Живая наука: музей естествознания
Т. Б. ДОРОНИНА, методист Экостанции
|
И. В. КУЗНЕЦОВА, методист Экостанции
|
О. Н. ПАКЛИНА, педагог-организатор Экостанции ГБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» |
В эпоху урбанизации человечество в целом, и в особенности жители крупных городов, испытывают множественные стрессы, в значительной мере обусловленные оторванностью от природы, от исторических корней. Возможно, она не осознается, не ощущается остро, но, несомненно, влияет на формирование потребительского отношения к природе, согражданам, жизни.
В этих условиях эколого-биологическое направление дополнительного образования приобретает первостепенное значение, в том числе и как составная часть патриотического воспитания школьников. Ведь патриотизм прежде всего опирается на любовь к природе в широком ее понимании — и к животным, и к растениям, и к камням, и к традициям, и к историческим памятникам.
Начиная с 2008 года на базе Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области функционирует выставка-музей естественнонаучной направленности (https://vk.com/ecolandia?w=wall-48723624_1606%2Fall).
Постоянное ядро музея — выставки «Лестница жизни» и «Зоопарк живых насекомых». Помимо них, есть у нас и сменные экспозиции, такие как этно-экологическая выставка «Дерево в жизни человека», выставка амфибий и рептилий Нижегородской области и другие регулярно обновляемые экспозиции Экостанции.
Геологическая выставка «Лестница жизни» организована Ю. А. Большияновой, и основная часть экспонатов принадлежит ее частной коллекции. Многие геологические и палеонтологические образцы собраны педагогами и обучающимися нашего центра в учебно-исследовательских экспедициях: в окрестностях сел Великий Враг Кстовского района и Исады Лысковского района Нижегородской области, на мысе Корабль, в Хибинах и на побережье Белого моря в Мурманской области, в окрестностях города Шацк Рязанской области. Есть экспонаты, привезенные с Чукотки, из Ленинградской, Кировской, Ульяновской областей и других регионов нашей страны и из-за рубежа.
Экспедиции расширяют кругозор школьников, позволяют принять участие в полевых исследованиях, а география находок помогает обучающимся нашего центра получить представление об огромной территории и богатстве недр нашей страны.
В остекленных шкафах-витринах собраны экспонаты, условно распределенные по следующим темам:
– «Минералы и горные породы»;
– «Самоцветы»;
– «По следам наших экспедиций»;
– «Окаменевшее прошлое Земли: палеозойская эра»;
– «Окаменевшее прошлое Земли: мезозойская эра»;
– «Окаменевшее прошлое Земли: ископаемые растения»;
– «Реконструкция минувших эпох».
В последней экспозиции собраны диорама «Парк Юрского периода» и макет «Мамонт», сделанные руками обучающихся центра, а также копии черепов динозавров.
«Зоопарк живых насекомых» расположен в одном из кабинетов Экостанции и представляет собой около двух десятков террариумов не только с насекомыми, но и моллюсками, рыбами, амфибиями, рептилиями и млекопитающими. Несмотря на свою компактность, наш небольшой зооуголок населен представителями фаун пяти континентов Земли. Террариумы снабжены табличками о систематическом положении, морфологических, физиологических, экологических особенностях населяющего их вида.
Воспитанники Экостанции заботятся о питомцах зооуголка, а экскурсанты по желанию могут потрогать и даже подержать в руках самых миролюбивых обитателей террариумов, если те не возражают. Сразу оговоримся, что на контактный зоопарк в современных, негативных коннотациях этого термина наш живой уголок мало похож, поскольку трогать и гладить в основном приходится насекомых, в частности палочников и тараканов, которые воспринимают человека как субстрат и спокойно прогуливаются по детским рукам, очевидно не испытывая особого стресса и дискомфорта, а дети, напротив, могут преодолеть некоторую робость и стереотипы восприятия некоторых природных объектов как «неприятных», «страшных».
«Зоопарк живых насекомых» удобен еще и тем, что это передвижная выставка, которую нетрудно перевезти в любой район области. Выездные экскурсии по нашей выставке до эпидемических ограничений 2020 года проводились регулярно: в детских лагерях «Лазурный» и «Салют», в центрах дополнительного образования в Шахунье, Богородске, рабочем поселке Воскресенское и других районных центрах.
При непосредственном общении, наблюдении, заботе о маленьких живых существах воспитываются ответственность и любовь к природе, а эти чувства напрямую конвертируются в патриотизм. Вообще, на наш взгляд, нет ничего более близкого к чувству патриотизма, чем экологический склад мышления, который формируется в том числе во время занятий и экскурсий по экспозициям нашего музея.
Экскурсии по музею проводятся для детей и взрослых, воспитанников и гостей нашего центра. Средняя продолжительность экскурсии по одной экспозиции составляет 35—40 минут. Возраст участников — от 5 лет. Разработаны несколько программ: для дошкольников, младших школьников и посетителей от 12 лет.
Темы экскурсий формируются исходя из запроса посетителей:
– Музей в помощь школе. Педагоги образовательных организаций используют экспозиции нашего музея как дополнение к программам по географии, биологии, экологии. Нередко нашими посетителями становятся группы продленного дня или отряды школьного летнего лагеря. В летний период центр предлагает расширенную программу занятий для городских лагерей: в течение нескольких дней школьники посещают мастер-классы, в том числе биологические лаборатории Экостанции, и знакомятся со всеми экспозициями нашего музея.
– Экскурсия-путешествие. Для старших школьников и для взрослых музей предлагает углубленные биогеографические, палеонтологические и геологические экскурсии — путешествия по континентам и эпохам.
– Экскурсия — мастер-класс по уходу за экзотическими домашними питомцами.
– Экскурсия — визитная карточка Экостанции. После проведения данной экскурсии многие юные посетители музея приходят на занятия в наши творческие объединения.
Экскурсии по выставкам музея проводят не только педагоги центра, но и старшие школьники — воспитанники творческих объединений Экостанции. Подобный формат был впервые опробован в 2014 году в рамках проекта «Дети детям», и с тех пор старшеклассники ведут увлекательные экскурсии о животных зооуголка и коллекциях минералов для младших школьников, выбирая темы по своим интересам, и посетители чрезвычайно довольны. В минуты такого общения трансляция культурного кода происходит без помех и искажений, ведь старшие дети обладают поистине магическим воздействием на умы младших. Не воспитание ли это патриотизма через любовь к природе, формирование нравственно-экологической идентичности?
В обучающей деятельности музея активно применяются информационные технологии, что позволяет разрушить молодежный стереотип: «Музей — унылое место, где хранится старье и пахнет нафталином», — и привлечь внимание юных скептиков к содержанию экскурсий, занятий, мастер-классов на базе наших выставок.
По мотивам экспозиций нашего музея снято большое количество коротких видеороликов: «В поисках горной кожи», «Со дна исчезнувших морей», «Кукурузная змея», «Древо жизни. Система координат» и др.
В настоящее время разрабатывается цикл экскурсий по геологической выставке: «Каменная летопись», «Со дна исчезнувших морей», «Химия и физика камня» и др.
В будущем планируется записать тексты экскурсий в аудиоформате и найти возможность приобретения аудиогида.
На экскурсиях по экспозициям музея, на занятиях творческих объединений биологической, а тем более экологической тематики школьники ненавязчиво, но каждую минуту получают уроки патриотического воспитания. Все экспонаты музея, каждый питомец живого уголка, любая учебная задача ведут к самому главному — тому, что так необходимо современному человеку, в особенности городскому жителю: возможности прикоснуться к природе, прочувствовать миллионы лет эволюции, ответственность за сохранение биологического равновесия.
Чувства любви к природе, привязанности к родным местам, сопереживания другим людям — все то, что входит в понятие непарадного, искреннего патриотизма, — имманентны человеку. Наша задача — приоткрыть ему возможности для восстановления утраченной связи с природой.
Практика школьного воспитания № 1, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: