский конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками.

Работа школьного музея как центра краеведческой деятельности является одним из источников обогащения учащихся знаниями о своей малой родине, воспитания любви к ней и формирования гражданственности.

Краеведение играет существенную роль в развитии чувства патриотизма у молодого поколения, поскольку помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать себя ее гражданином.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм