Военно-спортивная игра «Зарница» как средство патриотического воспитания учащихся

В. А. СУСУЙКИН, учитель физической культуры МАОУ «Большемака-телемская средняя школа»
г. Первомайска

 

 

Высоту берет пехота –

В наступлении войска.

Как лягушку, из болота

Кто-то тянет «языка».

Даже девочкам не спится,

Им, медсестрам, не до сна...

То идет игра «Зарница» –

Не военная война.

Сергей Михалков

 

А вы помните игру «Зарница»? Конечно, помните, если бывали хотя бы раз в пионерском лагере. Да и в школах когда-то «Зарница» была одной из самых любимых детьми игр. Многие вспоминают ни с чем несравнимый азарт подготовки: вырезали из картона и раскрашивали погоны, пришивали их на рубашки, футболки, распределяли военные должности, маршировали, разучивали песни военных лет.

А сама игра! Гранаты деревянные метали, по-пластунски ползли, в засаде сидели. А как девчонки перевязывали «раненых» и уносили их с «поля боя»! Особый колорит игре придавали «рукопашные бои», в ходе которых условные неприятели старались сорвать друг у друга пришитые картонные погоны и захватить флаг.

И заканчивалось все часто настоящей полевой кашей. Война, как говорится, войной, а обед — строго по расписанию.

Вот такие яркие и приятные воспоминания о «Зарнице» остались у ветеранов пионерского движения. Почему именно пионерского движения? Да, потому, что в «Зарницу» играли именно пионеры, дети 9—14 лет.

А, впрочем, почему только воспоминания и почему играли? В нашей Большемакателемской школе города Первомайска никогда про нее не забывали и играют до сих пор.

Для всех без исключения детей в нашей школе «Зарница» — это военно-спортивный праздник, который дает массу положительных эмоций! С помощью игры мальчишки и девчонки имеют возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, научиться оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Для педагогов же — это действенный способ совершенствования патриотической и спортивной работы в школе.

У нас игра «Зарница» традиционно проводится 23 февраля и посвящается празднику защитников Отечества.

Предлагаю приблизительный вариант проведения игры. Ведь жестких требований к проведению военно-спортивной игры «Зарница» не разработано ни на одном уровне. Это позволяет видоизменять, заменять, дополнять ежегодно отдельные ее этапы и испытания. При этом важно учитывать мнение самих участников игры.

В ходе игры ученики 5 — 9-х классов делятся на отряды и соревнуются в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Старшеклассники, как правило, помогают педагогам в проведении соревнований.

 

 

 

 

Команды выбирают название, эмблему, командиров.

Начинается все с торжественного построения: звучат гимн России и гимн нашей школы, командиры сдают рапорта и получают боевые маршрутные листы.

Цель проведения игры: создание условий для формирования навыков начальной военной подготовки, воспитания чувства патриотизма, товарищества, духовно-нравственных ценностей, ответственности.

Задачи:

1. Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр;

2. Привлечь школьников к здоровому образу жизни, занятиям военно-прикладными видами спорта;

3. Формировать гражданскую позицию и чувство сопричастности к истории своей страны.

Оборудование: автомат Калашникова, противогазы, макеты мин, компасы, флаг, малые мячи для метания, перекладина для подтягивания, бинты, жгуты, шины, секундомеры, часы, средства для розжига костра.

Основные этапы игры:

– Смотр строя и песни;

– Спортивные состязания;

– Викторина по противопожарной безопасности;

– Практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при переломах, ожогах, ранениях, кровотечениях;

– Историческая викторина;

– Сборка автомата Калашникова;

– Надевание противогаза;

– Разжигание костра на время;

– «Разминирование» поля;

– Ориентировка по компасу на местности и захват флага.

Первая часть игры проходит в спортивном зале школы, вторая часть — на местности, в уличном пространстве (8-й, 9-й и 10-й этапы).

 

 

 

 

1-й этап. Смотр строя и песни

На этапе необходимо выполнить следующие задания:

– построение в одну шеренгу, в две, обратно;

– выполнение поворотов: направо, налево, кругом;

– движение строевым шагом с речевкой и песней.

Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения поставленной задачи.

2-й этап. Спортивные состязания

Задания этапа могут быть самыми разнообразными. В нашей школе это традиционно следующие спортивные испытания:

– Подтягивание на высокой перекладине (мальчики);

– Подтягивание на низкой перекладине (девочки);

– Метание малого мяча в цель с расстояния в 6 метров (5 попыток).

3-й этап. Викторина по противопожарной безопасности

Вопросы могут быть приблизительно такими:

– Как двигаться в сильно задымленном помещении?

– Что предпринять, если загорелась одежда?

– Что сделаете, увидев человека в горящей одежде?

– Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей?

– Как следует реагировать на возгорание?

– Чем опасен пожар?

– Как действовать при пожаре?

– Каковы основные причины возникновения пожара?

– Как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему при отравлении угарным газом?

– Какие меры предосторожности необходимо соблюдать для исключения пожара?

4-й этап. Практические навыки по оказанию первой медпомощи пострадавшему при переломах, ожогах, ранениях, кровотечениях

Команда получает задание, в котором два вопроса (теоретический и практический). Задание оценивается по правильности выполнения поставленной задачи.

Примеры заданий:

1. Что делать, если человек без сознания и нет пульса на сонной артерии?

2. Наложить шину при переломе бедренной кости.

Или:

1. Какое растение используют для остановки кровотечения?

2. Бинтование грудной клетки при ее ранении.

Или:

1. К перевязочным материалам относятся …

2. Наложить кровоостанавливающий жгут.

5-й этап. Историческая викторина

Предлагаются задания по военной истории России и СССР, по истории Великой Отечественной войны.

Примерные задания:

А1. Когда началась Вторая мировая война?

1) 01.08.1940 г. 2) 11.10.1941 г. 3) 01.09.1939 г. 4) 22.06.1941 г.

А2. Вторая мировая война началась вторжением фашистских войск на территорию…

1) Голландии 2) Чехословакии 3) Италии 4) Польши.

6-й этап. Сборка автомата Калашникова

Участники должны правильно разобрать и собрать автомат на время.

 

 

 

 

7-й этап. Надевание противогаза

Участники должны надеть противогазы правильно и быстро. Время засчитывается по последнему участнику.

8-й этап. Разжигание костра на время

Участники должны как можно быстрее разжечь костер из подручных средств. Костер выкладывается не выше контрольной отметки до пережигания натянутой нити.

9-й этап. «Разминирование поля»

Участники должны найти закопанные в снегу макеты мин. Задание выполняется на время.

10-й этап (финальный).

Ориентировка по компасу на местности и захват флага

Это самая веселая и любимая детьми часть игры.

К этому этапу «Зарницы» необходимо подготовиться заблаговременно. Из цветной бумаги и картона делаем погоны и пришиваем их к одежде на плечи. Пришивать нужно так, чтобы их сложно было оторвать. Погоны — это основной признак «жизнеспособности» бойца. Если погоны сорваны, значит, убит. Срыв только одного погона означает ранение.

При подготовке в командах определялась стратегия и тактика овладения высотой, распределялись люди — всё¸ как на настоящей войне.

В ходе самого этапа командам даются координаты высоты, где находится флаг. Участники должны сориентироваться по компасу, найти высоту и захватить флаг.

Подведение итогов

Победители определяются по времени (задействованы секундомер, часы). Команды награждаются грамотами, ценными подарками. Также определяются и награждаются победители каждого этапа конкурса.

Ученики активно участвуют и в муниципальном этапе военно-спортивной игры «Зарница», где часто становятся призерами и победителями. Есть у нас и опыт участия в региональном этапе этой замечательной игры, которая не теряет своей актуальности и в сегодняшних условиях, оставаясь достаточно действенной формой патриотического воспитания обучающихся.

Вопросы к заданиям можно посмотреть по ссылке: https://vega52.ru/wp-content/uploads/Metod_rekomenatsii_Zarnitsa_2021.docx.