Выбор профессии: если возможности здоровья ограничены

 

Е. А. КОЛОТЫГИНА, канд. психол. наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО

 

В настоящее время вопросам профессионального самоопределения, профориентации и трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью уделяется приоритетное значение.

В условиях экономического развития общества, появления современного высокотехнологичного производства, новейших технологий свобода выбора профессии у данной категории людей затруднена. Многие дети с ОВЗ и инвалидностью не готовы к самостоятельному решению даже относительно несложных проблемных ситуаций, имеют низкую мотивацию и активность в поисках работы, не способны к продуктивному взаимодействию в трудовом коллективе, не уверены в своих возможностях, имеют недостаточную личностную готовность к профессиональной самореализации. Некоторые из них имеют иждивенческие установки и искаженные реалистичные представления о выбранной профессиональной деятельности.

Для успешного самоопределения обучающихся с ОВЗ многое уже сделано. Разработаны различные направления и формы работы по профориентации такой категории людей, определены перечни профессий, потенциально доступных лицам с конкретными ОВЗ, внедряются модели индивидуального образования, предполагающего теоретическую подготовку в образовательном учреждении и практическую — на рабочих местах. С представителями Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) СПО (https://fmc-spo.ru/index.php/component/sppagebuilder/?view=page&id=6) обсуждаются вопросы разработки примерных адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования. Правительством РФ в декабре 2021 года был утвержден «Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц», в котором уделяется большое внимание развитию системы профориентационной работы и обеспечению доступности приема на образовательные программы профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, а также сопровождению трудоустройства. [2]

Несмотря на это, проблемы с профессиональной самореализацией и самоопределением выпускников с ОВЗ и инвалидностью остаются актуальными:

– недостаточность методического обеспечения процесса педагогического содействия профессиональному самоопределению данной категории детей;

– психолого-педагогическая помощь ограничивается по профориентации;

– не учитываются индивидуальные особенности и возможности оптантов 1.

Большая проблема остается в организации трудовой деятельности людей с глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с расстройствами аутистического спектра, так как значительное число детей этой категории ограничены в выборе из-за отклонений в состоянии здоровья. Медицинские противопоказания к профессии обусловлены чаще всего частыми обострениями хронических и психических заболеваний.

Нужно отметить, что в последнее время особое внимание уделяется профессиональной и трудовой подготовке обучающихся с умственной отсталостью, так как она является основой для их успешной реабилитации и социализации в обществе.

С 2019 года по настоящее время в 23 школах Нижегородской области, где реализуются исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы, в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» были оснащены новым современным оборудованием мастерские (предмет «Технология»), помещения для проведения коррекционных занятий и дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидов. Созданные оптимальные условия способствуют не только максимальному овладению академическими знаниями, но и формированию жизненных компетенций обучающихся, расширению и внедрению новых трудовых профилей по востребованным на региональном рынке труда профессиям.

Кроме того, были оборудованы учебные кабинеты физики, химии, географии, биологии, информатики. Для организации качественной профориентационной работы был приобретен комплект диагностических материалов.

Организация деятельности с использованием нового оборудования позволяет решить следующие задачи:

– повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах нового содержания образования, овладения новыми формами работы педагога с детьми с ОВЗ;

– создание условий для более успешной профориентации и социализации учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Обновление кабинета массажа в ГКОУ «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» в 2020 году позволило на его базе организовать на высоком уровне конкурсные площадки для проведения V регионального чемпионата «Абилимпикс» и VI Национального чемпионата «Абилимпикс». В этом конкурсе профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по 25 компетенциям приняли участие 233 человека в возрасте от 14 до 65 лет. Каждый год обучающиеся с ОВЗ активно участвуют в региональных конкурсах и чемпионатах «Абилимпикс», основной целью которых является обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.

18 мая 2022 года в рамках деловой программы чемпионата «Абилимпикс» состоялась региональная практическая конференция по вопросам развития инклюзивного среднего профессионального образования «Реализация комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Для повышения качества трудовой подготовки и дальнейшей социально-трудовой адаптации выпускников с умственной отсталостью Нижегородским институтом развития образования созданы инновационные площадки. На базе ГКОУ «Большекрутовская школа-интернат» (д. Большие Круты Ковернинского района) проходит апробация УМК по предмету «Профильный труд» (столярное дело) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с использованием ручного электроинструмента. 11–12 ноября 2021 года учитель В. И. Ширчков принимал участие в работе IV Всероссийского съезда дефектологов и награжден памятной медалью «За верность профессии». В 2021 году он стал победителем конкурса на присуждение премий лучшим учителям Нижегородской области за достижения в профессиональной деятельности. С его опытом работы можно познакомиться по ссылке https://disk.yandex.ru/i/2Ocjm7YXhBh0AAВ.

В ГКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса разработана и апробируется модель внутришкольной предпрофильной и профильной технологической подготовки обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Опыт работы педагогического коллектива в этом направлении был успешно представлен в ноябре 2021 года на Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы» (https:// elibrary.ru/item/asp?id=47822110&pff=1).

Большую роль в личностном и профессиональном самоопределении детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью играет дополнительное образование. Именно оно помогает ребенку познакомиться с разными видами деятельности, понять возможности и потребности, применить умения и навыки. Как считает А. Г. Асмолов, «дополнительное образование всегда апеллирует не только к логическому разуму, но и к разным формам практического разума. Дети в дополнительном образовании усваивают уникальный мир ремесел, технологий, и дополнительное образование в буквальном смысле — именно ведущая деятельность». [1]

Для всех детей с разными нозологиями реализуются адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, которые размещены в информационной системе «Навигатор дополнительного образования детей Нижегородской области» (р52.навигатор.дети). Московским городским психолого-педагогическим университетом разработаны методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. [3]

Для того, чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью было успешным, важно сформировать у них осознанное понимание своих желаний и возможностей, положительную мотивацию к своей будущей профессии, активное отношение к себе, как субъекту профессиональной деятельности. Поиск профессии, соответствующей их склонностям и способностям, — это процесс длительный, который должен быть профильноориентированным и иметь социально-профессиональную направленность.

Практическое оказание помощи в профессиональном самоопределении обучающимся с ОВЗ и инвалидностью, проведение профориентации и их профессиональная подготовка не должны быть чисто формальной деятельностью специалистов, которые часто ограничиваются вопросом: «Что обучающийся с ОВЗ и инвалидностью может дать профессии?». Это должна быть комплексная совместная работа разных организаций — школы, центра занятости и центра профориентации молодежи, центра дополнительного образования, учреждений СПО, решая совершенно другой вопрос: «Что профессия может дать обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью?».

При организации профориентационной и профадаптационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью необходимо учитывать:

– профессиональную пригодность: состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

– развитие трудовых навыков и умений в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;

– интересы и желания;

– личностные особенности, возможности и способности ребенка;

– информированность о видах профессиональной деятельности для дальнейшего выбора профессии.

Целью работы по формированию профессионального самоопределения школьников с ОВЗ и инвалидностью является формирование профессиональной направленности и профессионального самосознания, чтобы они могли соотнести свои интересы, способности со своими реальными возможностями, самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития, которые тесным образом связаны с жизненным и личностным развитием.

Задачи профориентационной работы с детьми с ОВЗ:

– развитие общетрудовых качеств и навыков;

– расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки;

– формирование способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации;

– формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, мотивационной готовности к труду, к выполнению профессиональных функций, определенных видов деятельности.

Для профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью целесообразно создание следующих условий:

– индивидуализация содержания и форм профориентационной работы с учетом их особых образовательных потребностей, когнитивных возможностей, социального опыта, на каждом уровне образования;

– диагностика, динамическое наблюдение за формированием личностных профессиональных качеств, выбор профессионального образовательного маршрута;

– формирование личностных предпосылок профессиональной подготовки;

– использование эффективных форм взаимодействия с семьей — информирование о возможностях ребенка, консультирование;

– обеспечение организационных условий и методической базы для профориентации и профконсультирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии;

– повышение квалификации специалистов, ведущих работу по профориентации и профконсультированию с людьми означенной категории.

Для проведения профориентации с учащимися с ОВЗ и инвалидностью можно использовать разнообразные формы и методы: ярмарки профессий, мастер-классы, профориентационные и творческие мастерские, конкурсы, «гостиные» (куда приглашаются выпускники школ или работники предприятий), фестивали рабочих профессий, профориентационные игры, экскурсии, акции, квесты, «круглые столы», встречи с представителями Центра занятости населения.

Наиболее распространенный из практико-ориентированных форматов профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, который способствует сознательному, обоснованному выбору профессии, — это профессиональная проба. Ребенок может попробовать себя в определенной профессиональной деятельности, получить первые умения, узнать об организации или производстве, пообщаться с коллективом, принять участие в обсуждении перспектив дальнейшей работы. Также профпробы оказывают влияние на стабильность профессиональных планов в отношении выбранного профиля обучения с сохранением его при последующем трудоустройстве, на формирование положительной трудовой установки, активность применения полученных в процессе уже профессионального обучения необходимых навыков.

Профессиональные пробы могут быть реализованы на различных этапах профориентации обучающихся с ОВЗ посредством выполнения представленных функций: информационно-познавательной (знакомство с профессиями); диагностической (оценка профессионально важных качеств); коррекционной (формирование мотивации, коррекция неуверенности, низкой самооценки, связанных с осознанием собственной несостоятельности); формирующей (формирование внутренней психологической готовности человека самостоятельно и осознанно планировать свое профессиональное развитие в соответствии с имеющимися возможностями); прогностической (прогнозировать результативность в профессиональной деятельности).

Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью должна опираться на хорошо организованное психолого-педагогическое сопровождение в силу повышенной потребности таких людей в психологической поддержке их профессионального самоопределения, развития у них самостоятельности, активности и ответственности. От правильной диагностики профессиональной направленности обучающихся будет зависеть дальнейшая работа педагогов с ними и их родителями.

Не стоит забывать, что определяющим фактором самоопределения для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью очень часто выступает семья, с разными жизненными задачами и особенностями семейных стратегий. Поэтому консультационная работа с родителями является очень важной.

Для разработки содержания профориентационной работы можно обратиться к интернет-порталам и сайтам:

– портал инклюзивного образования (https://инклюзивноеобразование.рф);

– портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (http://spo.wil.ru);

– профориентационный портал для обучающихся Московской области «Мой ориентир» (http://мой-ориентир.рф);

– сайт Московского психолого-социального института «Время выбрать профессию» (www.proftime.edu.ru);

– сайт «Электронный музей профессий» для оказания помощи обучающимся 8–11-х классов в профессиональном выборе (www.profvibor.ru);

– портал, помогающий обучающимся в профориентации своего жизненного пути (https://postupi.online).

Основные направления и организация работы по формированию ранней профориентации слепых и слабовидящих детей представлены на сайте https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-32/.

Для определения целей и содержания профориентационной работы рекомендуем использовать целевые ориентиры оценки предпосылок профессиональной самореализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на основных уровнях образования, представленные И. А. Коробейниковым и В. З. Кантором (https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-edu...).

Мы не можем навязать ребенку выбор профессии, мы должны его стимулировать к самостоятельному решению, чтобы он любил ее, чувствовал себя значимым и востребованным. Профессиональный выбор в современном обществе выступает предметом общественного договора, основные участники которого, с одной стороны, субъекты самоопределения (обучающиеся c ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семьи), с другой — субъекты экономической сферы (работодатели и их объединения).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-personalnoe-obrazovanie-... (дата обращения: 22.08.2022). — Текст, изображения : электронные.

2. Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (утв. Правительством РФ 21.12.2021 года № 14000п-П8) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412831/ (дата обращения: 23.08.2022). — Текст, изображения : электронные.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 го-

да № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей») [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/174469220/ (дата обращения: 23.08.2022). — Текст, изображения : электронные.

 

1 Оптант — человек, решающий проблему своего самоопределения, выбирающий профессию.