Воспитательный потенциал музея оловянного солдатика
И. А. ЕРЫШОВА, методист МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Сарова
|
В. В. ЛОПАШОВ, руководитель музея военно-исторической миниатюры, педагог-организатор МБУДО «Центр внешкольной работы»г. Сарова
|
Национальное культурное достояние,
которое в первую очередь хранят музеи, —
это ДНК народа и страны.
М. Б. Пиотровский
В нашем Центре внешкольной работы с 2018 года работает музей оловянного солдатика — музей военно-исторической миниатюры. Отметим, что наш музей уникален: до его открытия единственный музей оловянного солдатика находился в Санкт-Петербурге — в нем представлена нюрнбергская оловянная миниатюра.
Музей оловянного солдатика является тематическим систематизированным собранием материалов и военно-исторической миниатюры от античности до наших дней. Особое место в нем занимают экспозиции по истории Великой Отечественной войны. Подлинные экспонаты, хранящиеся в фондах музея, имеют историко-культурную ценность.
Миссия музея — сохранение исторического наследия, создание условий для формирования патриотических настроений молодежи на примере истории Русской армии, Рабоче-крестьянской Красной Армии, Советской армии и Вооруженных сил России.
Для педагогического коллектива нашего учреждения музей выступает методическим центром апробации музейных форм и средств патриотического воспитания молодежи.
В двух залах музея разместились экспозиции:
– «Мировая история: античность, средние века, Ренессанс, XVII—XIX века»;
– «История русской и советской армии XX—XXI веков»;
– «История оловянного солдатика»;
– диорамы «Бородинское сражение», «Битва в Москве 4 ноября 1612 года», «Парад Победы 1945 года».
При создании экспозиций соблюдаются принцип историчности, что выражается в строгом соответствии эпохе, последовательности представлений событий, и принцип доступности материала, связанный с размещением, обозначением, звуковым сопровождением экспонатов.
Через музейные предметы воспитывается ряд важных качеств личности:
– нравственная и художественно-эстетическая культура;
– историческое и национальное самосознание;
– духовность.
Сегодня нет точного и общепринятого определения музейной педагогики, которая лежит в основе работы музея. Многообразие трактовок термина в трудах исследователей (А. П. Валицкая, Л. М. Ванюшина, Е. Б. Медведева, М. В. Короткова, К. Пацвалл, А. М. Разгон, Б. А. Столяров, М. Ю. Юхневич и др.) говорит о процессе становления этой сравнительно молодой научной дисциплины, которая сформировалась в конце ХХ — начале ХХI века [2].
В своей практической работе наш педагогический коллектив руководствуется определением В. Ю. Борисова, директора музея Московского педагогического государственного университета: «Музейная педагогика — это особый процесс представления посетителю культурных ценностей с целью погружения (соучастия, сопереживания) экскурсанта в представляемую тему, событие или исторический период средствами информационно-коммуникативных и интерактивных технологий» [2].
С точки зрения музейной педагогики воспитательный эффект будет проявляться только тогда, когда каждый, посетивший музей, не останется равнодушным к тому, что увидел и услышал. Музей должен вызывать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее России и в то же время —желание анализировать и формировать собственное представление о ее историческом пути.
Музей оловянного солдатика создает особое воспитательное пространство. Пришедших в музей посетителей окружают знакомые с детства фигурки игрушечных солдатиков. Все спокойно и понятно, но, рассматривая коллекции и диорамы сражений, человек начинает ощущать масштабы исторических событий, героизм и трагизм истории, представленные тысячами маленьких фигурок.
Воспитательный результат посещения музея определяют качество проведения тематических экскурсий и личность самого экскурсовода.
На базе музея оловянного солдатика создано молодежное объединение «Победители». В его составе — студенты Саровского физико-технического института НИЯУ МИФИ, Саровского политехнического техникума им. Б. Г. Музрукова, учащиеся школ города.
Ребята участвуют в деятельности музея под руководством педагога-организатора В. В. Лопашова, занимаются изучением истории армий мира и военно-исторической миниатюры, учатся быть экскурсоводами.
В ходе экскурсий участники молодежного объединения демонстрируют посетителям экспонаты, на основе которых раскрывается тема, сообщают им интересную информацию, а главное — стараются вызвать ответную эмоциональную реакцию на рассказ, что способствует формированию у экскурсантов личного отношения к деятельности исторических лиц, событиям, фактам.
