Конкурс детского творчества как средство профориентации школьников

Е. П. РЯБЧИКОВА,

канд. философских наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

ГБОУ ДПО НИРО

 

Актуальность проблемы профориентации не вызывает сомнений.

Ранняя профориентация должна быть направлена на предоставление возможности школьникам ознакомиться с как можно большим количеством профессий.

Одним из вариантов такого знакомства являются встречи с профессионалами своего дела. Они проходят в рамках областных конкурсов детского творчества, которые в Нижегородском институте развития образования организует и проводит кафедра историко-филологических дисциплин.

В 2020 году конкурс детского творчества в области изобразительного искусства и музыки был посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его участниками стали учащиеся общеобразовательных организаций Нижегородской области трех возрастных категорий: 1–4-е классы («Музыка»); 5–8-е классы («Музыка», «ИЗО»); 9–11-е классы («Музыка», «ИЗО»).

Отборочный этап конкурса проводился в районах Нижнего Новгорода и области в режиме on-line. Финал прошел с 20 по 29 апреля также в режиме on-line.

В конкурсе по музыке приняли участие более 150 школьников: два хора; шесть вокальных ансамблей; два дуэта; 30 солистов из Нижнего Новгорода, Бора, Сарова, Сергача, Арзамаса и Вознесенского, Ардатовского, Гагинского, Тоншаевского районов области.

Победителей определяло профессиональное жюри, в составе которого были заведующая кафедрой продюсерства и музыкального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, кандидат педагогических наук Т. Ю. Медведева и бессменный член жюри в области изобразительного искусства — преподаватель ГБПОУ «Нижегородское художественное училище (колледж)» В. В. Петрухин.

В 2021 году финал музыкального конкурса на лучшее исполнение песен нижегородских композиторов и лучшее исполнение народных песен Нижегородчины проводился уже в очном режиме — в актовом зале НИРО — и был посвящен 800-летию Нижнего Новгорода. Членами жюри стали преподаватели ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М. А. Балакирева»: председатель предметно-цикловой комиссии (ПЦК) «Хоровое дирижирование» О. Ю. Сильчук и О. В. Китаев — лауреат премии Нижнего Новгорода и руководитель коллектива «Виват».

Всего в финале участвовали 194 представителя (22 образовательные организации) из 16 районов нашего региона: Бутурлинский, Варнавинский, Вознесенский, Княгининский, Лысковский, Сеченовский, Перевозский, Навашинский, Большеболдинский, Ардатовский, Шарангский, города Саров, Дзержинск, Арзамас, Кулебаки, Балахна. Особую активность проявили образовательные организации Нижегородского, Сормовского, Автозаводского, Канавинского, Московского районов областного центра.

2022-й объявлен президентом нашей страны Годом культурного наследия народов России. Организаторы областного конкурса поддержали эту инициативу.

В финальном этапе III Областного конкурса детского творчества, посвященного народному искусству и культурному наследию Нижегородского края, приняли участие 194 человека: 138 — по направлению «Музыка» и 56 — по направлению «Изобразительное искусство». Все участники финала получили сертификаты. Победителям конкурса были вручены дипломы.

Жюри музыкального конкурса возглавили профессионалы из Нижегородского музыкального училища им. М. А. Балакирева — О. Ю. Сильчук и председатель ПЦК «Сольное и хоровое народное пение» М. Г. Колесов.

Финальный концерт завершился выступлением выпускников музыкального училища — профессионалов в области вокального искусства, которые продемонстрировали свое мастерство как в хоровом, так и в ансамблевом пении. Это было прекрасной возможностью для школьников узнать, как можно совершенствоваться в этом направлении.

Участники в номинации «Изобразительное искусство» попытались воплотить в виде натюрморта, пейзажа, бытовом и других жанрах нижегородские народные промыслы, нашедших отражение в хохломе, городецкой росписи и резьбе по дереву, дымковской игрушке, варнавинской резьбе по кости, полхов-майданской росписи, казаковской филиграни; резьбе по камню; гончарному и берестяному промыслу и других видах прикладного творчества. На выставке в актовом зале НИРО начинающие художники — будущие Репины, Шишкины — вместе со своими рисунками могли увидеть и работы учителей ИЗО. Это и есть профориентация!

Благодаря таким конкурсам учащиеся узнают о разнообразии профессий, получают возможность дальнейшего выбора творческой специализации.

Конкурс — не только демонстрация уровня мастерства в области искусства, но и профориентация, сохранение своей культуры, своих традиций, своей национальной идентичности. Подобные конкурсы расширяют знания о профессиях, а в нашем случае знакомят и с направлениями художественной деятельности, которые востребованы в регионе, развивают способности и раскрывают таланты, намечают выбор жизненного пути в будущем.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм