О программе «Орлята России»
Е. В. ПАТРОГИНА, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнего Новгорода |
«Пионер — это значит первый. Пионерская организация была основана 19 мая 1922 года для детей от 9 до 14 лет. Через пионерское движение прошло не одно поколение ребят. Умение дружить, помогать друг другу, трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину — все эти качества советские люди впитали в себя, будучи пионерами». [2]
«Марш — так называлась программа деятельности Всесоюзной пионерии, движение той пионерской жизни по точно проложенным маршрутам к большей цели. Это был своеобразный поход каждого пионерского коллектива по выбранным направлениям, каждое из которых давало возможность пионеру быть активным участником всех пионерских дел и выбрать себе дело по душе.
На каждом маршруте ребят ждала деятельность: трудовая, игровая, познавательная и неизменно проникнутая общественным мотивом и пользой для себя, для окружающих, для всей страны. Все маршруты соединялись в общий, непрерывный поток жизни, который в конце учебного года завершался пионерской поверкой — своеобразным подведением итогов, когда каждый пионер честно рассказывал о своих успехах и недостатках, о том, как он участвовал в делах звена и отряда. По итогам участия в делах Марша самым активным: звену, отряду, дружине могло быть присвоено звание правофланговых. В этом случае к флагу отряда или знамени дружины прикреплялась почетная лента Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации». [3]
В 1991 году прекратили свое существование и комсомол (коммунистический союз молодежи), и пионерская организация. Это дало шанс другим детским общественным организациям. Сегодня в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространена деятельность детских организаций на базе школ. Также современные детские объединения можно разделить и по направлениям их деятельности.
В этом учебном году ученики 4А класса нашей школы участвуют в программе развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». Срок ее реализации продлится с 27 сентября 2021 года по 31 мая 2022 года.
«Программа разработана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением школьников». [1]
Каждый трек программы «Орлята России» включает в себя серию внеурочных тематических встреч учителя (классного руководителя) со своим классом, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и другие развивающие занятия для детей младшего школьного возраста.
«Цель каждого трека — вовлечение детей в коллективную развивающую социально значимую деятельность для развития у обучающихся соответствующих духовно-нравственных ценностей, гражданственности и метапредметных компетенций». [1]
В проекте представлены следующие треки: «Орленок — Хранитель», «Орленок — Мастер», «Орленок — Лидер», «Орленок — Спортсмен», «Орленок — Доброволец», «Орленок — Эколог». Мы стали участниками отбора на Всероссийскую смену «Содружество Орлят России». Ребята награждены путевками в ДЦ «Лазурный» Нижегородской области.
Для каждого трека предусмотрены задачи, которые педагог должен реализовать для получения ожидаемых результатов, взаимосвязанных с целями трека. При этом можно выделить задачи, общие для всех треков:
– вовлечение школьников в выявление и признание социальной проблемы, достижения согласованной цели или реализации будущего мероприятия;
– вовлечение школьников в процесс коллективного планирования общего дела;
– развитие у детей познавательного (исследовательского) интереса, умения искать и обрабатывать информацию;
– развитие у детей навыков работы в группах и командной работы;
– развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта (терпимость к чужому мнению, умение договариваться, мотивировать свою позицию, управлять эмоциями и т. д.);
– создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала ребенка.
При этом ожидаемыми результатами являются качественные изменения личностного роста и мировоззрения детей, в том числе:
– активное участие каждого школьника в коллективной социально-значимой деятельности;
– принятие детьми общепринятых в Российской Федерации духовно-нравственных ценностей, включая патриотическое отношение к своему Отечеству;
– получение навыков конструктивной коммуникации и командной работы;
– развитие метапредметных компетенций;
– раскрытие личностного потенциала, развитие уверенности в своих возможностях.
Иными словами, основной концептуальной задачей учителя при реализации трека является выработка у обучающихся искреннего интереса к теме и желания включиться в решение совместно выявленных проблем или решение поставленных задач.
Для дополнительной мотивации детей и построения конструктивных детско-взрослых отношений к проведению встреч подключаются ученики старших классов из числа активистов Российского движения школьников или другие ребята по усмотрению педагога, готовые и способные организовывать и проводить мероприятия с детьми младшего возраста. Их совместная деятельность необходима на всех этапах реализации трека: обсуждение проблемы, совместное планирование, подготовка и проведение мероприятий, игровые и физкультурные активности, финальное КТД, фото- и видеофиксация.
Также в целях укрепления семейных отношений привлекаются и родители младшеклассников в качестве активных участников совместных мероприятий или для оказания помощи детям при выполнении ими самостоятельных и групповых заданий.
Одним из этапов реализации программы являлся трек «Орленок — хранитель исторической памяти».
Темы воспитательных занятий:
– «Школьные принадлежности»;
– «Наши экспонаты»;
– «Встреча с интересным человеком»;
– «Особенные экспонаты музея»;
– «Наш классный музей»;
– «Подводим итоги»
Педагог рассказывает о том, что, перебирая старые вещи, фотографии, увидела предметы, школьные принадлежности, которыми раньше пользовались ученики.
Этап целеполагания:
– «Вопрос-ответ» (педагог спрашивает, для чего в семьях берегут старинные вещи, какие тайны они хранят, нужны ли старые вещи);
– перекрестная дискуссия «Плюсы и минусы хранения старинных вещей»;
– педагог подводит обучающихся к выводу о том, что в истории вещей хранится история человека, его семьи, родины.
Организация совместной деятельности:
– просмотр видео (отрывок из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»), педагог просит обратить внимание, какие школьные принадлежности стоят на столе, как одет мальчик;
– групповая работа: рассмотреть на картинках школьные принадлежности, как были одеты школьники, как выглядел школьный класс, показываются фотографии, открытки, картинки, на которых школьники вовлечены в разные виды деятельности. Учитель обращает внимание на мелкие детали, которые могли не заметить ученики — у всех ли школьников были пионерские галстуки, для чего были нужны нарукавники, почему школьная форма раньше была темного цвета, что написано на обороте старых тетрадей (например, правила октябрят, торжественное обещание при вступлении в пионерскую организацию).
Подведение итогов:
– мотивация на коллективно-творческое дело (КТД) — дети высказали мнение о создании музея в классе.
На воспитательном занятии «Наши экспонаты» ребята определяли экспонаты для музея.
Наиболее яркое занятие в реализации трека — «Встреча с интересным человеком». В гости к ребятам пришла мама одного из учеников. Она рассказала о своих школьных годах, поделилась воспоминаниями об октябрятах и пионерах — кто становился членом этих организаций и какие знаки отличия у них были, какие правила и законы существовали, чем занимались ребята. У мамы сохранился пионерский галстук, который занял особое место в классном музее. Затем учащиеся готовили карточки — подписи к экспонатам музея. Выбирали экскурсовода. Он рассказывал о значимых экспонатах. Ребята просили гостей написать свои впечатления от музея и пожелания в «Книгу отзывов».
Реализация трека «Орленок — хранитель исторической памяти» стала прекрасным мостиком, связавшим два поколения: нынешних школьников и их родителей.
Проект позволил формировать социально значимые качества обучающихся, а также ключевые базовые ценности: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». — URL: https://рдш.рф/competition/817#. — Текст, изображение : электронные. — (дата обращения: 23.03.2022).
2. Сценарий игры-путешествия «Марш наследников Пионерии “Мы историей славной едины!“». — URL: https://infourok.ru/scenariy-igri-puteshestviya-marsh-naslednikov-pioner.... — Текст, изображение : электронные. — (дата обращения: 23.03.2022).
Практика школьного воспитания № 2, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: