Роль музея спортивной славы в формировании гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся

Т. А. ГОРЕВА,

учитель истории

и обществознания ГБПОУ «Нижегородское областное училище олимпийского резерва

им. В. С. Тишина»

 

Путь в большой спорт труден и тернист. Только самым упорным и крепким удается достичь цели — осветить свою жизнь огнем спортивной славы.

Вклад Нижнего Новгорода в историю российского спорта неоценим, достижения наших спортсменов вписаны в летопись высочайших рекордов современности. Великие нижегородские спортсмены, тренеры, кумиры прошлого и настоящего заслужили увековечения спортивных достижений в музейных экспозициях.

Музей спортивной славы создан для того, чтобы спортсмены нашего училища могли на примере своих предшественников учиться преодолевать трудности и стремиться к победам, чтобы сохранить память о достижениях наших выпускников.

В музее собраны и бережно хранятся документальные свидетельства истории училища на протяжении 50 лет.

Цель создания музея — способствовать развитию личности спортсмена, ценности, взгляды, установки, мотивы деятельности и поведения которого позволяют ему определять, обогащать, реализовывать жизненные планы в спорте.

Задачи:

– приобщение обучающихся к изучению развития спорта в регионе, России;

– формирование гражданской позиции, активной социально значимой деятельности учащихся;

– пропаганда здорового образа жизни;

– воспитание у обучающихся музейной культуры;

– сотрудничество с организациями, решающими задачи гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

– формирование фонда музея и обеспечение его сохранности.

Основными функциями музея являются:

– документирование истории спорта Нижегородской области путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных коллекций;

– осуществление деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

– организация культурно-просветительской, методической, информационной деятельности;

– развитие детского самоуправления.

Работа музея осуществляется по нескольким тематическим направлениям:

– «История спорта в Нижегородской области»;

– «История Нижегородского областного училища олимпийского резерва»;

– «Спортивные достижения обучающихся-спортсменов по культивируемым видам спорта».

Программа развития музея базируется на том, что современный музей — это сложная система, пространство интеграции основного и дополнительного образования обучающихся. Она предусматривает комплексный подход, благодаря которому музей может оказать серьезную помощь в социальной адаптации будущего спортсмена к условиям современного общества. Программа является результатом многолетней деятельности педагогического и ученического коллективов училища.

 

 

Профиль музея спортивной славы — исторический. Его уникальность состоит в том, что это единственный спортивный музей в Нижегородской области. Он был создан к десятилетию школы-интерната спортивного профиля (впоследствии ставшей училищем) в 1981 году под руководством директора Б. И. Цапанова.

Торжественное открытие музея состоялось 29 апреля, ему было присвоено звание «Школьный музей» за большую поисково-исследовательскую работу, создание интересной экспозиции и воспитание учащихся.

Время летит с неумолимой скоростью, и в 2021 году музей отметил очередной юбилей — ему исполнилось 40 лет.

Музей выстраивает свою деятельность на основе самоуправления. Привлекая актив учащихся, Совет музея организует собирательскую работу, ведет учет и осуществляет хранение фондов, проводит экскурсии, разрабатывает план работы.

Основными направлениями деятельности нашего музея являются:

– организационно-методическое;

– экскурсионно-просветительское;

– поисковое, научно-исследовательское;

– работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).

Музей взаимодействует со всеми структурными подразделениями училища с целью эффективного выполнения возложенных на него задач и функций.

Из года в год растет число проводимых в музее мероприятий, он стал центром идейно-нравственного воспитания наших обучающихся. Здесь можно услышать интересные рассказы о спортсменах, увидеть увлекательные экспозиции, принять участие в мастер-классах, организованных самими студентами.

Обучающиеся собирают и обрабатывают информацию, ведут переписки, проводят встречи со спортсменами, занимаются архивной работой, оцифровкой фотоархивов, созданием виртуальных фотоальбомов, виртуальных копий экспонатов, их электронных описаний по специальному шаблону, осуществляют QR-кодирование.

