«Экспедиция в страну Пионерия». Методический кейс разработки игровой программы
Е. К. КУЗНЕЦОВА, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. о. г. Кулебаки |
«Игра — это огромное светлое нежное, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений и понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Игра, романтика всегда присутствовали в деятельности пионерской организации. Игровая составляющая остается актуальной формой работы детских общественных объединений и в настоящее время. Игра помогает ребенку развиваться, получать новые знания и социальный опыт.
Для того, чтобы игровые программы способствовали формированию социальной активности детей, необходимо соблюдать последовательность игрового взаимодействия детей и взрослых. Знакомство с многообразием мира игр, отбор наиболее интересных и востребованных игр, таким образом, создается основа принятия общего решения о разработке игр, игровых программ и фестивалей. В ходе подготовки игровой программы происходит объединение детей и взрослых, погружение в совместный творческий процесс, включающий анализ всех шагов, оценку совместных и самооценку своих действий. В итоге общей работы мы получаем:
– готовый продукт, сценарий игровой программы;
– сплочение коллектива детей и взрослых;
– социальный опыт.
Одним из результатов такой совместной деятельности стала игровая программа «Экспедиция в страну Пионерия», которая была разработана Городским детским штабом Союза пионерских и детских организаций «Родник» г. о. г. Кулебаки.
Эта программа проходит в форме игры-путешествия по пионерским маршрутам. В 2022 году Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина исполняется 100 лет, потому такая игра будет актуальна и значима. Ведущая идея программы — это секрет, который ребятам предстоит открыть в конце игры. Задания составлены таким образом, чтобы в ходе их выполнения дети знакомились с содержанием «пионерского маршрута», на котором они находятся.
Игровая программа «Экспедиция в страну Пионерия» имеет практическое назначение и неоднократно проводилась на территории г.о.г. Кулебаки. Игра может быть организована:
– как игровая программа в зале, в этом случае пионерские маршруты следуют один за другим;
– как игра по станциям — на открытой местности, в парке, стадионе, лесной зоне, в этом случае каждый экипаж движется в соответствии с маршрутным листом, где указана последовательность прохождения маршрутов;
– в формате прямых трансляций в группах детских объединений социальной сети ВКонтакте.
Цель: создание условий для формирования интереса воспитанников детских общественных объединений к истории, традициям и деятельности пионерской организации через участие в игровой программе «Экспедиция в страну Пионерия».
Задачи:
– создать атмосферу игры;
– развивать навыки работы в команде;
– расширить кругозор;
– развивать творческие способности.
Возраст детей: 10 — 13 лет.
Оборудование: ноутбук; гитара; отличительные знаки команд (кепки, галстуки, бейджи и др.); листы бумаги формата А4 для изготовления оригами (по количеству участников); маркеры, фломастеры (по количеству участников); клей-карандаш (3 шт.), семафорные флажки (6 шт.).
Дидактический и раздаточный материал: экспедиционная карта; стендовая презентация «Дневник экспедиции»; листы с заданиями из «Дневника экспедиции» по количеству команд; карточки с кодовыми словами (слова из строчек песен), буклеты с семафорной азбукой; сборник орлятских песен.
Введение
С самого начала важно создать правильный настрой и погрузить участников в игру-путешествие, в игру-поиск «секрета пионерской дружбы». Для этого мы с ребятами-организаторами использовали музыкальное сопровождение (песня «У похода есть начало», музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Львовского), терминологию путешественников (экспедиция, экипаж, экспедиционный журнал). Ведущие программы обратили внимание детей на юбилей пионерской организации (важно не просто озвучить, а предоставить возможность найти правильный ответ на вопрос: «Какое важное событие для детских организаций мы отмечаем в 2022 году?»).
Разрабатывая игру, мы взяли за основу маршруты Всесоюзного марша пионерских отрядов «Всегда готов!», по которым работали пионеры 70-х годов ХХ века: «В страну знаний», «Равнение на пионерское знамя», «В мир прекрасного», «Звездочка». На каждом маршруте участникам выдается страница «Дневника экспедиции» с информационной справкой, где описаны маршрут пионеров и экспедиционное задание. За правильно выполненное задание участники получают «кодовое слово», которое поможет раскрыть один из секретов пионерской дружбы.
Маршрут «В страну знаний»
Информационная справка. Пионеры знают, что хорошая и отличная учеба — их главный труд, они любознательны и пытливы, вместе с вожатой организуют исследовательскую и познавательную деятельность. Участвуют в предметных олимпиадах, научно-технических турнирах, конкурсах и викторинах.
Задание. Разгадайте закодированную фразу (ПВЩПК У УЖГБ).
Подсказки. 1. Здесь зашифрован принцип, которого должны придерживаться экологически ответственные люди, желающие изменить существующее состояние окружающей среды к лучшему. 2. В кафе «Древний Рим» сегодня акция — три салата «Цезарь» по цене одного.
С помощью подсказок участники игровой программы должны догадаться, что для расшифровки нужно использовать «шифр Цезаря». Правильный ответ «Начни с себя».
Маршрут «Равнение на пионерское знамя»
Информационная справка. Пионеры изучают историю пионерского и детского движения, традиции пионерских поколений. Вместе с отрядом, дружиной стремятся своими делами вписать новые страницы в летопись пионерской жизни, берегут честь красного галстука, соблюдают пионерские обычаи и ритуалы.
Задание. Отгадайте филворд «Пионерский словарик».
Маршрут «В мир прекрасного»
Информационная справка. Пионеры постоянно знакомятся с искусством, литературой, народным творчеством, хорошо знают культурные ценности своего родного края. Пионеры участвуют в художественных конкурсах, смотрах, выставках.
Задание. Соотнесите изображение народного ремесла и его названия, затем приклейте карточки с названием и изображением ремесла на карту Нижегородской области, где занимаются этим ремеслом.
Маршрут «Звездочка»
Информационная справка. Пионеры всегда помнят, что младшие школьники — это будущие члены пионерской организации, они активно участвуют в работе с малышами. Пионеры учат младших друзей полезным умениям и навыкам.
Задание. Сложите талисман СПО-ФДО «Утенок Гордей» в технике оригами по технологической карте.
Стоянка «Артек»
Информационная справка. Международный детский центр Артек — «Страна Детства». С ним связана история пионерской организации, именно в этом месте зародились многие пионерские традиции. Путевками во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» награждались лучшие пионеры — отличники учебы, активисты, победители творческих конкурсов и спортивных соревнований.
Задание 1. Выберите таблички с датой рождения лагеря и современной эмблемой Артека, приклейте их на карту Артека.
Одна из традиционных форм работы Артека — это профильные отряды. Большую популярность завоевал «Морской отряд». Ребята в течение смены учатся вязать морские узлы, передавать сигналы при помощи семафорной азбуки, выходят в море на шлюпках с веслами.
Задание 2. Расшифруйте «кодовое слово» с помощью семафорной азбуки.
По итогам прохождения маршрутов всей экспедиции участники-экипажи собирают фразу из «кодовых слов» (строчку из песни), которая поможет раскрыть один из секретов пионерской дружбы.
Песня всегда объединяла пионеров. Песня и «орлятский круг» — это и есть один из секретов пионерской дружбы. В заключительной части игровой программы всем участникам предлагается встать в «орлятский круг» (если игра проводится на открытом воздухе, где есть костровое место, то ребята выстраиваются вокруг «костра»), ведущие рассказывают легенды об «орлятском круге». Все участники поют песни.
Готовый сценарий игровой программы «Экспедиция в страну Пионерия» можно найти по ссылке https://disk.yandex.ru/i/YieSneKvCqmjgQ или QR-коду, представленному здесь, а также на сайте МБУ ДО ДЮЦ г. о. г. Кулебаки в сборнике «Советы методиста» № 10 «Социальная активность» по ссылке http://www.moudoddyuts.nov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81&Itemid=196
Но я рекомендую подключить свой детский актив и разработать свою экспедицию, проложив свои маршруты и разработать свои творческие задания. И это будет ВАША ИСТОРИЯ!
ЛИТЕРАТУРА
1. Программы деятельности Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) / автор-составитель : А. В. Волохов и др. — Нижний Новгород : Педагогические технологии, 2009. — 148 с.
2. Как вести за собой. Большая книга вожатого : учебное пособие / автор-составитель Л. И. Маленкова. — Москва : Педагогическое общество России, 2004. — 608 с. — ISBN 5931342168.
Практика школьного воспитания № 2, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: