От украшения пирожных до проектирования роботов
С. А. МИХАЙЛОВА-ЛИСТРЕМ, методист МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества», г. Саров |
«Вам было интересно?». И все 12 человек, не сговариваясь, закричали: «Да!». Хотя и без слов это было заметно по их счастливым, улыбающимся лицам.
С января 2022 года в Саровском физико-техническом институте НИЯУ МИФИ начались занятия цикла «Школа — вуз — предприятие» (или сокращенно «ШВП»). Но прежде, чем звезды сошлись и пазл сложился, прошло несколько лет кропотливой системной работы в рамках городского проекта «Профтренд». Его кураторы — методист Дворца детского творчества Светлана Михайлова-Листрем и ведущий специалист по подбору персонала Российского федерального ядерного центра — ВНИИ экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Анна Покровская. С 2017 года Дворец — базовая площадка по профориентации, где собираются дети. Ядерный центр — поставщик специалистов по разным направлениям: от физиков-математиков до кондитеров и водителей автоколонн специального назначения.
Мероприятия «Профтренда» рассчитаны на разный возраст, поэтому и форматы различные: День увлекательных наук, откровенный разговор на тему «Что? Где? Когда? Зачем?», дискуссионный клуб «Гибридные войны» и другие. Самое любимое у детей — игра «Атомный квест». Начинали с семи-восьмиклассников, а в 2022-м провели нечто подобное для учеников начальной школы, и малыши были счастливы! Правда, у них было всего три площадки — «химик», «инженер-конструктор» и «технолог-кондитер», но зато какие! Команды 1–3-х классов делали опыты с кислотами и щелочами, лимоном и молоком, строили из ЛЕГО-блоков машины будущего, украшали настоящие пирожные, которые потом с аппетитом уплетали. А параллельно узнавали, что должен знать и уметь представитель той или иной профессии, где этому учат, насколько интересная эта работа.
Но вернемся к «ШВП». Когда кураторы «Профтренда» поняли, что у предприятия есть потребность в молодых специалистах, получивших высшее образование на спецкафедрах СарФТИ, а вуз заинтересован в саровских школьниках, то и родилась идея объединить все ресурсы. Школы направляют детей (не по квоте, а по их интересам), вуз выделяет студентов-наставников и оборудование для лабораторных работ, предприятие своим сотрудникам, которые преподают в СарФТИ, «включает зеленый свет» на дополнительные занятия со школьниками.
Вот как рассказали про это Светлана Михайлова-Листрем и Анна Покровская: «Сначала мы провели несколько встреч, рассказывая о сути, целях и задачах «ШВП». Увидев, что заместитель директора департамента образования Елена Валентиновна Туровская, директор Дворца детского творчества Светлана Анатольевна Калипанова и заместитель руководителя СарФТИ Тимофей Геннадьевич Соловьев нас поддерживают, стали искать своих единомышленников среди преподавателей вуза из числа сотрудников Ядерного центра. А когда основной пул сформировался, в СарФТИ «застолбили» дни, время, место и ответственного координатора (им стал преподаватель Андрей Алексеевич Додин). Дальше все было делом техники: составить списки, вовремя сообщать ребятам о дате и теме занятий, мотивировать учеников маленькими призами за успешное выполнение непростых заданий.
Наша главная цель — помочь школьникам как можно раньше определиться с выбором профессии, чтобы на собеседовании при получении целевых направлений от РФЯЦ-ВНИИЭФ одиннадцатиклассникам было проще решить, куда пойти учиться и где затем работать. Идеальный вариант — чтобы выбор был сделан в пользу саровского вуза и градообразующего предприятия».
В качестве пилотной выбрали школу № 17, где сформировали две группы из учеников 7–8-х и 9–10-х классов. Профпробы проводятся по разным направлениям: робототехника, 3D-проектирование, физика (свойства лазерного излучения), математическое моделирование, прочность материалов, электротехника. Первое занятие по робототехнике провели студент четвертого курса Денис Плеханов, второкурсник Глеб Ухабов-Богославский и преподаватель Андрей Додин. Школьники получили образец схемы, узнали принцип действия простейшего робота и сделали свой вариант на основе платформы Arduino. Тот, кто выполнил работу быстрее других, успел посмотреть на мир через очки виртуальной реальности.
На следующих занятиях по робототехнике на базе Центра цифровых технологий было посложнее: проверить технические характеристики уже собранного робота и заставить его двигаться по требуемой траектории. Полтора часа кропотливой работы с многочисленными попытками на «полигоне», и вот, наконец, звучат аплодисменты победителю. Приз — маленькая атомная бомбочка из пластика, сделанная на 3D-принтере. Этот макет первой советской бомбы РДС-1 пользовался не меньшим спросом, чем браслеты с символикой вуза, которые также вручались в качестве призов.
На занятии по 3D-моделированию ребята изучают принцип работы в программе «Компас». За полтора часа надо сделать объемную модель личной пластиковой карты. Для новичков дается пошаговая инструкция. Тем же, кто хоть чуть-чуть представляет, где какие компьютерные команды «прячутся», достаточно показать схему действия и дать время на выполнение операций. С заданием справляются и те, и другие, хотя не без проблем. Ценность этого занятия в том, что есть реальный продукт — авторская конструкторская разработка, которую можно взять в руки и показать другим. Понравилось? Да. Лишь один восьмиклассник честно сказал, что 3D-моделирование не для него, и он будет дальше искать свое техническое направление.
Практикум по электротехнике приближен к уроку физики. Надо провести ряд измерений, рассчитать сопротивление и вычислить, на каком участке электросети обнаружен пробой, повреждена изоляция. В девятом и десятом классе ребята уже должны многое знать, но жизнь показывает, что оперативная память у школьников мала, закон Ома забывается почти мгновенно. А семиклассники и вовсе его не знают. Поэтому для них начинается «блуждание в темном лесу». Но рядом со школьниками все время находятся наставники. Сохранить настрой на достижение цели, выбрать правильный алгоритм действий помогали преподаватели и студенты СарФТИ. Они показывали, как пользоваться микрометром и мультиметром, помогали измерять диаметр сечения провода и сопротивление участков электрической цепи, вести расчеты по формулам. Между прочим, первой правильно решила все три задачи ученица седьмого класса Василина Спирина. И получила свой приз. Это так «подстегнуло» старшеклассников, что они с утроенным усердием стали измерять и считать. Получилось! С небольшой погрешностью, но места пробоя нашли все.
Самое эмоциональное, юморное занятие было по теме «Прочность материалов». Его провели научные сотрудники РФЯЦ-ВНИИЭФ, которые отлично разбираются в марках сталей и сплавов, знают свойства агрессивных сред и прочие моменты, которые должен учитывать инженер-конструктор. Максим Пухов, кстати, выпускник школы № 17, и его коллега по работе Дмитрий Замотаев подготовили несколько заданий. Сначала, после вводного курса теории, надо было измерить параметры одной и той же детали с помощью линейки, электронного штангенциркуля и микрометра, определить погрешность показаний. Затем на специальной установке проводилась проверка на прочность: изделие сжималось до потери пластичности, и тут же на мониторе компьютера появлялась перевернутая парабола, описывающая процесс изменения характеристик.
Ребята наблюдали, как медленно сжимаются пластины, усиливающие давление на образец… Хлопок — кривая на графике достигла «точки разрыва». Звучит команда руководителя: «Эту деталь достаем, вновь измеряем размеры, устанавливаем следующий образец из серии». И так десять раз. Не у всех детей хватает терпения на такие эксперименты, и только шутки-прибаутки наставников помогают довести испытания до логического конца.
Первые итоги реализации проекта весьма оптимистичны. По словам руководителей школы № 17, старшеклассники и родители очень заинтересовались возможностью узнать «изнутри» саровский вуз и на практике познакомиться с особенностями технических профессий. А ректорат вуза готов рассмотреть вопрос об увеличении групп, если в следующем учебном году будет такой запрос от других школ.
Информацию об этом проекте можно найти на сайте городского департамента образования (https://edusarov.ru), на сайте Дворца детского творчества (https://ddt-sarov.ru), а также на сайте СарФТИ НИЯУ МИФИ (https://sarfti.ru).
Практика школьного воспитания № 3, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: