Проект «Нескучные перемены»Якорь: возрождение традиций пионерской организации

А. В. БЕЗНОСОВА, учитель начальных классов, советник директора
по воспитанию
и взаимодействию
с детскими общественными объединениями МБОУ «Каменская школа» Богородского муниципального округа

 

Сравнивать поколения невозможно — слишком разные условия взросления, а также особенности характера и мировоззрения живущих в разных эпохах людей. Но невозможно отрицать, что огромный вклад в формирование поколений, рожденных в 60-е и 70-е годы ХХ века внесла школа в целом и Всесоюзная пионерская организация, в частности.

Среди поручений, которые выполняли пионеры, была и забота о младших. Каждое пионерское звено шефствовало над «звездочкой» (все первоклассники, ставшие октябрятами, в классе делились на пятерки). Десятилетние ребята, которые и сами недавно были самыми маленькими в школе, вдруг становились для кого-то старшими товарищами.

Важность этой традиции невозможно переоценить. Во-первых, каждый первоклассник получал большую порцию внимания от пионера — к своим подопечным было принято относиться бережно, оказывать всяческую поддержку, быть настоящим «крепким плечом». Легче проходила адаптация, ведь даже такие простые вещи, как поход в туалет или столовую, у малышей могут вызывать трудности, как тут обойтись без старшего друга? Во-вторых, сами пионеры, получив роль наставника, быстрее взрослели — даже те, у кого не было маленьких братьев и сестер, получали бесценный опыт общения с младшим, заботы о нем.

Такая коллективная ответственность оказалась полезна и старшим, и младшим, и всей системе образования в целом.

Возвращение к традициям шефства и наставничества было бы абсолютно кстати сегодня, в наше время.

 

 

 

 

В МБОУ «Каменская школа» пятиклассники — активисты Российского движения школьников (РДШ) в прошлом учебном году взяли частичное шефство над учениками начальных классов — членами ДОО «Радуга». В рамках проведения различных проектов и акций шефы рассказывали малышам о Российском движении школьников, о том, кто такие волонтеры и почему так важно заботиться о тех, кому требуется помощь, участвовали в подготовке уроков экологического воспитания. Было интересно наблюдать, как ученики второго класса постепенно привыкают к своим старшим товарищам, с нетерпением ждут их следующего прихода, задают вопросы, начинают больше доверять… Пятиклассники тоже быстро вжились в роль «старших», стали вести себя уверенней, появился навык выступления на публике, даже стали лучше учиться. Ведь, чтобы что-то объяснить малышам, нужно сначала самому разобраться в теме досконально!

Но самое удивительное для нас произошло после летних каникул. Без напоминаний и какого-либо принуждения/поощрения со стороны педагогов шестиклассники продолжили свою шефскую работу! Не только не потеряв полученные за прошлый учебный год навыки, но и самостоятельно расширив границы своего влияния на младших ребят.

Для учеников начальной школы шефство тоже не прошло даром. Ребята стали более дисциплинированными, с сентября 2021 года все они стали членами РДШ, а класс «вошел» в программу развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». Конечно же, в реализации этой программы помощь оказывают и шефы. Они с удовольствием включились в работу: помогают интересней проходить треки, делают фото- и видеосъемку мероприятий, а также делятся опытом в реализации проектов различной направленности.

Одним из интересных нововведений этого года стал проект «Нескучные перемены». Во второй четверти школа принимала участие в муниципальном челлендже «Переменки с активистами РДШ» (https://vk.com/wall-201330178_413), в рамках которого необходимо было провести какую-либо активность на перемене в начальных классах. Учащиеся Каменской школы так вдохновились успехом этой акции, что приняли решение превратить такие перемены в традицию!

Каждую неделю шестиклассники выбирают класс, в котором будут проходить «Нескучные перемены», согласовывают с классными руководителями удобное время и составляют расписание на пять учебных дней: подвижные игры и интеллектуальные разминки (https://vk.com/wall-201330178_417), различные движения под гимн РДШ (https://vk.com/wall-201330178_426) и игры на сплочение (https://vk.com/wall-201330178_446). Активная переменка — каждый день новая. Все классы с нетерпением ждут своей очереди!

 

 

 

 

Подготовка недели «Нескучных перемен» — не только полезное, но и ответственное поручение.

– Необходимо наладить контакт с учителем начальной школы — классным руководителем (в этом помогает советник по воспитанию, который курирует проект). Часто в качестве класса-участника ребята выбирают те, где учатся их младшие братья и сестры. Это помогает безболезненно перейти к следующему шагу — организации взаимодействия с самими ребятами.

– Второй шаг — знакомство с классом, где запланированы «Нескучные перемены». Старшие приходят, знакомятся, рассказывают о себе и готовят младших к проведению события.

– Третий шаг — подготовка сценария. Каждая переменка должна нести положительные эмоции и приносить пользу. Сценарий согласовывается с советником по воспитанию.

– Четвертый шаг — непосредственная реализация проекта. Ежедневно ребята-активисты посвящают одну перемену (продолжительностью 20 минут и свободную от приема пищи) проведению активных занятий: решают с младшими учениками головоломки и ребусы; танцуют, слушают «Гимн РДШ» (https://yandex.ru/video/preview/12439524146136111346); рассказывают ребятам о волонтерском движении (https://vk.com/wall-201330178_421); формируют навыки здорового образа жизни, например, обсуждают вопросы правильного питания, необходимости соблюдать режим для, занимаются гимнастикой для глаз.

– Пятый шаг — рефлексия. Ее отдельно в каждом классе проводит советник по воспитанию. Младшие школьники рассказывают, какая переменка им запомнилась больше других и почему, а старшие делают выводы: что получилось; над чем еще нужно поработать.

В реализацию программы включились не только активисты шестых классов, но и из других параллелей (https://vk.com/wall-201330178_613).

Почти у каждого класса из параллели пятых и шестых классов уже есть свой любимый класс малышей, в который они идут с большой охотой и удовольствием. А это первый шаг к длительной дружбе!

В планах — много новых проектов, реализация новых программ, которые сплотят детей разного возраста и сделают школьные будни ярче, веселее и радостнее, делая старших ребят по-настоящему взрослыми и самостоятельными, а младшим давая дополнительную поддержку и заботу.

Надеемся, что уже в новом учебном году у каждого младшего класса появятся свои постоянные шефы, которые вернут пионерские традиции в современную школу. Мы считаем, что это важное дело, которое поможет решить актуальные проблемы проверенными методами.

Всегда интересные новости и проекты в нашей группе в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/kamenky_school).