Лестница успеха: первые ступени на пути выбора профессии

Н. В. ГОРБЕНКО,

канд. пед. наук,

доцент кафедры естественнонаучного образования

ГБОУ ДПО НИРО

 

 

Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение ряда предметов на двух уровнях — базовом и углубленном. Одной из задач реализации углубленного изучения отдельных предметов — профессиональная ориентация школьников и предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении учебных предметов, необходимых для получения образования и дальнейшей трудовой деятельности. Изучение предметов естественнонаучного цикла — химии, биологии и физики в основной школе предполагается на двух уровнях.

 

В рамках изучения отдельных тем ученики могут выполнять проектные задания профориентационной направленности, позволяющие решить задачи, поставленные ФГОС ООО. Выполнение этих проектов направлено не только на достижение предметных образовательных результатов, но и личностных.

Это достигается в единстве учебной и воспитательной работы. В рамках трудового воспитания на основе предметных знаний по химии формируется интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, ребятам предоставляется возможность самостоятельно или под руководством взрослых изучить потребности в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях.

Пример такого проекта — «Химия на производстве». Его цель — выяснить, какие химические процессы лежат в основе производств на предприятиях химической промышленности города Нижнего Новгорода и области. Этот проект имеет особую значимость и актуальность, так как на территории нашего региона располагается большое количество предприятий химической промышленности и имеется проблема дефицита кадров разного уровня.

Проектное задание относится к информационным проектам — девятиклассники могут выполнить его при изучении химии элементов.

Используя различные информационные источники, ребятам предлагается выяснить, какие предприятия, расположенные на территории Нижегородского региона, связаны с производством химических веществ.

Выбрав одно из них, выяснить, к какой отрасли промышленности оно относится; какие химические вещества производятся на этом предприятии (дать им характеристику); какое воздействие на окружающую среду оно оказывает. Узнать, в состав какой готовой продукции входит производимое на предприятии вещество и где она используется человеком; составить подробное описание процессов производства вещества по плану, а также оценить целесообразность размещения выбранного предприятия на данной территории с экологической и экономической точки зрения.

У школьников не должно складываться впечатление, что химические реакции происходят только в пробирках. Их можно осуществлять не только в лабораториях и научно-исследовательских институтах, но и на крупных производствах, в заводских цехах. Это различные виды пластмасс, минеральные и органические удобрения, лекарственные препараты, красители, пестициды, полимеры и многое другое. Выполнение означенного проекта позволит убедиться, что в основе производства различных веществ лежат теоретические исследования ученых-химиков.

«Фармацевт — медик или химик?» является примером проекта в рамках предпрофильной подготовки, направленной на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования или направленности.

Кто такой фармацевт? Ответить на этот вопрос возможно, выполнив предложенный проект. У многих ребят сложилось впечатление о том, что фармацевт, отпускающий лекарственные препараты, — это продавец в белом халате. Но это мнение ошибочно. Для того, чтобы освоить эту профессию, надо много учиться, овладеть знаниями из многих образовательных областей. Профессия фармацевта — одна из древнейших. Еще на заре развития человеческой цивилизации люди использовали лекарства для лечения разных недугов. Их могли готовить только очень уважаемые люди, тщательно оберегающие рецепты приготовления снадобья из известных только им средств. Первыми фармацевтами и врачами одновременно были греки. И лишь в ХIII веке в Европе произошло разделение этих профессий.

Цель проекта — выяснить, какие знания, качества и компетенции необходимы для профессии фармацевта.

Участникам проекта необходимо выбрать учебные предметы, изучение которых в дальнейшем понадобится для овладения профессией фармацевта; выяснить, в каких организациях востребована эта профессия; что может послужить препятствием для выбора профессии фармацевта. И все-таки ответить на вопрос: фармацевт — медик или химик?

Самое трудное в выполнении любого проекта — определиться с темой, подобрать соответствующие методики выполнения работы. В помощь учителю и ученику существуют образовательные платформы, на которых размещены проектные задания разного рода, в том числе и профориентационные. Примером такой онлайн-среды является платформа ГлобалЛаб, где размещены представленные в статье проекты (https://globallab.org/ru/help/topic/about_globallab.html#.YnJ_R9pByM8).

Индивидуальные проекты, выполненные ребятами в соответствии с предъявляемыми требованиями, могут быть представлены в рамках итоговой аттестации.

Особую важность представляет преемственность образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Очень важно, чтобы умения, навыки и компетенции, которыми школьники овладели на уровне основного общего образования, нашли продолжение на следующей ступени обучения.