Актив и Совет музея разрабатывают ознакомительные программы для младших классов и студентов, готовят виртуальные экскурсии на сайте училища, проводят экскурсии для посетителей и встречи с выпускниками, известными спортсменами, ветеранами спорта, организуют шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, участвуют в акциях, посвященных празднованию Дня Победы.

 

 

Материалы о работе музея публикуются в постоянной рубрике газет училища «Ванеева 110 б», «Спортивный Олимп», на странице «Музей Спортивной славы» сайта нашей образовательной организации (https://nouor.ru/about/muzey_sportivnoy_slavy.php)

За последние годы учащиеся достигли серьезных результатов в поисково-исследовательской работе. Они приняли участие в:

– городском историческом исследовательском конкурсе «Моя семья в истории страны»;

– региональном сетевом проекте «По дорогам Олимпийских игр», приуроченном к проведению XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи и реализованном кафедрами информационных технологий, теории и методики физического воспитания и ОБЖ, начального образования, истории и обществоведческих дисциплин Нижегородского института развития образования. Наша команда заняла 1-е место (https://sites.google.com/site/olimpijskijogonpo/);

– региональном сетевом проекте «Символы Земли Нижегородской», приуроченном к 300-летию Нижегородской области. Команда училища представила презентацию музея спортивной славы в рамках проекта «Нижегородский трамплин — школа высокого полета» и заняла 1-е место (https://sites.google.com/site/nouornnovgorod/kak-sohranit-simvol);

– сетевом учебном проекте «Мы разные, но мы вместе», организованном с целью укоренения в школе толерантных качеств личности учащегося и профилактики национального экстремизма (https://qps.ru/vs2QM);

– ежегодном сетевом проекте «Мы помним!», посвященном участникам Великой Отечественной войны: тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, и тем, кто самоотверженно трудился в тылу (https://qps.ru/CmDKz).

В 2007 году музей принимал участие во Всесоюзном конкурсе спортивных музеев России и был отмечен дипломом I степени; в городском смотре-конкурсе паспортизированных музеев «Лучший музей образовательного учреждения города Нижнего Новгорода» по итогам деятельности в 2017/2018 учебном году — награжден дипломом III степени; в областном конкурсе музеев образовательных организаций Нижегородской области «Музей образовательной организации: пространство инновации» — награжден дипломом III степени.

 

 

Музей спортивной славы прошел паспортизацию в 2016 и 2021 годах.

Исследовательская деятельность дает возможность пополнить фонды музея. За последние годы в инвентарной книге зарегистрировано 675 единиц экспонатов, ведется сбор «живых» воспоминаний о спортивных достижениях.

В нашем музее три зала: исторический, призовой и сменная экспозиция в фойе училища.

Экспозицию первого зала составляют экспонаты, раскрывающие историю развития спорта в регионе, сгруппированные по нескольким разделам:

– раздел «Родоначальники нижегородского спорта» рассказывает о зачинателях спорта в нашем городе — участниках Великой Отечественной войны. Материал уникален, а некоторые экспонаты представлены только в нашем музее;

– галерея фотографий «Ветераны Нижегородского спорта» посвящена участникам и чемпионам Олимпийских игр с 1952-го по 1980 год;

– в экспозиции раздела «История училища» соблюдается хронологический принцип: с момента открытия образовательной организации до наших дней. Через фотографии, альбомы, школьные сочинения и рукописные дневники учащихся можно проследить историю создания школы-интерната спортивного профиля;

– в разделе «Наша гордость» на 32 фотографиях представлены победители и участники Олимпийских игр с 1980-го по 2020 год;

– раздел «Здесь 10 лет учились мы — и вот к финалу подошли» состоит из фотографий спортсменов-выпускников. Теперь в музей приходят уже их дети и находят в галерее своих родителей и родственников.

Во втором зале экспозиции построены по тематическому принципу. Экспонаты — медали, кубки, призы, сувениры, грамоты, вымпелы — уникальные (подлинные) награды победителей различных международных соревнований, чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр. Они представлены в семи разделах — по видам спорта:

– в разделе «Восточные виды единоборств» — многочисленные экспонаты отделения восточных единоборств училища. В 1980 году в школе замелькали белые японские кимоно — открылось отделение дзюдо. Его воспитанники не раз становились победителями в международных соревнованиях Европы и мира, проходивших в Италии и Югославии;

– самый большой раздел посвящен самому изящному виду спорта — художественной гимнастике. Нижегородская художественная гимнастика заявила о себе в 1949 году на первом чемпионате России. А теперь о наших гимнастках знает весь мир. Под руководством тренеров-профессионалов бригады Н. Б. Тишиной — заслуженного работника ФКиС, заслуженного тренера России высшей категории, отличника ФКС, мастера спорта, обладателя ордена «За заслуги перед Отечеством II степени за большой вклад в развитие спорта», почетного гражданина Нижнего Новгорода наши гимнастки тренируются, оттачивают мастерство, чтобы в свете олимпийского огня укреплять мощь и славу своей страны. В последние годы нижегородские художницы прекрасно показали себя на спортивных аренах Европы и мира и покорили своим мастерством зрителей всех стран;

– особым интересом пользуется экспозиция о спортивной карьере директора нашего училища, тренера России по лыжному спорту В. С. Тишина. В 1968—1969 годах он работал тренером молодежной команды СССР по лыжным гонкам, подготовил ряд известных спортсменов;

– в нашем музее можно узнать и о покорителях шоссейных трасс Италии, Югославии, Греции — представителях велоспорта. В училище он появился в 1976 году. Ежегодно обучающиеся привозили из разных стран кубки, призы и медали;

– не менее интересен раздел, посвященный достижениям спортсменов по скоростному бегу на коньках, где представлены медали, фотографии, грамоты, рассказывающие об успехах самого быстрого скорохода 2007 года в спринтер-ском многоборье — заслуженного мастера спорта России Д. В. Лобкова, участника двух последних зимних Олимпиад;

– «Королевская регата» проведет по волнам раздела, посвященного академической гребле, гребле на байдарках и каноэ — одному из самых мужественных и красивых видов спорта. Экспонаты этого раздела говорят сами за себя: на протяжении нескольких лет спортсмены успешно выступают на международных соревнованиях.

 

 

Переместимся в третий зал, который организован в виде сменной экспозиции в фойе училища и доступен для свободного обзора всем посетителям. Ослепляет блеск медалей и кубков, радуют взор призы, сувениры, грамоты, вымпелы учащихся-спортсменов и выпускников училища. В зале создан подиум с закрепленным факелом, который наши ребята пронесли по улицам и площадям Нижнего Новгорода во время проведения Олимпийских игр — 2014. Экспозиция регулярно обновляется.

Музей спортивной славы в разные годы посетили трехкратные олимпийские чемпионы по хоккею с шайбой А. П. Рагулин и В. И. Старшинов, двукратный олимпийский чемпион по хоккею с шайбой И. А. Ромишевский, ветераны нижегородского спорта — заслуженные мастера спорта, олимпийские чемпионы В. Г. Бушуев (тяжелая атлетика), В. Г. Денисов (фехтование), В. А. Третьяк, И. К. Роднина и др.

Перечень мероприятий, проводимых на базе музея, позволяет сказать, что он активно включен в учебно-воспитательный процесс училища. Музейный материал используется на уроках, лекциях, находит отражение в исследовательских работах ребят, с которыми они выходят на областные, международные конкурсы по общеобразовательным предметам. Роль музея в деле духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания школьников и студентов неоценима. Музей пробуждает общественную активность и гражданственность.

Мы стремимся воспитывать в спортсменах чуткость не только к глобальным проблемам человечества, но и неравнодушное отношение к делам и заботам близких и просто рядом живущих людей, стараемся пробудить в них чувство гордости за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножить. Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему, в системообразующий элемент воспитательной работы в училище.

Меняются времена, на спортивном небосклоне загораются новые звезды. Мы надеемся, что юные спортсмены Нижегородского областного училища олимпийского резерва им. В. С. Тишина будут стремиться побеждать, быть лучшими, продолжая славные традиции нижегородского спорта, и пусть музей спортивной славы станет стимулом для их развития.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм