«Билет в будущее» — профессиональное самоопределение школьников

М. А. ЛАПШИНОВА, заместитель директора ГБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области», руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей

Н. И. ФИЛАТОВА, начальник отдела проектного управления и внешних коммуникаций ГБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»

 

Профориентация школьников всегда занимала важное место в системе образования Нижегородской области — ведь все, что связано с будущим подрастающего поколения, напрямую связано с будущим региона. Сейчас эта тема очень актуальна ввиду динамично меняющегося рынка профессий. Стремительное развитие информационных технологий внесло свою лепту. За последние 20 лет часть профессий стала менее востребованной, некоторые специальности и вовсе изжили себя. Вместе с тем появились новые профессии, знакомство с которыми не всегда возможно в рамках школьной программы. Выросла заинтересованность работодателей в подготовке кадров под свои потребности.

В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на территории Нижегородской области с 2018 года проводятся мероприятия проекта по ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее».

Президент РФ В. В. Путин подчеркнул: «Билет в будущее» — чрезвычайно значимый проект. Нет ничего важнее выбора пути в жизни. Профориентация — один из ключевых элементов работы с молодыми людьми сегодня».

Проект «Билет в будущее» реализуется с целью повышения степени компетентности в сфере профессий школьников 6–11-х классов и последующего их определения собственной профессиональной заинтересованности и предрасположенности. Проект предусматривает создание условий для участия детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на всех этапах его реализации.

В 2021 году участниками проекта стали более 6000 учеников из 102 образовательных организаций Нижегородской области.

Особенностью реализации проекта «Билет в будущее» в 2021–2022 учебном году является регистрация участников на платформе https://bvbinfo.ru/ с последующим прохождением всех этапов:

– участие во Всероссийском профориентационном уроке;

– прохождение онлайн-диагностик;

– участие в мультимедийной выставке-практикуме на базе Исторического парка «Россия — Моя история» (территория Нижегородской Ярмарки по восьми профессиональным средам: индустриальная, здоровая, комфортная, безопасная, умная, социальная, деловая и креативная);

– посещение профориентационных мероприятий, организованных площадками-партнерами — организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями, организациями высшего профессионального образования.

Что касается онлайн-платформы, то она состоит из двух сегментов — открытого (общедоступного) и закрытого.

В общедоступном все желающие могут пройти «примерочную профессий» — это различные тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке, отдельный раздел для родителей, а также статьи и видеоролики о профессиях. Доступ же к закрытому сегменту возможен только для школ и их учеников, зарегистрированных на платформе.

Каждый регион самостоятельно формирует программы профессиональных проб. В Нижегородской области, как в регионе с развитой промышленностью, традиционно востребовано техническое и естественнонаучное направление. Поэтому основной акцент сделан именно на таких специальностях. Профессиональные пробы в нашей области организованы по разным направлениям — всего их больше 50: инженер альтернативной энергетики, оператор беспилотных летательных аппаратов, программист, разработчик мобильных приложений, фронтенд-разработчик, специалист по ремонту и обслуживанию электронной техники, эколог, инженер-приборостроитель, специалист по инженерному дизайну, специалист по мехатронике и мобильной робототехнике, тканевый инженер, урбанист, биоинформатик, стоматолог, фармацевт, хирург, эпидемиолог, руководитель образовательной сферы, тьютор и другие. Очень важно сократить отток молодого поколения в другие места, поэтому в выборе профессиональных проб акцентировано внимание именно на такие профессии, которые будут актуальны для экономики региона в ближайшие десятилетия.

 

 

Участие в проекте «Билет в будущее» предполагает полное погружение школьников в мир разнообразных, востребованных профессий. Ребята проходят тесты и профессиональные пробы, в игровой форме «примеряют» различные специальности — это помогает им узнать свои склонности к тому или иному направлению.

Формирование способности выбора профессиональной траектории невозможно без понимания сильных качеств и собственных ограничений, без профессиональных проб, попыток выбора и совершенных ошибок. Так, результатом профессиональной пробы может стать выбор соответствующей профессии, либо отказ от нее, что также помогает школьнику продвинуться в процессе самопознания и самоопределения. Использование в проекте «Билет в будущее» цифровой платформы обеспечивает сбор и анализ информации по итогам прохождения всех диагностик и практик каждым ребенком и затем используется как основа для формирования индивидуальных рекомендаций по построению дальнейшей образовательно-профессиональной траектории. По итогам участия в проекте у школьника появляется осознанный план действий и понимание своей профессиональной предрасположенности.В 2021 году в рамках проекта «Билет в будущее» было организовано участие педагогов-навигаторов в проектном модуле «Моя профориентационная инициатива». Лучшие проекты профориентационных практик среди педагогов представлены в специализированном каталоге «ТОП-100+ профориентационных инициатив» на платформе проекта: https://bvbinfo.ru/for-teachers. Педагоги из Нижегородской области также представили свои проекты в рамках этого модуля.

Семь из них отмечены лучшими в ТОП-15, ТОП-30 и ТОП-100 профориентационных практик.

 

 

Своими мыслями о проекте поделилась одна из его участниц: «Мне хотелось быть полезной детям в период, когда они начинают задумываться о своем профессиональном призвании. Для этого нужно быть подкованной в вопросах профориентации. Проект «Билет в будущее» дал мне знание того, как школьники выбирают профессию, что для них является основополагающим в выборе. Данный проект — это возможность понять учителям желания и мечты детей, раскрыть их потенциал и возможности».

Ежегодно увеличивается количество участников — школьников, образовательных учреждений, педагогов, а также площадок-партнеров — организаторов профессиональных проб.

Своим мнением поделилась одна из участниц проекта: «Проект «Билет в будущее» дал мне возможность познакомиться с новыми, современными профессиями, о существовании которых я не знала раньше, оценить свои силы и способности. А также «примерить» предложенные профессии на себя. Осенью мы всем классом ездили на профпробы в

г. Шахунью. Там нас очень хорошо встретили педагоги и студенты Шахунского колледжа аграрной индустрии. Провели обзорную экскурсию по кабинетам колледжа, затем поделили на две группы и провели профориентационные мероприятия по профессиям «Сити-фермер» и «Агроном». В процессе такой работы мы подробно познакомились с предлагаемыми профессиями, занимались исследованием строения растительной клетки и узнали о способах выращивания растений в городских условиях. Было очень интересно и познавательно! После поездки у ребят остались новые знания и приятные впечатления. Я считаю, что участие в этом проекте развивает в каждом из нас умение оценивать свои силы и возможности, определиться в будущей профессии, построить свой образовательный маршрут и двигаться к поставленным целям».

«Билет в будущее» — проект, который основан на навыке свободного выбора. Он не отвечает на вопрос «кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.