Музей ««Засерёжье» — хранитель народного наследия

Н. В. ГУСЕВА, руководитель музея «Засерёжье»,

учитель истории

и обществознания филиала МБОУ «Сосновская средняя школа № 1» «Рожковская основная школа»

...В обычаях, сказаниях и праздниках

Судьба народа русского живет.

Они и схожи меж собой, и разные,

В них сердца боль и радости полет...

А бабушки прожили с песней русскою,

С серпом в руках, у детской колыбели,

Задорные, веселые и грустные...

Они их плакали, играли, пели...

Н. Гусева

 

Культурное наследие родного края является духовным богатством народа. Сегодня осталось мало мест, где сохранились уникальные обряды и праздники.

Жители села Рожок Сосновского района, где находится наша школа, сберегли обычаи и традиции прошлых поколений. Вместе с учениками мы восстановили целый пласт культурного наследия, некоторые старинные обряды и фольклор.

В процессе многолетней работы у меня сложилась своя педагогическая система, в основе которой лежит познавательно-исследовательская деятельность, включающая в себя поисковую и исследовательскую работу в области краеведения. В результате собран богатый, структурированный материал, который лег в основу прекрасной музейной экспозиции нашей образовательной организации.

Наш музей называется «Засерёжье», так как в нем собраны экспонаты, отражающие историю прошлых поколений всей округи. Засерёжье — южная часть Сосновского района Нижегородской области, отрезанная от основной его территории руслом реки Серёжи. Материалы о музее можно найти на сайтах http://www.myshared.ru/slide/949460/ (презентация) и https://vk.com/n.guseva1959 (видео).

Одним из направлений работы школьного музея является изучение, сохранение и возрождение традиций, обрядов, народного творчества родного села. Занимаясь поисково-исследовательской деятельностью, мы опираемся на исторические ценности, значимые в духовно-нравственном становлении человека.

Наш край имеет богатую и славную историю, которая,
к сожалению, недостаточно исследована и не всегда подтверждена источниками. В книге «Нижегородские документы XVI века», изданной Московским государственным университетом, опубликованы сохранившиеся источники, где впервые упоминаются населенные пункты современного Сосновского района, — это «Нижегородская дозорная книга» 1588 года и «Отдельные отказные книги 1596—
1600 гг.» [1]. Именно эти годы считаются временем возникновения большинства наших селений. Анализируя данные источники, мы сделали интересные открытия.

Поисковая деятельность увлекает юных краеведов не-обычным содержанием, разнообразными методами познания, мотивирует к дальнейшим исследованиям. Собранный материал бережно хранится в музее. Это воспоминания старожилов, описания обрядов, праздников, видео, фонограммы, вещественные источники. Данная информация помогла нам описать и даже заново восстановить некоторые народные традиции края.

 

 

Расскажем о них подробнее.

 

На Околице

 

Жители села Рожок сохранили обычаи и традиции, отразившиеся в праздниках и обрядах, передавали их из поколения в поколение. Например, старожилы рассказывали, как зимой молодежь собиралась по вечерам на посиделки в доме какой-нибудь одинокой старушки. На каждой улице были свои «поседки». Девушки обычно пряли, вышивали или вязали. Часто сюда заходили парни с балалайкой или гармошкой. Звучала музыка, девчата и парни подхватывали песни — так и коротали вечер.

Летом гуляли на Околице — так исторически называется одна из улиц нашего села. Известно, что околица —это изгородь вокруг деревни, за которой в глубокую старину проводились гуляния. Когда в Рожке стало негде строить дома, некоторые семьи выселились за околицу. Так появилась новая улица, сохранившая свое название.

Старожилы рассказывают, что долгое время эта улица оставалась местом гуляний, игр, народных танцев. Из воспоминаний жительницы села Н. И. Монастырской: «На Околице водили хороводы. Возьмемся за руки, девчонки в одну сторону, а робята в другу. И пели хороводные песни. А то плясали «Цыганочку», «Яропланочку», «Сормача», «Кадриль». В праздники на Околице у амбаров бабы щелкали семечки, мужики в карты играли. Раньше было житье не такое, но жили веселей».

 

Зимние обряды и праздники

 

Мы изучили и описали старинный рожковский обряд таусень. В ночь на 13 января девушки ходили по домам, где жили парни, и пели песню «Как у месяца крутые рога», а ребята должны были одаривать их гостинцами — лепешками, пирогами, баранками. На следующий день девушки и парни собирались в одном доме, готовили яичницу и продолжали праздновать. До сих пор эта традиция продолжает жить в деревне.

Мы считаем, что в обрядовой святочной песне-таусене «Как у месяца крутые рога» отражаются мордовские корни населения Рожка. По свидетельству П. И. Мельникова-Печерского («Очерки мордвы»), таусени относятся к мордовской культуре, они прославляют мордовского бога — покровителя свиней Таусеня и ритуальные действия на Васильевы вечера (старый Новый год) [3]. В Засерёжье таусени проходят только в Рожке.

О мордовском прошлом жителей села рассказывает и сохранившаяся до наших дней легенда, согласно которой когда-то по реке Чаре приплыли на лодках несколько
мордовских семей. Им понравилось открытое место с заливными лугами. Здесь они высадились на берег, построили несколько домов в форме рога и основали деревню, которая получила название Рожок.

Эту легенду нам рассказал местный житель В. М. Монастырский.

 

Опахивание деревни

 

Уникальный обряд опахивания деревни проводится в Рожке и сегодня. В Отдание Пасхи женщины с молитвами символично опахивают деревню настоящей, сохранившейся до наших дней сохой. Это делается для того, чтобы уберечься от пожаров и падежа скота. Обряд существует уже не одну сотню лет. По словам старожилов, он проводился в селе всегда, сколько они себя помнят.

 

 

Жительница села Е. М. Трифонова рассказала, что ее бабушка вспоминала, будто обряд появился вместе с возникновением села, которое в 2022 году отметит свой 300-летний юбилей. Рожок впервые упоминается в «Заручных сказках церковно-священнослужителей Нижегородской епархии 1722—1723 гг.» [2].

Жительница села Е. М. Лобанова (1930 г. р.) вспоминает: «Обряд этот больно старинный. Я ходила опахивать деревню еще маленькой девчонкой вместе с мамой. И мама моя Лобанова Агрофена Семеновна (1889 г. р.) тоже все время ходила».

Участвовали в этом обряде только женщины. Обязательным и важным атрибутом данного действа является соха, сохранившаяся у «дядёки Варюшкина и его жены Окулины» (1876 г. р.). Сейчас эта соха находится в школьном краеведческом музее «Засерёжье», но не как экспонат, а как предмет, используемый в обряде, — для бережной сохранности.

Не прекращалось проведение обряда и во время Великой Отечественной войны. Вспоминает Е. М. Лобанова: «Многи девчонки и ребятишки ходили опахивать деревню в войну. Тетя Раиса Герасимова нам говорила: “Дети, а вы кричите: “Пресвятая Богородица! Спаси нас!”, — и мы старались кричать».

В послевоенное советское время женщины собирались тайно, «чтобы не узнали начальники». Обычно начинали опахивать деревню «после стада», в десять часов вечера.

Таким образом, обряд опахивания деревни в Рожке не прерывался никогда. Начавшись в глубине веков, он продолжает жить и по сей день.

Мои юные исследователи, активисты школьного музея П. Лобанов (8-й класс), М. Трифонова (7-й класс), А. Артемьева (7-й класс), а также бывшие выпускники школы увлеченно работают с экспонатами, являющимися историческими источниками, проводят исследования, основанные на воспоминаниях местных жителей, добывают новые знания.

Наша исследовательская группа выпустила мультимедийные методические пособия «Традиционный костюм», «Старинные песни сел и деревень Сосновского района». Диски были распределены по образовательным организациям.

 

 

Музей «Засерёжье» принимал участие в област-ном конкурсе школьных музеев (2-е место), а также в Международном форуме школьных музеев (4-е место).

На личном опыте я убедилась, что школьный музей является одним из наиболее эффективных средств исторического, гражданского и духовно-нравственного воспитания. Он тесно связывает образование с жизнью, помогает приблизить обучение к проблемному пониманию материала, самостоятельной исследовательской деятельности, а также воспитывает чувства, на основе которых формируется гражданственность.

 

Литература

 

1. Анпилов, Г. Н. Нижегородские документы XVI века (1588—1600 гг.) / Г. Н. Анпилов. — Москва : Издательство Московского университета, 1977. — 462 с.

2. Заручные сказки церковно-священнослужителей Нижегородской епархии 1722—1723 гг. — URL: https://foto-progulki.ru/pavlov_pat (дата обращения: 15.01.2022). — Текст, изображения : электронные.

3. Мельников-Печерский, П. И. Очерки мордвы / П. И. Мельников-Печерский. — Саранск : Мордовское книжное издательство, 1981. — 134 с.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм