Музей детства  —  универсальное образовательное пространство для саровчан любого возраста

Е. С. ГРИНЕВА,

педагог дополнительного образования, руководитель объединений «Истоки», «Человек и общество» МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Сарова

 

Универсальность, многофункциональность, широкий спектр компетенций — этим запросам общества должны соответствовать педагоги системы дополнительного образования. А какие требования и ожидания есть в отношении образовательного пространства? Комфортность и эргономичность? — Обязательно! — Многофункциональность? — В идеале! — Универсальность? — Да!

Место, где мы учим и воспитываем, не менее важно, чем знания и умения педагога. Во Дворце детского (юношеского) творчества Сарова таким местом является музей детства (https://ddt-sarov.ru/item/650958). Он был открыт в 1989 году в трех залах: «Детское движение», «Детское творчество», «Краеведение».

Универсальность пространства нашего музея состоит в том, что его потенциал может быть использован как отдельным педагогом, так и учреждением и городом при реализации проектных линий и мероприятий различных уровней — от школьного до всероссийского.

Как педагог, я использую универсальность музея на занятиях туристско-краеведческой и социально-гуманитарной направленностей в объединениях «Истоки», «Человек и общество». Практически по каждой теме здесь есть наглядные материалы, экспонаты для усиления акцентов, за-крепления полученных знаний.

Дворцу детского творчества универсальность пространства музея помогает при реализации календаря образовательных событий учреждения.

Именно с музея детства начинают знакомство с возможностями ДДТ новички. Экскурсии проходят в рамках проектной линии «Я — дворцовец!». А в конце каждого учебного года здесь проводится традиционная конференция наших воспитанников. Для этих целей музей оборудован мультимедийным комплексом и необходимой мебелью.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» пространство музея используется для проведения различных конкурсов, мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству, викторин и других мероприятий, имеющих воспитательное значение в рамках проектных линий «Новогоднее ассорти», «Культура и духовность» и др. По заказу музея для обновления экспозиций воспитанники объединений со своими руководителями выполняют тематические работы.

 

 

В зале детского творчества собраны лучшие работы обучающихся начиная с 70-х годов XX века. Экспозиция непрерывно пополняется работами технической, декоративно-прикладной направленностей. Собранная коллекция в значительной степени способствует развитию у детей, особенно у новичков, таких качеств личности, как целеустремленность, креативность, настойчивость, ответственное отношение к делу. При знакомстве с успехами предшественников (а в музее представлены работы, авторы которых стали призерами и победителями различных конкурсов, были отмечены медалями ВДНХ) нынешние дворцовцы выстраивают собственную пирамиду «хочу — могу — делаю».

Большой популярностью у ребят дошкольного и школьного возраста пользуются обзорные тематические экскурсии «Покорители космоса», «Война глазами детей», «Легендарный танк Т-34».

Особое значение в процессе воспитания юных саровчан как активных граждан и патриотов имеют занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука добрых дел» (64 часа за учебный год). Это уникальный проект, не имеющий аналогов, разработанный методистами и педагогами нашего дворца для учащихся 3—4-х классов, которые готовятся к вступлению в пионеры и в городской Союз детских организаций «Сияющие звезды». Еженедельно ученики разных школ проходят обучение на пяти станциях: «Пионерская», «Путешественник», «Забава», «Домовенок» и «Веселая нотка». Две из них — «Пионерская» и «Путешественник» — расположены в музее детства.

Для города музей стал идеальной площадкой при реализации проектов «75 лет Победы» и «Память о Победе». Здесь школьники записывали видеоролики со стихами и прозой о войне. Экспонаты музея, архивные фотографии, личные вещи, рассказывающие о подвигах пионеров-героев, детях войны, истории создания пионерских отрядов в нашем городе, помогают закрепить знания, полученные на уроках истории и литературы. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами пионерского движения в Сарове, которые проходят среди артефактов того времени, способствуют формированию у детей и подростков личностных качеств, присущих лидерам, патриотам, волонтерам, социально активным гражданам.

В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации в музее детства проходит реализация городского образовательного проекта «Читаем вслух». Учащиеся 4—11-х классов раз в месяц собираются во дворце, чтобы почитать и обсудить фрагменты художественных произведений русской, советской и мировой литературы.

В каникулярное время здесь проводятся занятия по краеведению и обществознанию. Мы говорим о символах России, подвигах, героях и памяти потомков.

В зале детского движения ребята вступают в пионеры. Здесь проходит школа пионерских профессий для знатоков символики.

Подводя итог, могу сказать, что музей детства — это открытое универсальное образовательное пространство. Он помогает сохранять лучшие воспитательные традиции, заложенные в советское время, развивать активную гражданскую позицию и социальную ответственность, укрепляет любовь к малой и «большой» Родине.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм