Сто лет пионерии. Современный взгляд

Е. В. БЕЛОВА, методист МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей»
р. п. Ардатов

 

100 лет прошло со времени образования Всесоюзной пионерской организации, но и сегодня дети знают значение слова «пионер». Пионер — значит первый, идущий впереди.

Детские организации и в прошлом, и в современном мире решали и решают одни и те же задачи. Основой современного детского движения стал огромный опыт, накопленный пионерской организацией.

19 мая 2022 года в Ардатовском районе прошел слет детских общественных объединений, приуроченный к 100-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Проведение слета — традиция районной детской общественной организации (РДОО) «Флагман» на протяжении двадцати двух лет. Это своего рода подведение итогов года, анализ деятельности, награждение самых достойных, встреча друзей, взаимосвязь поколений.

При разработке сценария слета командой РДОО учитываются все нюансы проведения:

– место проведения, оформление;

– количество участников слета;

– музыкальное сопровождение;

– подбор ведущих, знаменной группы;

– проработка с различными ведомствами маршрута следования колонны;

– количество приглашенных гостей (обязательно приглашаются члены Молодежной Палаты при администрации Ардатовского муниципального района, ветераны пионерского движения, представители администрации);

– прием в члены РДОО;

– игровая программа (сценарий, реквизит, ведущие);

– награждение ДОО, членов ДОО;

– информационное освещение.

Юбилейная дата накладывает особый отпечаток на все моменты проведения слета. В фойе учреждения представлена фотовыставка «История пионерии района», сделана тематическая фотозона, силами лидеров районной детской организации организованы игровые площадки. В тематике праздника также оформлен актовый зал, подобрано музыкальное сопровождение.

Делегации школ, состоящие из членов детского общественного объединения, старшего вожатого, ветеранов пионерского движения, пройдя регистрацию, занимают в зале определенные им места.

После приветственных слов ведущих председатель Совета РДОО проводит перекличку ДОО, под фанфары вносят в зал знамя районной организации. Слово представляется гостям слета, в том числе и ветерану пионерского движения.

Особым пунктом в проведении слета стоит прием в члены РДОО. Ребята выстраиваются на сцене и произносят слова Торжественного обещания.

Право повязать галстуки новым членам организации всегда предоставляется гостям слета. Ветераны пионерского движения поздравляют-напутствуют юных членов РДОО. И по традиции — ответное слово от ребят.

 

 

 

 

После этой торжественной церемонии следует другая, не менее праздничная, — награждение детских общественных объединений, активно участвующих в конкурсах, проектах, мероприятиях различной направленности, а также индивидуальных призеров и победителей конкурсов.

Игровая программа, которую провели волонтеры, прошла в Парке Победы (сопровождение колонны детей было организовано сотрудниками ГИБДД).

Сценарий игровой программы «По тропинкам истории»

Цель: активизировать и систематизировать знания по истории пионерии участников 23-го районного слета детских общественных объединений Ардатовского района.

Задачи:

– создать положительное общественное мнение о современном детском и пионерском движении;

– формировать у детей коллективные навыки в процессе работы;

– развивать коммуникативные навыки детей, их социальную адаптацию.

Ожидаемые результаты:

– создание положительного имиджа детского общественного движения;

– развитие лидерского и творческого потенциала школьников;

– формирование навыков коллективного взаимодействия

Участники: школьники в возрасте 10-14 лет.

Оборудование: ноутбуки, подключенные к Интернету; подготовленные материалы; «шифровки»; карандаши; мел; предметы для туристического похода; видеозапись мультфильма «Винни-Пух идет в гости»; микрофоны.

Время проведения: 50 минут.

Ход проведения

Игра состоит из пяти маршрутов.

Группы смешанные, состоящие из представителей всех школ района. Жеребьевка проводится на регистрации посредством раздачи галстуков разного цвета (могут быть и другие способы). Каждой команде выдается маршрутный лист.

Игру проводят лидеры РДОО. Чтобы игра получилась запоминающейся, нужно, прежде всего, знать интересы детей, продумать подготовку ведущих маршрутов, раздаточный материал, оборудование.

На каждом маршруте команда получает часть пазла. В итоге, когда команды прошли все маршруты, из полученных ими частей на стенде собирается объект (в данном случае — красный галстук), на котором участники слета пишут поздравления, благодарности, напутственные слова.

Ведущий: Сегодня, в день 100-летия Пионерии, мы хотим вспомнить о том, чем занимались наши бабушки и дедушки, папы и мамы, когда сами были детьми. «Всесоюзный марш юных ленинцев» — так называлась программа деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Прежде всего, это была программа воспитания юных граждан нашей страны. Это был своеобразный поход пионерского коллектива по выбранным направлениям, каждое из которых давало возможность пионеру быть активным участником различных общественных дел.

 

 

 

 

Программа состояла из следующих маршрутов:

– «Пионеры — Родине»;

– «Пионеры — патриоты-интернационалисты»;

– «Пионеры — смена комсомола»;

– «Пионеры — сильные, смелые, ловкие»;

– «Пионеры — друзья прекрасного».

Сегодня мы предлагаем вам пройти такими же маршрутами, что и пионеры прошлых лет. Маршруты (станции) расположены в кабинетах, где вас ждут ведущие. В добрый путь!

Маршрут № 1 «Пионеры — Родине»

Ведущий на маршруте: Здравствуйте! Вы пришли на маршрут «Пионеры — Родине». Что делали пионеры на этом маршруте? Активно участвовали в операциях «Зеленый наряд Отчизны», «Живи, книга!», заботились о птицах, животных, рыбах, создавая «зеленые» и «голубые» патрули.

Итак, задание: вы знаете, что проблема сохранения окружающей природы в настоящее время — одна из главных. Вам надо разработать макет своего предупреждающего знака для сохранения природы, который можно установить у реки, в лесу, в парке. Также для своего знака нужно придумать название-лозунг, например, «Не убивайте лесных жителей!». Макет разрабатывается в графическом редакторе Canva (https://www.canva.com/). На работу дается 10 минут. Приступайте!

Маршрут № 2 «Пионеры — патриоты-интернационалисты»

Ведущий на маршруте: Здравствуйте, вы пришли на маршрут «Пионеры — патриоты-интернационалисты». Хотите узнать, что делали пионеры на этом маршруте? Они участвовали в военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок», акции «Письмо Победы», заботились о ветеранах войны и труда, семьях погибших военнослужащих, переписывались с воинами-земляками, поздравляли их с праздниками.

 

 

 

 

А теперь задание. Вам известны имена пионеров-героев: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. За свои подвиги каждый из них был удостоен высшей награды того времени — Золотой звезды Героя Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны многие школьники, как и эти ребята, ходили в разведку, помогали на фронте и в партизанских отрядах, добывая важную информацию.

Вот и мы предлагаем вам разгадать шифровку. В этом конверте находится зашифрованная записка, с помощью ключа нужно разгадать, что в ней написано. В ключе каждой цифре — с 1 до 33 — соответствует определенная буква алфавита. Постарайтесь правильно разгадать послание. У вас только три минуты.

(Как вариант — текст шифровки можно вывести на экран.)

 

Шифровка № 1

17

10

16

15

6

18

29

14

1

13

6

15

30

12

10

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

6

18

16

10

 

2

16

13

30

26

16

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

16

11

15

29

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Пионеры — маленькие герои большой войны!)

 

 

Шифровка № 2

3

 

18

16

19

19

10

10

 

15

10

12

20

16

 

15

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1

2

29

20

,

15

10

25

20

16

 

15

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1

2

29

20

16

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(В России никто не забыт, ничто не забыто!)

 

 

Маршрут 3 «Пионеры — смена комсомола»

Ведущий на маршруте: Здравствуйте! Вы пришли на маршрут «Пионеры — смена комсомола». Участвуя в работе этого маршрута, пионеры заботились о младших. Брали шефство над первоклассниками в школе и малышами-дошкольниками во дворах, помогали воспитателям в детских садах. Участвовали в операции «Сегодня мы — дети, а завтра — народ».

 

 

 

 

А теперь задание. Представьте ситуацию: вы — волонтеры, пришли в детский сад или к ученикам в начальной школе, и педагоги попросили вас подготовить с детьми спектакль. Это не так просто. Предлагаем для начала вам самим побыть актерами, поучаствовать в экспромт-театре. Распределите роли, прочитайте текст.

Сейчас я буду читать уже знакомый вам текст, а вы показываете то, что я произношу. (Текст может быть любой, желательно с интересными, смешными действиями.)

Маршрут 4 «Пионеры — сильные, смелые, ловкие»

Ведущий на маршруте: Здравствуйте! Вы пришли на маршрут «Пионеры — сильные, смелые, ловкие». Чем же занимались пионеры прошлых лет? Участвовали в подготовке и сдаче норм Всесоюзного комплекса «Будь готов к труду и обороне!» (нормы ГТО), ходили в туристические походы, закаливались, ежедневно делали физическую зарядку, бегали кроссы, разучивали комплексы утренней гимнастики, играли сами и учили младших играть в подвижные игры, придумали свою игру «Пионербол». Занимались в разных спортивных секциях и кружках, участвовали в пионерском четырехборье «Дружба», всесоюзных соревнованиях «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», на призы газеты «Пионерская правда» и многих других.

А для вас будет такое задание. Это упражнение из «Веревочного курса», называется «Поддержка». Мелом чертится большой круг, диаметром примерно полтора метра. В круге складываются предметы, необходимые для туристического похода. Команда выбирает одного участника, который будет доставать эти предметы по одному из круга. Другие члены команды помогают ему, поддерживая при захвате и подъеме предмета. За границу круга заступать нельзя.

Маршрут № 5 «Пионеры — друзья прекрасного»

Ведущий на маршруте: Здравствуйте, вы пришли на маршрут «Пионеры — друзья прекрасного». В ходе продвижения по этому маршруту пионеры посещали театры, кино, выставки, музеи, концерты. Знакомились с архитектурными и скульптурными памятниками, другими видами искусства. Изучали их историю.

Об этой традиции в нынешнее время вам напомнит областной медиапроект «История побед в лицах и достижениях» (сайт Ассоциации детского движения Нижегородской области, раздел Проекты, медиапроект «История побед в лицах и достижениях»: https://www.association52.org/медиапроект; https://vk.com/wall-4921141_10975; https://vk.com/wall-4921141_10942).

Задание: Вам сейчас предстоит озвучить отрывок из мультфильма «Винни-Пух идет в гости». Вы получаете текст со словами героев, распределяете между собой роли. Когда я дам команду, вы начинаете говорить слова текста по картинке на экране. В процессе озвучивания участникам можно поменяться, дав возможность другим поучаствовать в процессе.

В зависимости от ситуации и предлагаемые маршруты, и задания на них можно менять, видоизменять.

 

 

 

 

В ходе игры дети знакомятся с историей пионерской организации нашей страны, делают выводы о значимости и разносторонности пионерского движения. Участие в слете поможет школьникам определиться с дальнейшей работой в общественном движении района, региона, страны. Заинтересованные и мотивированные дети — это лидеры, которые становятся помощниками руководителей детских организаций всех уровней, продвигают идеи детского общественного движения в социуме.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Книга вожатого : сборник. — Изд. 6-е, перераб. и доп. / составитель В. А. Таборко. — Москва : Молодая гвардия, 1972. — 352 с.

2. Википедия — свободная энциклопедия : [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 23.03.2022). — Текст, изображение : электронные.

3. Поддержка в интернете университетских проектов Алексея Дедова : [сайт]. – URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/march.html. — Текст, изображение : электронные.