Деловая игра «Маршруты детского движения»
Е. А. КРАСИЛЬНИКОВА, методист МОУ ДО «Районный центр внешкольной работы», руководитель районной детской общественной организации «Республика мальчишек и девчонок» Ковернинского муниципального округа, член областного Совета «Ассоциации детского движения Нижегородской области» |
Проведение встреч поколений в формате деловой игры — это возможность и отдать дань глубокого уважения прошлому нашей страны, и показать всю яркую палитру дел и событий современного детского общественного движения, отразив значимость участия детей и молодежи в деятельности детских объединений, рассказав о возможностях, которые есть сегодня для развития у каждого ребенка.
Игра организована с целью создания площадки для диалога, обмена опытом между разными поколениями пионерского/детского движения Ковернинского муниципального округа, знакомства с историей пионерского и детского движения страны, региона и округа.
Участники деловой игры: 30 человек (10 активистов современного детского движения, 10 ветеранов пионерского движения, 10 выпускников детских объединений).
Оборудование: столы для команд, стулья для каждого участника, ручки, маркеры, листы для работы, раздаточный материал.
Общее время проведения игры: 60 минут.
Ход игры
Ведущий: Приветствуем вас, участники районной деловой игры «Маршруты детского движения». Сегодня в этом зале мы видим представителей разных поколений детского и молодежного движения страны. Это выпускники детских объединений, которые появились с 1991 года, ветераны пионерского движения, нынешнее поколение активистов движения. 100 лет прошло со времени создания Всесоюзной пионерской организации, а мы и сегодня следуем тем идеалам, которые передали нам наши наставники; верим в дружбу и ценность единства команды, не оставляем в беде тех, кто нуждается в помощи, делаем полезные и нужные дела, развиваемся и растем вместе со своими объединениями.
Всех нас сплотило пионерское прошлое. Благодаря труду и вере в важность своего дела старшие товарищи смогли передать нам самое лучшее из накопленного опыта. Давайте поприветствуем ветеранов пионерского движения. Мы рады видеть вас сегодня в наших рядах!
Вручение цветов ветеранам пионерского движения.
Ведущий: На регистрации каждый из участников деловой игры получил номер команды, в которой он будет сегодня работать. Сейчас каждая команда пройдет к своему рабочему столу, а мы приветствуем участников команд:
– «Ветераны пионерского движения»;
– «Выпускники детских объединений»;
– «Лидеры и активисты детских объединений».
Участники занимают свои места. Обращение ведущего к ним.
Сегодня вам предстоит пройти различными маршрутами современного активиста детского объединения, находя общее между пионерской и нынешней общественной организацией, прослеживая, что сохранилось в прежнем виде, а что появилось уже в новом формате.
Но прежде нам всем нужно познакомиться.
Задание 1.
Каждому участнику деловой игры выдаются карточки успеха, они заполняют их.
Ведущий: Просим вас заполнить личные карточки успеха «Могу научить», указав свое имя и фамилию и умения в рамках деятельности детской/пионерской организации.
После заполнения карточек участники встают со своих мест и ищут в зале людей, с кем они могут поделиться своими умениями и знаниями.
Ведущий: Выполняя это задание, вы познакомились, попробовали найти людей, с которыми вы можете сотрудничать в будущем. Опыт, знания, умения действительно ценны! Это залог отличной командной работы — применить таланты каждого члена команды для общего дела!
Всех нас объединяет любовь к тому месту, где мы с вами живем, к нашему Отечеству! И маршрут № 1, которым мы с вами проходим, так и называется: «Юный пионер! Юный патриот!».
Кого можно назвать настоящим патриотом? Того, кто реально выполняет полезное дело, которое ему поручено, со всей ответственностью и по совести.
Предлагаем командам выполнить следующее задание.
Задание 2. Запишите в маршрутный лист дела, направленные на процветание своей малой родины, которые вы когда-либо делали в рамках работы своего объединения/организации.
После выполнения задания идет представление списков и поиск схожих дел у всех трех команд.
Маршрут № 2 «Шаги в будущее»
Ведущий проводит распределение участников по новым командам, чтобы в каждой были представители разных поколений. Распределение происходит путем обмена участников команд. За 30 секунд в командах выбирают по четыре представителя, которые должны по два человека совершить переход в соседние команды. В итоге каждая команда будет состоять из представителей всех трех поколений.
Ведущий: Следующий маршрут «Шаги в будущее». Для того, чтобы деятельность любой организации была актуальной, интересной и востребованной среди ее участников, важно постоянно развиваться, учиться новому, но не забывать и опыт прошлого.
Задание 3.
Вам нужно заполнить три чек-листа.
Первый чек-лист «5 шагов успеха команды»: напишите пять условий, без которых у команды не будет дальнейшего развития.
Второй чек-лист «Топ-3 актуальных темы обучения»: напишите три образовательные темы для участников детского движения, которые актуальны во все времена.
Третий чек-лист «Примеры лучших»: напишите список из 10 имен наших соотечественников, на примере жизни которых можно учиться сегодня, чьи подвиги, успехи, достижения были и будут образцом подражания для всех поколений.
На заполнение чек-листов дается 7 минут. Представление итогов работы команд.
Маршрут № 3 «Будь в курсе»
Ведущий: Мы продолжаем работать в смешанных командах, где присутствуют представители трех разных поколений. Во все времена важно говорить о хороших делах, показывать положительный пример для окружающих, быть образцом, на который хотят равняться другие. Следующий маршрут «Будь в курсе» — маршрут информационного освещения деятельности ДОО.
Задание 4.
Сейчас вам предстоит подготовить обращение к участникам детского движения будущего. Время на подготовку — 10 минут. Условия выполнения задания: яркое и интересное название обращения, оригинальное воплощение, участие всей команды, время выступления не больше 90 секунд.
Каждой команде для подготовки отводится отдельный кабинет. В ходе выступлений команд организаторами производится видеозапись для дальнейшего использования и трансляции на информационных ресурсах детского движения округа.
Возвращение всех участников в зал. Просмотр и запись обращений.
Ведущий: Уважаемые участники деловой игры, вы прошли лишь несколько маршрутов, но мы-то с вами знаем, сколько ярких, интересных событий нас объединяет, сколько направлений в рамках современного детского и молодежного движения существует сегодня. Мы не зря объединили в этом зале три поколения людей, связавших свое детство и юность с детским/пионерским движением, где имя каждого важно, где интерес каждого учтен, где каждое дело учит уважать людей и любить то место, где ты живешь. Работая сегодня все вместе, вы поделились не только идеями и опытом, но и теплотой своих сердец!
Ведущий: Просим представителей всех трех поколений выйти на сцену и рассказать, как повлияло участие в пионерском и детском движении в их жизни.
Организаторы накануне игры дают каждой команде поколений домашнее задание по подготовке рассказа. Регламент выступления каждого участника — не более двух минут.
Задание 5.
Выступление трех представителей от каждого поколения движения. При желании другие участники могут также коротко поделиться своими воспоминаниями.
Ведущий: Надеемся, что в год 100-летия пионерской организации мы еще не раз соберемся для совместного диалога и создания общих интересных проектов!
После проведения деловой игры — организация зоны для диалога участников.
Формат игры воспринят ее участниками с интересом, все активно включались в выполнение поставленных задач. Динамика игры позволила создать активную атмосферу продуктивного разговора всех трех поколений детского движения Ковернинского округа, что и было основной целью игры.
Для того, чтобы игра не теряла своего ритма проведения, организаторы должны заранее распределить зоны ответственности в ходе игры: назначить ответственных помощников из числа активистов районной организации за раздачу и последующий сбор необходимого материала, за рассадку участников игры, ответственных за работу с микрофонами, ответственных за помощь в выполнении заданий (по необходимости), ответственных за фото- и видеосъемку деловой игры.
Таблички для команд, чек-листы для деловой игры размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/6hMz0ASbzQq5kg
Ссылка на размещенный сценарий игры http://krasilnikovaea.netfolio.ru/documentcopy.html
ЛИТЕРАТУРА
1. Программы деятельности Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) / А. В. Волохов, В. Н. Кочергин, И. И. Фришман. – Нижний Новгород : Педагогические технологии, 2009. — 148 с.
2. Вектор развития детского движения : технологии развития детского движения на местном уровне. Вып. 8. / автор-составитель Н. В. Сафин. — Нижний Новгород : Педагогические технологии, 2012. — (Тебе, вожатый).
3. Время созидать : методические рекомендации в помощь организаторам детского общественного движения. — Нижний Новгород : Педагогические технологии, 2013. — 128 с.