Квиз «Команда Тимура»

Е. С. ОДИНЦОВА, учитель русского языка и литературы МБОУ «Вачская СОШ» р. п. Вача

 

 

Квиз (англ. quiz) означает соревнование, викторина, опрос, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. Можно провести по какой-либо теме или с вопросами из разных областей. Такая интеллектуальная игра — отличная форма проведения мероприятия обобщающего характера по изученной теме или литературному произведению.

Этот квиз проводится по повести советского писателя, нашего земляка Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда», чтобы познакомить современных школьников с историей пионерского движения, а точнее с одной из активных форм деятельности пионеров — тимуровским движением.

Цель:

– формирование у детей потребности в чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.

Задачи:

– создать условия для расширения знаний о творчестве А. П. Гайдара, истории пионерской организации и тимуровского движения, а также общего кругозора учащихся;

– содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции;

– содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

– способствовать повышению уровня читательской и творческой активности учащихся.

Участники: учащиеся 5-х, 6-х классов (команды по 5—7 человек).

Кадровое обеспечение: учитель-организатор и кураторы каждой команды.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный проектор и проекционный экран, карта игры, наглядный материал, презентация, письменные принадлежности.

Подготовительный этап: знакомство с биографией А. П. Гайдара, чтение повести «Тимур и его команда», просмотр фильма «Тимур и его команда», подготовка наглядного материала.

Время игры: 1 час.

Правила проведения квиза:

– Квиз состоит из нескольких раундов.

– В ходе каждого раунда команда выполняет определенные задания. За правильные ответы на вопросы команда получает «звезды».

– На обдумывание каждого вопроса дается 20 секунд.

– За правильно выполненные задания всего раунда команда получает слово из девиза тимуровцев.

– Победителем становится та команда, которая соберет как можно больше слов и из них составит девиз тимуровцев.

– Призерами становятся команды в зависимости от количества набранных «звезд» за все раунды.

Ход игры

Показывается видеофрагмент. Краткая справка «История пионерского движения» (https://yandex.ru/video/preview/6234056948146362714).

Учитель: 2022 год ознаменован большой праздничной датой — 100-летие Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Многие годы пионерская организация объединяла в своих рядах школьников нашей страны. А красный галстук был обязательным атрибутом школьной формы. А сколько славных традиций хранит история пионерской организации!

Одной из значимых страниц пионерии стало тимуровское движение. Кто же такие тимуровцы? И чем они прославили гордое звание ПИОНЕР?

Началось все в далеком 1940 году, когда замечательный писатель, наш земляк Аркадий Петрович Гайдар написал повесть «Тимур и его команда». Эта книга, на которой было воспитано не одно поколение. Ее зачитывали до дыр наши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь пришла и ваша очередь познакомиться с этим автором, чудесным произведением и делами тимуровцев.

 

 

 

 

Показывается фрагмент из кинофильма «Тимур и его команда» 1940 года (реж. Александр Разумный)

https://yandex.ru/video/preview/1046856269564951229.

Учитель: Ребята, мы прочитали замечательную повесть «Тимур и его команда», познакомились с биографией Аркадия Гайдара, узнали, кто такие тимуровцы. Сегодня я приглашаю вас стать участниками квиза «Команда Тимура».

У ребят из команды Тимура была карта, у нас тоже будет карта с помеченными на ней пунктами нашего маршрута.

В игре будет несколько раундов. В ходе каждого раунда команда выполняет определенные задания. За правильные ответы команда получает «звезды». На обдумывание каждого вопроса дается 20 секунд.

За правильно выполненные задания всего раунда команда получает слово из девиза тимуровцев.

Победителем станет та команда, которая соберет как можно больше слов из девиза и в конце игры из этих слов составит девиз тимуровцев.

Начинаем…

1-й раунд «Исследователи»

Вопросы по биографии А. П. Гайдара и основам тимуровского движения выводятся на экран и озвучиваются учителем.

Примерные вопросы:

1. Назовите настоящую фамилию А. П. Гайдара. (Аркадий Голиков)

2. Когда появились тимуровцы? (1940 год)

3. Почему добровольческое движение школьников получило название «тимуровское»?
(в честь главного героя Тимура. Тимуровец — понятие из советских времен, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо конкретных людей и всего общества)

Весь перечень вопросов располагается на ЯндексДиске по ссылке https://disk.yandex.ru/d/dl6i5QwtaLM7hw

 

 

 

 

2-й раунд «Блиц-опрос»

За определенное время, например, 2 минуты команда должна ответить на вопросы. Ответы даются сразу, без долгих раздумий. Учитывается количество правильных ответов.

Примерные вопросы:

1. Фамилия Ольги и Жени. (Александровы)

2. Сколько лет Ольге? (18)

3. Кто подарил Ольге аккордеон? (Отец, на день рождения)

4. Кто помог Ольге прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены? (Молочница)

Весь перечень вопросов располагается на ЯндексДиске по ссылке https://disk.yandex.ru/d/dl6i5QwtaLM7hw

3-й раунд «Чьи слова?»

На экран выводятся фразы героев повести. Задание: определить героя повести по его высказыванию.

 «Вот так… ни за что… и пропадают люди!» (Женя)

«Очень хорошая собачка…такая с виду умная и симпатичная» (Женя)

«Ступай… Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен» (Тимур)

Задание в полном объеме представлено на ЯндексДиске по ссылке https://disk.yandex.ru/d/dl6i5QwtaLM7hw

4-й раунд «Вещь, ты чья?»

На слайде изображены предметы: аккордеон, двустволка, мотоцикл, коза, красная звезда. Задание: определить, кому принадлежит предмет.

(Аккордеон — Ольге, двустволка — дедушке Коли Колокольчикова, мотоцикл — Георгию, коза — Нюрке, звезда — Тимуру.)

5-й раунд «Записка»

Команда выбирает листок с написанной запиской. В ней пропущены слова. Задание: восстановить текст записки или телеграммы, вставив пропущенные слова.

«Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь. Тимур»

«Девочка, никого дома не бойся. Все в порядке и никто от меня ничего не узнает. Тимур»

«На днях проездом несколько часов буду Москве число часы телеграфирую дополнительно тчк Папа»

«Квакин, караулить не надо. Я их запер, ключ у меня. Я приду прямо на место, к саду, вечером». (записка Тимура)

 

 

 

 

6-й раунд «Фоторобот»

На экран выводится описание героя повести.

Задание: по описанию внешности определить героя.

 Высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой. (Тимур)

 Босоногая девчонка в красном сарафане. (Женя)

 Большеголовый, одетый в матросскую тельняшку мальчишка. (Гейка)

 Седой лохматый старик. Холщовая рубаха его была бедна. Широченные штаны — в заплатках. К колену его левой ноги ремнями была пристегнута грубая деревяшка. (Георгий в роли старика)

7-й раунд «Филворд»

В этой разновидности кроссворда загаданы десять слов, связанных с повестью «Тимур и его команда».

Буквы располагаются рядом друг с другом. Читать слово можно сверху вниз и наоборот, справа налево, слева направо, по диагонали.

В

Б

А

Ж

Е

Н

Я

К

М

Р

О

Р

А

Г

Ь

Л

О

Р

М

С

К

В

А

Т

Л

З

Б

У

Т

В

А

Т

О

Р

А

Ф

А

Ф

А

Р

Ч

Г

Л

Р

И

Р

 

К

Н

У

А

Ф

А

Г

И

Т

И

М

У

Р

А

З

У

Т

Ц

Н

А

В

А

С

А

Р

А

Т

В

З

В

Е

З

Д

А

Г

Е

Й

К

А

В

О

Р

З

 

8-й раунд «Кот в мешке» (конкурс капитанов команд)

Учитель: В повести Аркадия Гайдара присутствуют определенные предметы, которые могут рассказать многое о героях. Некоторые из этих вещей находятся в мешке. Задание: доставать по одному предмету и рассказать, кому он принадлежит и какие события повести с ним связаны.

Представлены: кисточка, отвертка, рогатка, ключ, галстук, букет цветов, игральные карты, гребенка.

После каждого раунда подсчитываются звезды, заработанные командами.

Команды, справившиеся со всеми заданиями определенного раунда, получают слово из девиза Тимура.

В итоге команда, сложившая из слов девиз тимуровцев, объявляется победителем. Жюри подсчитывает звезды и определяет призеров игры.

Девиз тимуровцев «Спеши творить добро — ты в ответе за этот мир!»

Учитель: Книга не оставила равнодушными тысячи мальчишек и девчонок. Юные читатели хотели быть похожими на придуманных Тимура и его друзей, быть такими же честными, смелыми, добрыми. И герои словно сошли со страниц книги. Тимуровское движение буквально охватило всю страну.

Во время Великой Отечественной войны ребята помогали семьям ушедших на фронт красноармейцев, поддерживали стариков, присматривали за малышами. И после войны, и сейчас, спустя много лет, тимуровское движение продолжает жить. В нашем современном мире добрые, бескорыстные, нужные дела совершают ребята из детских общественных объединений. И помыслы их чистые и светлые, как у первых тимуровцев из знаменитой повести.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Дидактические материалы и презентация игры размещены на ЯндексДиске https://disk.yandex.ru/d/dl6i5QwtaLM7hw.