Поисковая деятельность и роль музея в образовательной организации

Е. М. ВОЛКОВА, учитель истории

 обществознания

МБОУ «Гимназия»

г. Арзамаса

 

Музей — это всегда нечто большее, чем простое систематизированное собрание предметов. Уникальность музейного пространства школы заключается в том, что оно включает воображение ребенка, наглядно демонстрируя, на чем основывается история. Музей образовательной организации отличается от других музеев тем, что он интегрирован в учебно-воспитательный процесс.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Что же такое патриотизм? С. И. Ожегов определял его как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» *. А где как не в музее формировать у учащихся духовные ценности и чувство гордости за свою страну?

Школьный музей играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. На сайте нашей образовательной организации (http://gimnasy.ucoz.ru/) представлена подробная информация о двух музеях гимназии: музее боевой славы и этнографическом музее.

Экспонатами музея боевой славы являются документы арзамасцев — участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

В этнографическом музее представлены выставки «Культура и быт Древней Руси», «Народный костюм»,
«Крестьянский быт», «Мир русской старины», а также выставка, которая занимает особое место, — «Никто не забыт —ничто не забыто!» (https://vk.com/gymnazya13a). Это передвижная выставка экспонатов, которая была собрана в ходе поисковых экспедиций под Волгоградом в 2019—2021 годах.

 

 

Патриотическое воспитание в современном обществе чрезвычайно важно, ведь ежедневно в СМИ появляется все больше различных фактов фальсификации истории. Поэтому наш долг —донести до подрастающего поколения правду,
и в этом нам помогает музей.

Экскурсии проходят как индивидуально, так и в группах. В их проведении педагогам помогают учащиеся 5—9-х классов. В школе работает объединение дополнительного образования «Музейное дело», где ребята учатся приводить в порядок экспонаты, знакомятся с профессией экскурсовода, преодолевают страх выступления на публике. Итог этой деятельности — постоянное участие школьников в различных конференциях и исследовательских конкурсах.

Особенно интересна школьникам выставка, посвященная Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. В музее хранятся личные вещи солдат (компас, каска, фляжка, ложка, кружка, одежда и многое другое), которые вызывают у учащихся яркие и глубокие впечатления.

Ребята любят рассказы о героях Великой Отечественной войны, им интересна информация о снаряжении солдата Красной Армии. Для них большая радость — возможность потрогать, рассмотреть экспонаты вблизи, ведь обычно в музее это запрещено.

Во время войны погибли миллионы граждан нашей страны. Во многих семьях родственники, ушедшие на фронт, числятся как пропавшие без вести. Бойцы отдали свои жизни за Родину и остались, забытые всеми, лежать на поле боя. Спустя много лет, в 90-х годах XX века, в Нижегородской области была создана организация по поиску солдат Великой Отечественной войны.

Нижегородская областная молодежная общественная поисковая организация «Курган» (изначально поисковый отряд «Долг») была основана при Горьковском государственном университете в 1988 году (https://vk.com/kurgan_nn). Основной целью организации является сохранение и увековечение памяти героев, павших в годы Великой Отечественной войны. Всего за 1988—2020 годы ею было проведено более 130 полевых поисковых экспедиций, подняты останки свыше 5500 человек, установлено 435 имен пропавших без вести солдат.

Помимо организации экспедиций, «Курган» ведет активную военно-патриотическую работу среди молодежи и студентов Нижнего Новгорода и области, отвечает на запросы граждан, разыскивающих своих родных и близких, занимается научно-исследовательской деятельностью.

В настоящее время в структуру организации входят следующие поисковые отряды: «Курган» (Нижний Новгород), «Рассвет» (Арзамас), «Светоч» (Краснобаковский район), «Балахнинский уездъ» (Балахнинский район), «Каскад» (Кулебакский район) и «Застава» (Дальнеконстантиновский район).

 

 

У истоков поискового движения стоит Тамара Ивановна Ковалева, посвятившая свою жизнь «Кургану». Первые поездки совершали на Смоленщину и Брянщину. Она рассказывает, что во время экспедиции 1984 года, когда поисковики оказались в Мясном бору, они были поражены тем, что останки солдат, павших во время войны, лежат прямо на поверхности: «Я... беру кирзовый сапог, он лежит вот под деревом, а из него кость выпадает человеческая!.. Ну почему? Почему до сих пор лежат неизвестные?!» *. Люди отдали свои жизни за Родину и заслужили, чтобы их похоронили как положено. Так появился отряд «Долг», который в 1993 году был реорганизован и стал называться «Курган».

Неравнодушные к чужой беде люди занимаются поиском останков бойцов, погибших в сражениях под Москвой, Сталинградом, Тверью, Смоленском, Карелии... Они находят и устанавливают личности солдат, передают личные вещи родственникам, чтобы те хранили их как семейную реликвию. Так, например, в 2020 году во время экспедиции на места сражения под Сталинградом поисковиками были подняты останки 28 бойцов.

Когда я приезжаю из экспедиции, учащиеся засыпают меня вопросами, поэтому мы идем в музей, где я рассказываю им об итогах поездки.

Как-то, исследуя места сражений, мы наткнулись на небольшой памятник черного цвета, а на нем надпись: «Из воспоминаний Алексея Захардяева: “Немцы внезапно атаковали высоту с воздуха и с земли. Руководил обороной гвардии майор Калиновский П. В. Немцы просочились на высоту, в результате чего завязался рукопашный бой. В этом бою и погиб гвардии майор Калиновский. На моих глазах он с полного размаха бьет немецкого офицера, развернувшего пистолет в мою сторону. Эти пули должны были быть моими... Немецкий штык настиг майора. Фашисты зверски искололи его штыками. За смерть начальника штаба А. И. Калиновского гвардейцы с яростью набросились на врага и уничтожили. Ночью после боя я похоронил друга прямо на поле боя и поклялся, что обязательно найду это место и поставлю свой собственный памятник человеку, даровавшему мне жизнь в обмен на свою...”».

Слово свое А. Захардяев сдержал и поставил памятник на свои средства на том самом месте, где произошло все вышеописанное.

 

 

Все участники войны имели личные вещи, поэтому поисковики часто находят подписанные ложки, кружки, ножи, сапоги, ремень. Каждый солдат хотел вернуться домой, каждый хотел, чтобы о нем не забыли...

В памяти нашего народа навсегда останутся события самой кровопролитной войны. Дети чрезвычайно остро воспринимают информацию и верят практически всему, что им показывают СМИ, поэтому наша задача — сформировать у обучающихся реальную картину событий прошлого. И в этом помогает школьный музей, где духовная культура перекликается с материальной.

Согласно ФГОС историко-культурный стандарт нацелен на формирование гармоничной и развитой личности, которая в современных условиях информационного общества сможет отделить правду от вымысла, а учитель выступает как наставник, который только направляет ребенка на правильный самостоятельный путь.

Теперь педагог не один в этой непростой борьбе, ведь государство на законодательном уровне способствует сохранению истории. Чтобы защитить правду о войне 1941—1945 годов, по инициативе президента В. В. Путина в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, обозначенные в статье 67.1, касающиеся важности подвигов народа при защите Отечества и запрета фальсификации исторических фактов, в том числе со стороны других государств. В нашей Конституции говорится о том, что Россия, «объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».

Итак, музей в образовательной организации помогает бережно сохранить и передать в неискаженном виде историю молодому поколению, и это чрезвычайно важно, ведь история — наследие нашего многонационального народа.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм