Профессиональное самоопределение учителя как путь к успеху ребенка
Н. В. БОРИСЕВИЧ, учитель биологии МАОУ «Гимназия № 67» Московского района, Нижний Новгород |
Перед учителем всегда стоит проблема отбора информации, пересмотра своей профессиональной «Я-концепции», форм и методов работы, которые использовались им раньше. Мы наблюдаем возникновение противоречий между педагогическим дискомфортом в ситуации профессионального самоопределения и потребностью общества в изменении социальных и профессиональных функций педагога.
В решении такого противоречия определенную роль может сыграть система курсов повышения квалификации.
Профессиональное самоопределение в условиях повышения квалификации — это глубоко мотивированная целенаправленная деятельность педагога по определению стратегии профессионально-творческого саморазвития, выбору приоритетов профессионального самосовершенствования, овладение новыми педагогическими технологиями. Например, прохождение курсов повышения квалификации «Успех каждого ребенка»: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся» в «Центре непрерывного образования и инноваций» г. Санкт-Петербурга позволило успешнее выявлять и работать с одаренными детьми по специальным методикам.
У учителя, преподающего непрофильные дисциплины в образовательном учреждении определенного профиля, возникают следующие затруднения:
– недостаток средств и технологий для включения в образовательный процесс всех учеников — с повышенными познавательными потребностями и со специальными потребностями в образовании, одаренных и отстающих;
– реализация идеи индивидуализации обучения, так как отсутствует владение методами разработки и реализации индивидуальных программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
С учетом этих затруднений в нашей гимназии определили творческую группу учителей, для которой были выбраны дистанционные курсы повышения квалификации «Успех каждого ребенка»: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи».
Для гимназии № 67 вопрос создания эффективной системы сопровождения учеников с высокой мотивацией к изучению предметов естественнонаучного цикла является очень актуальным. Именно это послужило толчком к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), технологий для включения в образовательный процесс всех учеников — с повышенными познавательными потребностями и со специальными потребностями в образовании, одаренных и отстающих.
Алгоритм создания индивидуального
образовательного маршрута
1. Исследования обучающихся, анализ состояния:
– диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей детей;
– дифференциация учеников.
2. Постановка цели и определение образовательных задач совместно с учащимися. Определение срока действия маршрута.
3. Отбор содержания образовательного маршрута.
4. Определение модели образовательного процесса.
5. Планирование и создание индивидуальной образовательной программы, определение результатов ее реализации.
6. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
7. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
8. Подведение итогов работы.
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута — это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и ученика, гарантирующий достижение поставленной цели.
За время работы по выбранной форме гимназисты достигли следующих значительных результатов по биологии.
Региональный и межрегиональный уровни
Анастасия Казнина — Поволжская открытая олимпиада школьников «Будущее медицины», диплом 3-й степени;
Анна Грачева — Олимпиада КФУ (Казанский федеральный университет), диплом 2-й степени по биологии, диплом 2-й степени по экологии;
Анна Грачева — Всероссийская олимпиада школьников по экологии (региональный этап), диплом призера.
Городской уровень
Анастасия Казнина — Городская конференция НОУ «Эврика», диплом 2-й степени;
Полина Фролова — Городская научно-практическая конференция школьников «Экология и здоровье», диплом за 3-е место;
Полина Фролова — Городской конкурс экологических научно-исследовательских проектов «Наш дом — Нижний Новгород», диплом за 3-е место.
За три года в нашей гимназии по теме проектирования индивидуальных маршрутов были выполнены:
– Проектирование годовых блочно-модульных маршрутов по биологии, исходя из успехов обучающихся. В ходе работы был составлен блочно-модульный тип ИОМ по предмету. Также предоставлялась возможность индивидуального задания и работы в рамках консультационных часов в дистанционной форме.
– Разработка образовательных ресурсов. Для этого нами использовались различные веб-сервисы Calameo, Learning Apss, Online Test Pad, Quizizz. Проектирование учебных заданий с использованием социальных сетевых сервисов является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень самостоятельности обучающихся, их познавательной активности, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, мотивацию к обучению, формирует навыки работы с различными видами информации.
– Проектирование индивидуального учебного плана по биологии. Такой учебный план выполняет несколько функций: фиксирует совокупность учебных предметов (базовых, профильных, элективных), выбранных для освоения учеником, и количество часов на их освоение; определяет конкретный образовательный результат, который должен достичь обучающийся к окончанию школы; а также позволяет старшекласснику самоопределиться.
Результаты проделанной работы были опубликованы в научно-методических сборниках, в том числе, в 2021 году вышел сборник научных статей преподавателей МАОУ «Гимназия № 67». Также можно найти публикации на портале педагогического сообщества УРОК.РФ, на сайте https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/sozdanie_didakticheskih_materialov_po....
Практика школьного воспитания № 3, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: