Дорогами пионерского марша

М. А. МАХНОВА, педагог-организатор МБОУ ДО «Дом детского творчества»
п. Сосновское

 

 

Одной из форм деятельности участников Союза детских объединений «Рассвет» Сосновского района является «Школа актива». Занятие районной «Школы актива» было организовано для ребят-активистов в рамках подготовки мероприятий, посвященных 100-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, и реализации районного проекта «Пионерия: из прошлого в настоящее».

Цель: развитие лидерского потенциала, познавательной и творческой активности членов детских общественных объединений.

Задачи:

– познакомить с Всесоюзным Маршем пионерских отрядов и ключевыми делами районного проекта «Пионерия: из прошлого в настоящее»;

– активизировать работу по расширению деятельности детских общественных объединений;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки;

– развивать умение работать в команде, коммуникативные навыки членов детских общественных объединений.

Форма проведения: познавательная игровая программа.

Участники: активисты детских общественных объединений образовательных организаций Сосновского района.

Место проведения: актовый зал МБОУ ДО «Дом детского творчества».

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, два листа ватмана, маркеры, карточки с заданиями.

Занятие проходит в виде игры-путешествия по пионерским маршрутам: «Пионеры — смена комсомола», «В страну знаний», «Пионеры — Родине», «Пионеры — патриоты-интернационалисты», «В мире прекрасного», «Сильные, смелые, ловкие».

Участники игры делятся на два отряда.

На экране — табло с маршрутами. Отряды по очереди выбирают маршрут и выполняют задания этого маршрута.

Правильно выполнив задание, ребята получают фрагменты эмблемы районного Союза детских объединений «Рассвет», из которых в конце программы собирают эмблему целиком.

Организатор: Добрый день! Я рада приветствовать всех участников районной «Школы актива». Надеюсь, что здесь присутствуют самые активные лидеры детских общественных объединений. Или в зале есть ребята, которые не знают или сомневаются в том, что они обладают качествами, присущими настоящим лидерам? Проверим?

 

 

 

 

Предлагаю провести специальный тест. Если вы обладаете качеством, о котором говорится, то машете нам двумя руками. Если сомневаетесь — одной, а если такого качества у вас нет, никаких движений не выполняете. Готовы?

У кого всегда энергии много?

Кого не пугает трудностей дорога?

Кто знает множество затей?

У кого голова полна идей?

Кто никогда не унывает?

Кто много песен разных знает?

Кому придумывать несложно?

Кого позвать на помощь можно?

Я вижу — в зале присутствуют неслучайные люди. Тогда приступим! Сегодня тема нашего занятия: «Дорогами пионерского Марша» и посвящено оно юбилейной дате — 100-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

Цель нашего занятия: познакомиться с Всесоюзным Маршем пионеров, его маршрутами, делами; обсудить, какие мероприятия Марша можно организовать в своих детских общественных объединениях.

Лидер районного Совета: «Марш пионерских отрядов» — так называлась в нашей стране программа деятельности Всесоюзной пионерской организации, вернее, движение пионерской жизни по определенным маршрутам к большой цели.

Представление краткой информации о Всесоюзном Марше пионерских отрядов:https://disk.yandex.ru/i/8OYnUQKdZo0dDw

Организатор: Сейчас я предлагаю вам пройти «Дорогами пионерского Марша» и выполнить задания на маршрутах, а для этого необходимо образовать два отряда.

Проводится игра на командообразование.

Просим отряды занять места за столами, выбрать первый маршрут и выполнить первое задание: разгадать шифровки (зашифрованы пионерские речевки). Но ее нужно не только разгадать, но и прокричать. (выполняют)

Первый маршрут называется «Пионеры — смена комсомола». Школьникам предлагалось изучать историю пионерской организации, правильно обращаться с ее символами и атрибутами, заботиться о младших товарищах.

А мы приглашаем вас стать участниками районного проекта «Пионерия: из прошлого в настоящее».

Лидеры районного Совета РСДО «Рассвет» презентуют проект.

 

 

 

 

Организатор: Отправляемся дальше. Перед нами — маршрут «Пионеры — друзья прекрасного». Здесь пионерам предлагалось:

– заниматься различными видами искусства, участвовать в творческих конкурсах, концертах и выставках, самим организовывать их;

– слушать, изучать и исполнять самим классическую и современную музыку, песенное творчество советских и зарубежных поэтов и композиторов;

– знакомиться с памятниками культуры, архитектуры, народного творчества, беречь их для будущих поколений.

Мы предлагаем вам послушать несколько пионерских песен и назвать их (проводится по принципу игры «Угадай мелодию»).

Ссылка на фонограммы песен: https://disk.yandex.ru/d/Tu6viKKNEyhrJA

Организатор: Выбираем следующий маршрут.

На маршруте «Пионеры — Родине» сами пионеры предложили проводить «Поход бережливых»: следили, чтобы бережно относились к хлебу, зря не горел электрический свет, сохраняли школьное имущество, книги, собирали макулатуру и металлолом. Ребята создавали «зеленые» патрули — охраняли зеленые насаждения, заботились о птицах, животных, рыбах. Районный Совет предлагает вам продолжить добрые традиции пионерии и присоединиться к акциям:

«Каждой пичужке — наша кормушка»;

«Спаси дерево!» (сбор макулатуры);

 «Зеленый наряд Отчизны».

А сейчас вам предстоит украсить планету, то есть нарисовать на планете то, что, по вашему мнению, украшает ее.

После выполнения задания отряды представляют свои работы.

Организатор. Продолжаем наше путешествие. Вы выбрали маршрут «Пионеры — патриоты-интернационалисты». Этот маршрут предлагал:

– поддерживать дружбу с ребятами из других республик и пионерами зарубежных стран;

– охранять и поддерживать в порядке памятники истории, боевой и трудовой славы; создавать школьные музеи;

– заниматься поисковой работой; заботиться о ветеранах войны и труда.

Истинный патриот изучает историю своей Родины. А знаете ли вы людей, прославивших наш Нижегородский край?

В 2021 году город Нижний Новгород отметил свое 800-летие. В разное время здесь жили и трудились наши великие земляки: ученые, изобретатели, литераторы, музыканты. Многих героев Великой Отечественной войны дал стране город Горький — так назывался Нижний Новгород в советское время.

Сейчас вам предстоит узнать знаменитых земляков и рассказать, чем они прославили наш Нижегородский край.

 

 

 

 

Цифру под портретом человека необходимо внести в соответствующую графу карточки.

Ссылка на карточку для выполнения задания на этом маршруте: https://disk.yandex.ru/i/2Rjaf7XnoJDXpQ

Ссылка на портреты известных людей Нижегородского края: https://disk.yandex.ru/i/hLQDKAjdamzn0Q

Ссылка на краткую информацию о людях, прославивших Нижегородский край: https://disk.yandex.ru/i/asLVb0Yf8NGwAg

Организатор: В этом году стартовал областной проект «История побед в лицах и достижениях». Мы приглашаем ребят из детских общественных объединений района стать активными участниками этого проекта.

Лидеры районного Совета РСДО «Рассвет» представляют акции проекта.

Организатор: Наш следующий маршрут «Пионеры — сильные, смелые, ловкие». Школьники играли в подвижные игры, участвовали в спортивных соревнованиях разного уровня, ходили в туристические походы, занимались в спортивных секциях.

 Сейчас вам нужно приготовить задание для спортивной программы «Наш выбор — спорт!» Каждый отряд получит свой предмет. За три минуты придумайте веселую эстафету с использованием этого предмета и покажите нам ее.

Выполнение задания.

Организатор: Завершает наше путешествие маршрут «В страну знаний». Пионер знает: хорошая и отличная учеба — его главный труд. Он любознателен и пытлив, учится на совесть и помогает товарищам.

Школьники участвовали в ежегодных предметных олимпиадах, организуемых Министерством просвещения СССР; в «Турнире смекалистых» и «Малой Тимирязевке», проводимой газетой «Пионерская правда»; во Всесоюзном смотре научно-технического творчества молодежи, проводимом ЦК ВЛКСМ, Министерством просвещения, Министерством сельского хозяйства, где достижения ребят демонстрировались на ВДНХ (выставке достижений народного хозяйства) СССР.

А мы приглашаем вас продемонстрировать свои знания по истории детского движения.

Каждый отряд получает карточку, на которой необходимо соединить стрелками события и даты.

Ссылка на карточку для выполнения задания: https://disk.yandex.ru/i/toGJZbCIjDNbWA

Организатор: Сейчас я прошу участников сложить фрагменты, которые вы получили после прохождения маршрутов, и посмотреть, что же у нас получилось.

Из фрагментов ребята собирают эмблему Районного Союза детских объединений «Рассвет».

Все вместе мы собрали эмблему нашей районной организации. С каждым годом количество активных ребят — участников детского движения растет, появляются новые проекты, идеи, а объединить их вместе и сплотить помогает районная детская общественная организация «Рассвет».

Организатор: Ребята, давайте подведем итоги нашей работы сегодня.

Подведение итогов — рефлексия «5 пальцев».

Массируем пальцы левой руки и отвечаем на вопросы.

Мизинец — что нового вы узнали для себя сегодня на «Школе актива»?

Безымянный — чему научились и чего достигли?

Средний — что больше всего запомнилось и понравилось?

Указательный — какие были трудности?

Большой — насколько вы были активны на занятии?

Покажите пальцами, насколько вы были активными: 5 — работал активно, 4 — работал, но не активно, 3 — был пассивным участником.

Спасибо всем! До новых встреч!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Детская энциклопедия : [сайт]. — URL: https://de-ussr.com/rodina.html (дата обращения: 23.03.2022). — Текст, изображение : электронные.

2. Сценарий игры-путешествия «Марш наследников Пионерии “Мы историей славной едины!“». — URL: https://infourok.ru/scenariy-igri-puteshestviya-marsh-naslednikov-pioner... (дата обращения: 23.03.2022). — Текст, изображение : электронные.