Воспитательную эффективность экскурсий повышают демонстрации исторических документальных фильмов «Великая война» (режиссер А. Граждан), «Солдаты Отчизны» (режиссер А. Штаден), «Неизвестная война» (режиссер Р. Кармен) и отрывков художественных фильмов «Освобождение» (режиссер Ю. Озеров), «Александр Невский» (режиссер С. Эйзенштейн), «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук). Эмоциональную привлекательность экскурсий создают интерактивные элементы: примерка полной униформы красноармейца образца 1943 года и демонстрация макетов оружия Российской армии.
Обширная фильмотека и технические возможности позволили музею принять участие во Всероссийской акции «24 кадра Победы». В рамках проекта подростки знакомились с историческими событиями военной истории России. Художественные и документальные фильмы визуализировали теоретические знания, эмоционально окрасили новую информацию.
Музей обладает высоким учебно-методическим потенциалом благодаря богатому предметному ряду, выполняющему функции наглядных пособий при изучении различных фактов, явлений, событий. С этой позиции музей выступает одной из форм получения новых знаний, участвует в развитии социальной активности, творческой инициативы и самодеятельности молодежи. Активная деятельность музея поддерживается проведением уроков мужества, истории, литературы, мероприятий, посвященных памятным датам, творческих встреч.
За 2021 год на базе нашего музея прошло более 60 экскурсий и мероприятий.
Еще одно значимое направление работы — создание и пополнение фондов музея. Оно обладает высоким воспитательным потенциалом — прежде всего для молодежного актива музея. В процессе сбора, исследования, обработки информации, оформления предметов материальной культуры, имеющих научную и познавательную ценность, сочетаются исследовательская, поисковая, организационная, профориентационная, коммуникативная деятельности.
Результатами реализации проектов молодежного объединения «Музей одного экспоната», «Весна Победы — 1945», «Купно за едино!» стали диорамы:
– «Бородинское сражение» (размер: 2Ѕ3 м; масштаб: 1/72): ландшафт, постройки, орудия, укрепления и 2200 фигурок солдат русской и французской армий дают представление о ходе сражения;
– «Штурм Берлина» (размер: 1х0,6 м; масштаб: 1/32): 50 бойцов Красной Армии ведут бой за взятие Рейхстага;
– «Подвиг Нижегородского ополчения 1612 года» (размер: 1х1 м; масштаб: 1/32): представлены улицы Москвы, где сражаются 60 солдат польской армии и воинов Нижегородского ополчения.
Кропотливая, качественная, исторически достоверная работа, выполненная руками студентов, высоко оценивается посетителями музея, вызывает их неизменный интерес.
С 2020 года музей освоил новую форму работы — организацию видеоэкскурсий на темы:
– «Мир стойкого деревянного солдатика»;
– «Сказочный мир Ганса Христиана Андерсена»;
– «Солдаты Великой Отечественной войны»;
– «Посвящается Великой Победе»;
– «Воины античности»;
– «День народного единства»;
– «Бородинское сражение 26.08.1812» (https://vk/com/club171826405, https://vk/com/lopashov59).
В социальных сетях мы разместили видеопроекты, реализованные в рамках всероссийских акций:
– «Памятные даты военной истории Отечества» (https://vk/com/club171826405);
– «Улицы Героев» (https://vk/com/club171826405).
В 2020 году музей стал партнером музея Победы на Поклонной горе в Москве, а летом 2021 года — социальным партнером областного проекта «Дворовая практика» на территории Сарова.
За три года работы музей приобрел популярность у жителей города: за 2021 год музей посетили более 1000 человек, среди которых не только дети и молодежь, но и взрослые саровчане.
Деятельность музея оловянного солдатика — это вклад в выполнение задач, обозначенных в федеральном проекте «Патриотическое воспитание».
Литература
1. Анчиков, А. П. В помощь активистам музея образовательной организации : методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных организаций Нижегородской области / А. П. Анчиков. — Нижний Новгород : Педагогические технологии, 2014. — 164 с. — ISBN 978-5-906320-07-0.
2. Борисов, В. Ю. Чему учит музей, или Что такое музейная педагогика / В. Ю. Борисов. — URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/chemu-uchit-muzey-ili-cht... (дата обращения: 10.12.2021). — Текст, изображения : электронные.
3. Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б. М. Бим-Бад. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. — 527 с. — ISBN 978-5-85270-230-2.
4. Пиотровский, М. Б. Вступительная статья / М. Б. Пиотровский // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2010. —№ 6. — С. 3—6.
Практика школьного воспитания № 1, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: