Я поведу тебя в музей

О. Н. ЛОШКАРЕВА, учитель математики МАОУ «Больше-пикинская ОШ»
г. о. г. Бор

 

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания школьников в настоящее время является музейная педагогика. Задача педагогического сообщества заключается в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения культурные и общечеловеческие ценности, и особая роль здесь отводится классному руководителю.

Воспитательный потенциал музея и его образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности школьников весьма велики. Наиболее часто при работе с обучающимися используется такая форма организации обучения и воспитания, как экскурсия. Она способствует «более глубокому знакомству с историей и культурой нашей Родины», развивает «познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы» учащихся. Исследователи отмечают, что «именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышления, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта» [1].

Для того чтобы деятельность классного руководителя в области музейной педагогики была интересна, эффективна, успешна и приносила видимые результаты, он может выбрать несколько направлений, по которым будет организована работа, а именно:

– гражданско-патриотическое;

– художественно-эстетическое;

– краеведческое;

– интеллектуально-познавательное;

– культурологическое.

Вместе с тем учителю следует учитывать территориальную доступность учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, науки и культуры, а также возраст учащихся.

Расскажу о своем опыте применения элементов музейной педагогики во внеурочной работе.

В среднем школьном звене целесообразно продолжать знакомство обучающихся с историей малой родины, начатое в начальной школе.

В нашем городском округе расположены несколько объектов культурного наследия, занимающихся просветительской деятельностью. Одним из них является Борский краеведческий музей, который ведет свою историю с
60-х годов XX века. Он расположен в двухэтажном особняке бывшего предпринимателя А. Л. Старова. Фонд музея составляют фотодокументы, предметы нумизматики, декоративно-прикладного и народного быта, истории техники, живопись, библиотека.

В настоящее время в музее действуют семь стационарных экспозиций, посвященных природе родного края и ее заповедным местам, истории города, научным и трудовым достижениям земляков, подвигу борчан в годы Великой Отечественной войны, борскому спорту, а также Ф. Шаляпину и М. Горькому, которые были в гостях на нашей земле. В залах музея работают временные художественные выставки талантливых борчан.

 

 

Наряду с краеведческим музеем, значимым объектом на Бору является духовно-просветительский центр «Сергиевская слобода». На его территории располагаются музей, православные гимназия и детский сад, храмовые объекты и памятник Сергию Радонежскому.

В музее собрана уникальная история храмового комплекса, первые упоминания о котором относятся к XVI веку. Экскурсию проводит церковный служитель, что производит на детей большое впечатление. Во время посещения храмового комплекса школьников знакомят с летописными сведениями, церковной утварью, православными Таинствами и жизнеописаниями святых, лики которых изображены на стенах церквей. Также в музее организуются выставки детских художественных школ нашего города.

К числу современных просветительских объектов относится музей милиции, находящийся в здании УВД по Борскому району Нижегородской области. В нем представлены экспонаты 30—50-х годов прошлого века. Директор музея, подполковник милиции в отставке В. Бекетов, описывает суровые будни своих сослуживцев, показывает обмундирование прежних лет, уголовные дела, оружие, которое использовали стражи порядка при задержании преступников.

Работниками музея по крупицам восстановлен кабинет штатного сотрудника борской милиции начала 40-х — конца 50-х годов. Многие раритетные вещи были переданы ветеранами МВД в музей на хранение. Подростки с большим интересом примеряют на себя милицейскую форму, рассматривают и берут в руки различные выставочные экспонаты.

Помимо территориальных объектов, педагог может использовать для гражданского и патриотического воспитания интернет-ресурсы.

Сегодня большую популярность приобретают виртуальные экскурсии. Их преимущество заключается в широте охваченных объектов при минимальных временных затратах и простоте «посещения». Особенно актуальны такие мероприятия стали во время дистанционного обучения.

В 2020/2021 учебном году в преддверии 800-летия Нижнего Новгорода тематика образовательного видеоконтента была связана с историей и достопримечательностями нашего города. Детям были представлены для просмотра познавательные ролики о музее троллейбусов и трамваев, музее РЖД, проведен обзор по памятным местам, связанным с именем М. Горького. Мы виртуально посетили фабрику елочных игрушек «Ариель», Царский павильон, Нижегородский острог и театры города.

Не осталась без внимания и история нашей области: две экскурсии были посвящены самым известным местам Нижегородского края, богатого на легенды и предания. Большое разнообразие материала позволяет педагогу выбрать сюжет, способствующий воспитанию чувства привязанности к той земле, на которой человек родился и вырос, уважительного отношения к историческому прошлому, гордости за трудовые, социальные и культурные достижения нижегородцев.

 

 

Кроме того, неоценимым воспитательным потенциалом обладает виртуальный школьный музей. Его страница создана на сайте нашей образовательной органи-зации с 2017 года (https://bolpikschoolmuzeum.jimdofree.com/). Документальный материал собирался совместно ученическим и педагогическим коллективами.

В 2021/2022 учебном году первый классный час я посвятила нашему музею. Благодаря виртуальному «путешествию» восьмиклассники узнали историю возникновения школы в родном поселке, познакомились с ее учителями, деятельностью пионерской организации, прочитали об успехах учеников. Для многих из обучающихся было открытием, что среди учителей школы были участники войны, а некоторые сегодняшние педагоги являются выпускниками нашей образовательной организации. Большой интерес у детей вызвало знакомство с фотогалереей, так как многие увидели на архивных фотографиях своих родственников и знакомых.

В среднем и старшем школьных звеньях, когда потребность в общении у подростков выходит на первый план, классному руководителю желательно останавливать свой выбор на музейных мероприятиях, которые предполагают интерактивную форму проведения.

Так, в 2019 году во время осенних каникул мой класс принял участие в квесте «В поисках казны ополчения», организованном сотрудниками Нижегородского Кремля. С помощью карты и подсказок участники проходили по местам, связанным с событиями 1612 года, и искали местонахождение клада. Ребята выстраивали оптимальный маршрут перемещения и находили новые подсказки. В доступной игровой форме подростки познакомились с одним из самых сложных и важных периодов в истории нашей страны — Смутным временем.

Во второй половине учебного года вновь появилась возможность посещения выставочных центров «вживую». В весенние каникулы школьники с огромным удовольствием побывали в историческом парке «Россия — моя история» на мультимедийной выставке «1945—2016». Создатели экспозиционного комплекса постарались «перевести» суховатое описание российской истории на страницах учебников в яркое, увлекательное и вместе с тем объективное повествование; сделать так, чтобы каждый посетитель почувствовал сопричастность к событиям своего Отечества.

Подростки, стараясь не пропустить ни слова из рассказа экскурсовода, заинтересованно следовали за ним и рассматривали интерактивные столы и экраны. Благодаря технологиям управления жестами у аудитории появилось больше возможностей для взаимодействия с экспонатами.

 

 

Экспозиция осветила необычайно драматический исторический период. Что это было за государство — СССР? Во что вылился для нашей страны и всего мира его развал и каковы причины этого крушения? Что сегодня, спустя несколько десятилетий, мы можем сказать о «перестройке»?

В парке действуют еще три заслуживающие внимания экспозиции, охватывающие тысячелетнюю историю России: мультимедийные выставки «Романовы», «Рюриковичи» и «От великих потрясений к Великой Победе».

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что музей был и остается важнейшим ресурсом воспитательной работы по формированию гражданско-патриотического мировоззрения школьников. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Изучение истории родной земли, боевых подвигов, трудовых и культурных традиций своего народа является основополагающим вектором в воспитании у детей чувства любви к «большой» и малой Родине, а также в освоении ими социальной роли гражданина и патриота. Нам есть чем гордиться и о чем рассказать нашим детям!

 

Литература

 

1. Чумакова, Н. Ю. Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н. Ю. Чумакова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2013. —
№ 7 (54). — С. 441—443. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7391/ (дата обращения: 22.03.2021).

2. Борский краеведческий музей : [сайт]. — URL: https://muzeibor.nnov.muzkult.ru/ (дата обращения: 15.04.2021). — Текст, изображения : электронные.

3. Музей милиции открылся на Бору. — Текст : электронный //Твой Бор. — URL: https://tvoy-bor.ru/news/city/2009/06/15/1157.html/ (дата обращения: 30.04.2021).

4. Музей-филиал исторический парк «Россия — моя история», НГИАМЗ : [сайт]. — URL: https://ngiamz.ru/filialy/multimedijnyj-park-rossiya-moya-istoriya/ (дата обращения: 06.05.2021). — Текст, изображения : электронные.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм