Роль детских общественных организаций в решении государственных задач в сфере воспитания подрастающего поколения

 

В. А. АМОСОВ, председатель Общественной организации «Ассоциация детского движения Нижегородской области», заместитель Председателя Международного Союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр»

 

2022 год — 100-летие Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина — это не только праздничное событие, но и хороший повод для осмысления пройденного пути. Повод, чтобы оглянуться и оглядеться, чтобы лучше понять, как мы живем: чего достигли, что преодолели, в чем видим проблемы, что предстоит, к чему надо стремиться.

Времена меняются, и пионерская организация перестала быть единой и единственной в стране. Но ее опыт и возможности далеко не исчерпаны, хотя и по-разному прорастают в современном детском движении — многоликом и разнообразном. И это свидетельствует о начале нового периода в развитии пионерской организации.

Поэтому возникает множество вопросов, с которыми необходимо разбираться, чтобы понимать, какие в действительности процессы уже идут или ожидают нас, чтобы не допускать ошибок прошлого, чтобы осмысленно и достойно двигаться в будущее, соответствовать реальности времени и желаниям современного подростка в реализации его инициатив, поддержке родительского запроса на формирование гармонично развитой личности.

История детского движения многогранна. Сознавая ее уникальность, проникаешься гордостью за те достижения, важные события и полезные дела, огромный опыт и достойных людей, которые внесли весомый вклад в историю пионерского движения.

В непростое для страны время взрослые и дети сказали: «Детскому движению быть!». 1 октября 1990 года в Артеке на X Всесоюзном слете принимается решение о преобразовании единой пионерской организации в Международный Союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (https://vk.com/spofdo).

Более 30 лет СПО-ФДО организует работу по педагогической поддержке и развитию детского общественного движения страны.

Благодаря вариативно-программному подходу, заявленному в 1990 году, появилось много новых детских организаций, не похожих друг на друга. Однако объединило их главное — общечеловеческие ценности, выраженные в девизе СПО-ФДО «За Родину, Добро и Справедливость!».

Многообразие детского движения закрепило статус действующих региональных детских общественных организаций — субъектов СПО-ФДО через реализацию программ, проектов, методик, тиражирования лучших практик и примеров, направленных на развитие и активизацию деятельности детских объединений практически во всех уголках России и СНГ.

В настоящее время на территории страны наряду с СПО-ФДО действуют такие крупные организации как Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (сайт: рдш.рф), Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» (yunarmy.ru). Успешной онлайн-платформой для всех школьников страны, включая активистов и лидеров детского общественного движения, становится Всероссийский конкурс «Большая перемена» (konkursoff.ru; bolshayaperemena.online), ключевая цель которого — дать возможность каждому подростку раскрыть свои уникальные способности. Важно отметить тот факт, что главным критерием отбора в этом конкурсе является не оценка успеваемости, а наличие навыков, которые пригодятся ребятам в современном мире, в том числе умение вести коммуникацию и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Вышесказанное является основным доказательством того, что сегодня на государственном уровне вопрос поддержки и развития детского общественного движения является приоритетным. Институт детского общественного движения выступает надежным партнером в решении государственных задач в сфере воспитания подрастающего поколения и вовлечения детей и подростков в различные полезные для них и общества формы активности еще со школьной скамьи, а в дальнейшем для участия в проектах для взрослых, организуемых государственными структурами.

Следует отметить, что потенциал пионерской организации все-таки необходимо считать источником дальнейшего развития. Этому способствует сам образ устройства организации, ориентированной на личность, то есть не просто на ребенка — развивающегося, талантливого, а на человека — гражданина своей страны. Именно это, на наш взгляд, должно быть основой формирования потенциала современных действующих детских общественных организаций страны.

На территории Нижегородской области более 30 лет действует региональная детская общественная организация «Ассоциация детского движения Нижегородской области» (далее — Ассоциация) (www.association52.org/). В своих рядах она объединила более 600 первичных детских общественных организаций, которые работают на территории всех муниципальных районов, муниципальных и городских округов нашего региона.

53 территориальных подразделения Ассоциации координируют реализацию ключевых направлений деятельности в сфере воспитания, закрепленных в «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года», и выступают партнером общеобразовательных организаций Нижегородского региона по реализации рабочих программ воспитания и, в частности, тематического модуля «Детские общественные объединения» данной программы воспитания.

Несомненно, важную роль в педагогической поддержке и развитии детского движения играет то, как свою функцию выполняют в детской организации ее руководители, ведь главная задача взрослых, на наш взгляд, — заинтересовать детей и сплотить их для реализации общего дела.

Когда мы говорим о будущем детского движения, мы говорим об образах, к которым стремимся: «Я в движении», «Моя семья», «Моя команда», «Моя Родина», «Мой мир». Именно поэтому наше прошлое, настоящее и будущее является главным в развитии действующих детских организаций страны и их места в современном образовательном и воспитательном пространствах.

Важно отметить тот факт, что воспитательный потенциал детской общественной организации заключается в:

– возможности приобретения ребенком (подростком) иного, отличного от ученического, социально одобряемого опыта индивидуальной и общественной самоорганизации детей;

– организации и участии ребенка в общественно-полезной деятельности объединения;

– самостоятельном выборе ребенком форм и способов своего участия в деятельности объединения через выбор программ и форм деятельности;

– развитии навыков командообразования и умения работать в команде;

– приобретении ребенком (подростком) реального опыта гражданственности через участие в демократических процедурах самоуправления;

– выборах руководящих органов объединения, подотчетности выборных органов общему сбору объединения; ротации состава выборных органов;

– приобретении реального опыта управления объединением через участие в его управлении и деятельности на позиции лидера;

– приобретении ребенком (подростком) опыта реальной ответственности через процедуру отчетности за выполненное поручение;

– формировании чувства принадлежности к коллективу через уважение к атрибутам, символам, ритуалам, церемониям, определяющим его субкультуру,

– приобретении реального опыта разработки и поддержки медийного образа детского общественного объединения на информационных ресурсах ДОО и образовательной организации;

– приобретении опыта продвижения интересов ДОО в органах управления образовательной организации (Управляющий совет, педсовет, родительское собрание, общее собрание школы, органы ученического самоуправления);

– расширении позитивного социального и культурного пространства жизнедеятельности, снижающего уровень агрессии подростков и их деструктивного поведения.

Так как детская общественная организация — самоорганизующееся сообщество, то мы оставляем за его участниками и руководителями суверенное право на разработку собственных программ и проектов, определяя лишь некоторые принципиальные подходы к программированию деятельности детского объединения в образовательной организации.

В основном детские общественные объединения сосредоточены в учреждениях системы образования, где их деятельность четко регламентирована в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

В 2020 году по инициативе Президента России В. В. Путина в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» уточнено определение термина «воспитание» как «деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде».

О духовно-нравственных ценностях, столь необходимых нашему подрастающему поколению, говорится в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». К ним относятся, например, «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, милосердие, справедливость, коллективизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Развитие воспитательной системы, методического обеспечения и подготовка кадров для работы с детьми, обеспечение качественного информационного сопровождения и формирование положительного контента, вовлечение в воспитательную и проектную деятельность детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и состоящих на различных профилактических учетах, сегодня являются ключевыми приоритетными направлениями в образовательной системе нашей страны.

«Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования) (далее соответственно — школы, Программа, Примерная программа) предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и Плана мероприятий по ее реализации в 2021—2025 годах, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС).» [5]

«Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определенных ФГОС; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.» [5]

Сегодня школа должна учитывать влияние социальных институтов на воспитание молодежи. И в этом случае особое место отводится детским общественным организациям — у них обязательно должна быть своя социальная ниша. Ведь главная цель детских общественных организаций заключается в том, чтобы помочь детям найти приложение своих сил и возможностей.

Детские общественные организации, которые осуществляют свою деятельность на базе общеобразовательных организаций региона, могут и должны стать партнерами в реализации рабочей программы воспитания школы, а их руководители способствовать эффективному взаимодействию с классными руководителями и советниками по воспитанию, решая совместные задачи в реализации актуальных направлений воспитания и внедряя линейку ключевых федеральных проектов в календарные планы тематических модулей рабочей программы воспитания.

Воспитательным средством детское движение может стать только при выполнении особых условий и способах его организации, которые позволяют положительно влиять на детей усилиями самих ребят и их сообществ.

Влияние организованных детских групп на работу и развитие воспитательной системы школы определяется различными факторами:

– спецификой общеобразовательной организации, где действует ДОО, и общественной детской структуры;

– воспитательными традициями школы и целью ДОО;

– кадровым школьным потенциалом;

– особенностями социума;

– личностью руководителя ДОО.

Детская общественная организация является важным фактором воздействия на ребенка. Она не только создает благоприятные условия для удовлетворения интересов и потребностей отдельного ребенка, формирует его новые устремления, но и обеспечивает отбор внутреннего потенциала личности за счет самоограничения и коллективного выбора, корректировки в соответствии с общественными нормами и социальными программами.

На наш взгляд, современное детское движение можно представить в следующих его характеристиках:

– доступность для детей;

– добровольность, свобода выбора, возможность для проявления инициативы, выбор своей роли в общей активности;

– многие не вовлечены в существующее многообразие детского движения из-за наличия формального подхода, заорганизованности, перенасыщенности в мероприятиях и событиях;

– медиа-открытость;

– много новых знаний, компетенций, навыков;

– работа на личный результат, а не на результат команды;

– не вовлеченность родителей, а в некоторых случаях и их отстраненность;

– отсутствие системы подготовки кадров;

– отсутствие внутренней новой культуры сообщества, современных традиций, ценностей.

Таким образом, чтобы детское движение развивалось и дальше, сегодня остро стоят вопросы:

– какие смыслы являются главными в деятельности детских общественных организаций;

– какой запрос к детскому движению формирует государство;

– какие действия важно предпринять по включению в деятельность детских организаций пока не вовлеченных детей и подростков;

– какая подготовка и дальнейшая работа с молодыми кадрами, а также консолидация выпускников детского движения запланирована для будущего его развития;

– как эффективно создать среду для формирования лидеров изменений и лидеров мнений в общественном движении;

– что необходимо для объединения в сообщество единомышленников, где каждый находит свои способы реализации общих смыслов и получает опыт взаимодействия.

Несомненно, важную роль в развитии детского общественного движения сегодня играет организация системной работы по информационному сопровождению проектной деятельности детских общественных объединений в сети Интернет.

Главная особенность, которую необходимо понимать сегодня, заключается в том, что действующая среда интернет-пространства — это не просто общение для детей и взрослых. Благодаря информационному пространству, цифровым технологиям, в определенной степени возрождается коллективизм. Дети учатся жить сообща, используя возможности интернета: сегодня ребенок часто принимает решение не сам, он обязательно советуется со своей референтной группой.

Сегодня время разных сообществ. Благодаря этому у ребенка есть ежедневная возможность выбирать то сообщество, которое отвечает его потребностям и интересам, но возникает вопрос — насколько этой информацией владеют те, кто работает сегодня с детьми. Мы должны знать и понимать, что важно ставить такую планку информационной культуры, которой можем соответствовать. Необходимо это поддерживать на системной основе, а детей учить жить сообща, коллективно, в команде.

Важно, чтобы команда, как сообщество взрослых и детей, была способом объединить усилия всех детских организаций по сохранению их уникальности и многообразия, а также способствовала созданию системы взаимодействия внутри детского движения региона и страны в целом.

Таким образом, сегодня всем организаторам детского движения необходимо сделать такие первостепенные шаги:

– организовать работу по выстраиванию взаимодействия между собой всех существующих детских общественных объединений, вовлекая в их деятельность еще не занятых детей и подростков;

– продемонстрировать ценности, значимость, перспективы детского движения для каждого субъекта воспитания;

– привлечь к поддержке детского движения государственные, общественные, коммерческие структуры и СМИ;

– сформировать у участников детского движения основу гражданской идентичности;

– разработать и внедрить совместный комплекс мер в систему воспитания;

– стать одним из партнеров государства в решении государственных задач в сфере воспитания подрастающего поколения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ.

2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400.

3. ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули) : сборник / составители : Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. — Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. — 97 с. — (Примерная программа воспитания). — ISBN 978-5-905736-56-8.

4. Воспитание в современной школе : от программы к действиям. — методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова под ред. П. В. Степанова. — Москва : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. — 119 с. — (Примерная программа воспитания). — ISBN 978-5-905736-57-5.

5. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Проект от 07.10.2021 г. — Москва : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2021.

6. Вектор развития детского движения : технологии развития детского движения на местном уровне. Вып. 8 / автор-составитель Н. В. Са-фин. — Нижний Новгород : Педагогические технологии, 2012. — (Тебе, вожатый).

7. Вожатская наука созидания: Формат 3D : сборник научно-практических материалов / А. В. Волохов, О. В. Леденева, И. И. Фришман. — Нижний Новгород, 2015. — 138 с. — ISBN 978-5-906320-06-3.

8. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы : [сайт]. — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/detskie_obschestv... — Текст, изображение : электронные.