Стандарт среднего общего образования устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

На уровне среднего общего образования это представлено в качественно новом формате. В рамках профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников в учебно-воспитательный процесс вводятся курсы по выбору, направленные не только на расширение и углубление естественнонаучных знаний в рамках соответствующего профиля, но и имеющие ярко выраженную профориентационную направленность. В издательстве «Просвещение» в серии «Профильная школа» представлены программы и пособия курсов по выбору по разным профилям обучения для учащихся (https://prosv.ru/static/profil_school). Они могут использоваться при реализации разных профилей на уровне среднего общего образования и в рамках внеурочной деятельности. Материалы пособий разработаны научными сотрудниками вузов совместно с учителями-практиками, имеющими опыт работы в профильных классах. Эти пособия имеют единую структуру и позволяют:

– обеспечить осознанное вовлечение обучающихся в изучение профильных учебных предметов;

– познакомить старшеклассников со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими с точки зрения профессиональной перспективы;

– помочь в построении индивидуальной образовательной траектории, сориентировать ребят в вопросах выбора будущей профессии.

В рамках естественнонаучного профиля в серию вошли следующие пособия:

– Белоногов В. А., Белоногова Г. У. Физическая химия. 10-11 классы.

– Антипова Н. В., Даянова Л. К., Пахомов А. А., Третьякова Д. С. Биохимия. 10-11 классы.

– Ольчак А. С., Муравьев С. Е. Прикладная механика. 10-11 классы.

– Хомутова И. В. Экологическая безопасность. Школьный экологический мониторинг. Практикум. 10-11 классы.

– Ивашев М. Н., Ивашева А. В. Основы фармакологии. 10-11 классы.

– Горбенко Н. В. Биотехнология. 10-11 классы.

– Дежурный Л. И. Основы практической медицины. 10-11 классы.

В качестве иллюстративного примера автор статьи рассматривает учебное пособие «Биотехнология». Это пособие реализует требования ФГОС СОО и обеспечивает организацию элективных курсов в средней школе. Его содержание направлено на развитие естественнонаучного профильного обучения для формирования у старшеклассников мотивации к профессиональному самоопределению в области биотехнологий.

Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания детей, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор, формирует естественнонаучную картину мира, акцентирует внимание на нравственных аспектах использования достижений биотехнологии. Выполнение разных типов задач, включенных в пособие, позволяет учащимся подготовиться к решению трудных заданий ВПР и ЕГЭ по биологии и химии.

К тому же предлагаемое пособие дает возможность построить образовательную деятельность в различных формах: учебное занятие, практическая работа, учебный проект, учебное исследование, учебная экскурсия и др.

Материал книги не только познакомит ребят с современными фундаментальными и прикладными исследованиями в области биотехнологии, но и поможет в выборе темы для самостоятельного проекта по предмету «Индивидуальный проект».

Во введении в доступной и увлекательной форме описана история развития биотехнологии как науки, представлены отдельные ее ветви, которые, впоследствии, стали самостоятельными отраслями: биомедицинская инженерия, биомедицина, наномедицина, биофармакология, биоинформатика, бионика, биоремедиация, клеточная инженерия, образовательная биотехнология.

Уже на старшей ступени обучения школьники должны иметь конкретные представления о своей будущей профессии. Например, функциональные обязанности биотехнолога весьма разнообразны и зависят от того, в какой отрасли промышленности он работает.

В соответствующем разделе учебного пособия автор знакомит ребят с обязанностями биотехнолога в зависимости от места работы в определенной отрасли.

 

Промышленная сфера

участие в разработке состава и технологии производства; внедрение нового технологического оборудования; испытание новых технологий на производстве; работа по совершенствованию разработанных технологий; выбор оборудования, материалов и сырья для новой технологии; разработка технико-экономических показателей (ТЭП); своевременное ведение необходимой документации и отчетности

биотехнологические предприятия;

компании в сфере космонавтики и робототехники; парфюмерные производства; косметические фирмы; фирмы и компании по производству продуктов питания

Охрана окружающей среды

биологическая очистка сточных вод и загрязненных территорий; утилизация бытовых и промышленных отходов; своевременное ведение необходимой документации и отчетности

промышленные предприятия, очистные сооружения, полигоны по сбору и утилизации отходов, мусороперерабатывающие предприятия

 

Как правило, старшеклассники не представляют себе в полной мере, на каких предприятиях могут работать люди данной профессии, какими качествами должны обладать. Очень важным для них остается вопрос — смогу ли я овладеть этой профессией? Каждый должен оценить свои интеллектуальные, материальные, физические и даже физиологические возможности в плане овладения определенными профессиональными компетентностями.

В любой области работа биотехнолога является творческой, исследовательской, интересной и необходимой обществу. Какими качествами необходимо обладать специалисту, за плечами которого стоит будущее планеты?

Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, а также генную и клеточную инженерию. Естественно, уровень компетенции такого специалиста довольно широк. Но чтобы справиться со всеми разнообразными обязанностями и проявить профессиональную компетентность, работник в данной области должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и общечеловеческими качествами, применимыми абсолютно во всех сферах деятельности. Он должен быть любознательным и эрудированным человеком. Наблюдательность, терпение, аккуратность и сосредоточенность будут способствовать качественной работе специалиста в лаборатории. Коммуникабельность — также важное качество для биотехнолога, так как по работе он много общается с коллегами. А если его деятельность проходит в образовательном учреждении, понадобится коммуникабельность и умение работать с молодым коллективом.

Авторы данного курса постарались учесть эти требования. Поэтому на учебных занятиях школьникам придется овладевать не только предметными знаниями, но и учиться выполнять проектные и исследовательские работы, готовиться к выступлениям, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, прогнозировать результат, оценивать события и факты, ставить цели, планировать свою деятельность и еще многое другое.

Особенности специальности предполагают соответствующие факультеты, в зависимости от выбранной отрасли народного хозяйства. Факультеты биотехнологии есть практически во всех государственных университетах в нашей стране и за рубежом. Биотехнологов готовят технические, сельскохозяйственные, пищевые, технологические университеты по различным направлениям и специализациям.

Старшеклассники должны критически подойти к вопросу выбора профессии. Пособия представленной здесь серии помогут им в этом. На страницах учебного курса рассматриваются плюсы и минусы профессии.

В профессии биотехнолога, как и в любой другой профессии, можно выделить ряд преимуществ.

Эта специальность относительно недавно появилась на рынке труда и остается крайне востребованной и дефицитной на сегодняшний день. Спрос на биотехнологов продолжает расти, так как биотехнология — профессия будущего и ей предстоит бурное развитие.

Так как в любой науке сегодня интенсивно происходят процессы интеграции, то и сфера использования знаний биотехнологии, как науки, в дальнейшем будет расширяться. В перспективе эта профессия будет востребована и в других отраслях человеческой деятельности, которые даже еще не существуют или только находятся в стадии становления.

К плюсам можно отнести престиж профессии, ее многозначность, то есть возможность трудоустройства на смежные профессии в самые различные организации (генетический биоинженер, инженер биопроцессов, биотехнолог липидов, биотехнолог белка, биотехнолог фармацевтики, биоинженер клетки и ткани).

Развитие науки не знает границ. Наши биотехнологи тесно сотрудничают с зарубежными научно-исследовательскими институтами.

Но с развитием биотехнологии связан и ряд негативных моментов, которые вызваны неоднозначным отношением общества, религиозных организаций к достижениям этой науки и возможностям их использования в различных сферах человеческой деятельности.

Обсуждение этих вопросов необычайно важно именно в плане формирования личностных результатов. Все большую популярность приобретают вопросы биоэтики, обсуждение которых обладает огромным воспитательным потенциалом.

Биоэтика — комплексное понятие, которое в широком смысле относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека.

Неоднозначно расцениваются разными слоями общества вопросы клонирования, экстракорпорального оплодотворения, создания генетически модифицированных организмов (ГМО).

Одной из основных целей реализации ФГОС является воспитание успешной личности. Путь к успеху в профессии, в бытовой, социальной сфере лежит через самообразование. Основная и старшая школа — это первые ступеньки лестницы успеха.

В образовательных стандартах самыми распространенными понятиями применительно к ученикам выступают самоопределение, саморазвитие, самостоятельность, самоорганизация. Действенную помощь школьникам в овладении всеми этими категориями на всех ступенях обучения должны оказать профессиональные педагоги, которые через предметное содержание умело реализуют вопросы воспитания, формирования ценностно-смысловых установок, помогают ребятам самоопределиться и сделать правильный выбор в мире профессий.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — URL: https://cloud.mail.ru/public/JLgL/2pCSsj2Zw (дата обращения: 19.08.2022). — Текст : электронный.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (дата обращения: 19.08.2022). — Текст : электронный.

3. Горбенко, Н. В. Биотехнология. 10—11 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Горбенко. — Москва : Просвещение, 2019. — 143 с. : портр., табл., цв. ил.; 21 см. — (Профильная школа). ISBN 978-5-09-064780-9.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм