«Пылающий адрес войны» Мастер-класс по созданию писем-треугольников времен Великой Отечественной войны
Т. А. БЕЛОВА, учитель русского языка и литературы МАОУ СШ № 6 г. о. г. Бор |
Прививая детям любовь к музеям и библиотекам, мы воспитываем настоящих граждан и патриотов нашей страны. Именно в этих культурных учреждениях представлена история народа, которую невозможно изменить и переписать и которую обязательно нужно знать и помнить.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по созданию писем-треугольников времен Великой Отечественной войны «Пылающий адрес войны».
Мероприятие предназначено для обучающихся 5—6-х классов. Подобранный материал знакомит их с особенностями эпистолярного жанра, обогащает речь, развивает творческие способности и познавательные интересы, формирует культуру общения.
Цели:
– развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности;
– формировать интерес к истории своей страны, малой родины.
Задачи:
– познакомить учащихся с боевыми подвигами нашего народа;
– развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал школьников художественно-эстетическими средствами;
– прививать любовь к искусству.
Оборудование и материалы: музейная фотовыставка «Солдатские письма»; выставка книг «Письма с фронта»; музыкальное оформление — фонограммы песен «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова), «Жди меня» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова); презентация; газета; винтажная бумага для писем, клей, ножницы, георгиевская ленточка, карандаши, фломастеры.
Время проведения: 1,5 часа.
Ход мероприятия
Пишите письма, ради всего святого!
Пишите письма, хотя бы два слова!
Осенью, летом, в снегопад, в зной,
Пишите мамам: «Я — живой!».
Самое главное: «Я — живой!».
Самое важное: «Я — живой!».
В. Ильина
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы нашли время для творчества и пришли на наш мастер-класс.
Звучит мелодия песни «Темная ночь».
Педагог: Письма с фронта хранятся во многих семьях как настоящие реликвии. Солдатские письма — это свидетели войны, и они не могут оставить равнодушными людей любого возраста.
А ваша семья хранит такие письма от прабабушек или прадедушек? (Ответы детей)
Мы с вами знаем о Великой Отечественной войне по книгам, фильмам, рассказам еще оставшихся в живых участников сражений. Фронтовые письма тоже ярко рассказывают о событиях тех лет, о человеческих судьбах.
Тема нашего мастер-класса — «Пылающий адрес войны». Как вы понимаете это название?
Обучающиеся отвечают на вопрос, подбирают синонимы к слову «пылающий». Педагог подводит детей к мысли о том, что «пылающий адрес войны» —это письмо солдату, который сражался за Родину.
Педагог: Как вы думаете, много ли писем было отправлено в годы Великой Отечественной войны? (Ответы детей)
О чем думал солдат, когда торопливо сочинял письмо жене, родителям, невесте? (Ответы детей)
Конечно, о войне, товарищах, семье. Боец спешно делился своим горем и радостью, бедами и победами. Всеми способами старался успокоить родных и уверял их, что обязательно вернется домой победителем.
Звучит музыкальная композиция «Жди меня».
Педагог: Знаете ли вы, в каком жанре пишутся письма? (Ответы детей)
Входит почтальон, который раздает учащимся конверты и рассказывает о правильном оформлении адреса и структуре письма.
Почтальон: Предлагаю вам ответить на вопросы:
– Как называется человек, который пишет письмо? (Адресант)
– Как называется человек, которому пишут письмо? (Адресат)
– Как называется объект почтовой связи, осуществляющий приемку, сортировку, отправку, обработку и доставку почты? (Почтовое отделение)
– Кто доставляет письма? (Почтальон)
Педагог и почтальон демонстрируют детям письма, написанные в годы Великой Отечественной, Афганской, чеченских войн.
Вниманию учеников предлагается онлайн-архив писем
с фронта (https://may9.ru/victory/letters/#letters-gallery-68).
Педагог: Как вы думаете, что объединяет все эти письма? С какой целью было написано каждое из них? Какие чувства вызвали они у вас? (Ответы детей)
Почтальон: Ребята, сегодня вам предстоит написать письма из будущего тем солдатам, которые не вернулись с войны, и научиться оформлять их традиционной треуголкой.
Обучающимся раздаются материалы для создания писем: винтажная бумага, клей, ручки, фломастеры, карандаши, георгиевская ленточка и газета.
Педагог: На лицевой стороне писали: «Воинское» или «Почтовая карточка». После слов «Обратный адрес» следовали надпись «Полевая почта» и линии для указания обратного адреса. Самодельные треугольники складывали из любой оказавшейся под рукой бумаги, в ход шла даже газета. Сначала эти листочки загибали справа, потом слева направо, оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Чаще всего на почтовых карточках писались лозунги, стихи и песни, делались фотозарисовки.
Учащиеся складывают написанные ими письма в треуголки и оформляют их: пишут на них строчки из военных песен, приклеивают георгиевскую ленточку — символ Победы в Великой Отечественной войне и т. д.
После окончания мастер-класса участники выбирают лучшее, на их взгляд, письмо. Победителю вручается небольшой памятный сувенир.
Педагог: В заключение хочется сказать, что Великая Отечественная война стала прекрасным примером народного единства, героизма и самоотверженности. Это время породило настоящих патриотов — людей, отстаивавших границы своей Родины, честь своих семей на протяжении 1418 дней. Именно их подвигам посвящены многие музейные выставки, и их мужество нам не забыть никогда!
Фронтовые письма — истории горьких судеб. Эти послания вселяли главное — надежду на жизнь. На проведенном мастер-классе учащиеся поняли, что каждое письмо имело особые смысл и ценность. Связь близких людей через «магию» слов придавала бойцам силы и желание одержать победу над врагом. Написание писем позволило испытать учащимся весь спектр эмоций военного времени: горе и счастье, ненависть и любовь, — прочувствовать атмосферу смертного боя и фронтового быта.
Практика школьного воспитания № 1, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: