Наставничество как стиль жизни. Эссе
Е. К. КУЗНЕЦОВА, призер областного конкурса «Наставник года — 2021», методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детско-юношеский центр», заместитель председателя Совета Союза пионерских и детских организаций «Родник» г. Кулебаки |
Школьные годы... Я росла и училась в советское время. Тогда для каждого ребенка прием в пионеры был особенно значимым, как, впрочем, и для многих детей в современной действительности. Ритуал вступления в пионерскую организацию торжественен и красив — ты стоишь в едином строю с такими же девчонками и мальчишками, делаешь шаг вперед и в полной тишине звучит: «Я, Чегурова Женя...», и следом за тобой эхом вторят голоса твоих товарищей, а потом все вместе по команде вожатой, чеканя каждое слово… И летит ввысь: «Перед лицом своих товарищей...», и сердце бьется в груди в унисон с барабанной дробью, когда тебе повязывают галстук. В тот момент я и представить не могла, что в моей жизни будет так много связано с пионерией, сколько еще впереди торжественных приемов в пионеры, и уже я буду повязывать красный галстук мальчишкам и девчонкам, и видеть, как искрятся в этот момент их глаза.
Учась в школе, на перемене и после уроков мы проводили в пионерской комнате, где нас встречала наша вожатая Марина... Марина Геннадьевна Федяева. С ней было всегда весело и интересно. Мы и сейчас с ней общаемся. Позднее ее сын Кирилл пришел в Городской детский штаб «Родник», руководителем которого я являюсь. А окончив школу, и он стал работать вожатым. Вот так переплетаются судьбы человеческие... Пионерские вожатые ведут нас за собой, открывают нам двери в интересный мир. И как в песне:
Школа — мой верный надежный причал,
И жизнь моя — в этих ребятах.
И хочется очень, чтоб кто-то сказал:
«Я буду как ты, вожатый!».
Как я стала пионерской вожатой, так и мои пионеры-активисты продолжили это дело. Переходя после работы в школе в Детско-юношеский центр, я знала, что дружину оставляю в надежных руках, а через год-другой подрастут другие ребята и преемственность сохранится. Мои воспитанники стали вожатыми не только в своей родной дружине имени Героя Советского Союза Ивана Ежкова, но и в других школах.
В Центре я продолжила работу с детскими и пионерскими организациями, организуя коллективно-творческие дела, обучая вожатых и актив школьников. Эта работа требовала получения новых знаний и постоянного самосовершенствования. Я много читала методической литературы по педагогике, психологии, о работе с детскими общественными объединениями. Большое впечатление на меня произвела книга В. А. Караковского «Стать человеком». Она стала моей настольной книгой. В основу воспитательной системы школы, описанной Владимиром Абрамовичем, заложены общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. Что может быть понятней и важней?.. Год за годом я приобретала новые знания, умения, навыки, развивалась сама и в то же время передавала полученный опыт детскому активу, вожатым, молодым педагогам нашего Центра, выполняя функции наставника.
В Советском Союзе наставничество распространялось в системе образования, как одна из форм методической работы и определялось как помощь опытного учителя молодому специалисту или стажеру в адаптации к новым условиям деятельности, закрепления ряда необходимых в этих условиях первичных умений и навыков. Несколько лет назад в России наметился курс на возрождение этой традиции. В настоящее время наставничество направлено на реализацию потенциала подопечного в различных образовательных, профессиональных и социальных контекстах на формальной и неформальной основе. Наш Центр не остался в стороне, и активно включился в работу по внедрению целевой модели наставничества на уровне учреждения и муниципалитета. Приоритетными для нас являются формы «ученик-ученик», «студент-ученик», «педагог-педагог». Я как методист, курирующий вопросы педагогической поддержки и развития детского движения, наставничество рассматриваю в разрезе детского и пионерского движения (Группа СПДО «Родник» в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/spdo_rodnik; сайт МБУ ДО ДЮЦ http://www.moudoddyuts.nov.ru/).
Наставничество в пионерской организации происходит через преемственность поколений, когда взрослые, дети старшего и младшего возраста объединены общей идеей и общим делом. Именно этот принцип выражен в символике: «пионерский галстук — символ единства, отражающий связь трех поколений».
В пионерской организации вопросу воспитания лидера уделяется большое внимание так, как только социально-активная личность сможет выбрать необходимую траекторию развития, которая позволит молодому человеку определиться в жизни и найти свое место. Поэтому одна из основных задач для меня — обучение детского актива и вовлечение ребят в социально-активную и творческую деятельность.
Система подготовки пионерского актива заключается в обучении новичков не только старшим вожатым, но и передаче опыта «пионером-инструктором». Пройдя «Школу пионерского актива» в детстве и в юности, я перенесла эту модель в систему обучения актива детского общественного объединения «Союз пионерских и детских организаций «Родник». На протяжении многих лет в нашем Центре проходят занятия «Школы лидера», где организаторами и ведущими выступают методисты и лидеры городского детского штаба «Родник».
Городской детский штаб «Родник» и Городской совет старшеклассников «Ровесник» неоднократно становились финалистами и победителями областных конкурсов и проектов: «Улицы нашего города»; «Лидер и его команда»; «Развивай ученическое самоуправление»; «Медиапространство»; «Будь готов!» (смотр-конкурс отрядов барабанщиков и знаменных групп); смотра-конкурса Советов старшеклассников; фестивалей «Детство без границ» и «Бумеранг».
Лидеры Союза пионерских и детских организаций «Родник»: Алена Богданова — призер областного конкурса «Новое поколение XXI века» и победитель конкурса «Звезда Артека»; Илья Пужалов стал победителем областного и призером Всероссийского конкурса «Лидер XXI века». Активисты, получив опыт работы в детской общественной организации, сами становятся наставниками и помогают младшим ребятам в организации деятельности и участии в конкурсах. Ярким примером может служить конкурс «Лидер XXI века», когда победители и финалисты предыдущих лет готовили участников последующих конкурсов. В 2020 году ребята-штабисты разработали план работы по реализации системы наставничества «Дети детям» и представили его на областном фестивале «Бумеранг». Наставничество особенно проявляется в детской организации, где нет четких границ возраста, где десятиклассник может работать в одной команде с шестиклассником. Приведу еще один пример: конкурсный отбор на участие в интенсивных сборах в рамках смен детского центра «Лазурный». Казалось бы, в чем интерес старших ребят помочь младшим получить путевку в лагерь… Но помогают — и словом, и делом.
Наставничество «студент-школьник» можно увидеть и летом, когда студенты работают вожатыми на придомовых площадках в рамках областного проекта «Дворовая практика» и в летних детских центрах. Находясь с ними всю смену рядом, я вижу, как выросли вчерашние девчонки и мальчишки и в то же время сохранили детскую искренность в глазах. Именно их юность является связующим звеном между детством и взрослостью. Им проще установить доверительные отношения с детьми, у них есть задор и энергия и они могут повести за собой других. Смотришь на таких ребят и понимаешь значение слова «вожатый»!
А чтобы молодой вожатый (будь он отрядным вожатым в лагере или руководителем детского общественного объединения в школе) не потерялся в быстро меняющемся мире, поверил в свои силы, ему нужно вовремя подставить плечо и протянуть руку помощи. Вожатому тоже нужен наставник. Вот в этом и состоит моя задача — помочь, поддержать, рассказать, как методически грамотно провести совместное событие с ребятами, как разрешить, а лучше не допустить конфликтную ситуацию в детском коллективе.
Создать ситуацию успеха для молодого вожатого так же важно, как и для ребенка. Очень важно, чтобы начинающий педагог получил признание не только от детей, но и от своих коллег. На протяжении многих лет областной конкурс «Вожатый года» являлся творческой площадкой для реализации потенциала старших вожатых, руководителей детских общественных объединений. На смену этому конкурсу пришли фестиваль «Бумеранг» и Всероссийский конкурс «Лига вожатых». И все эти годы я была с вожатыми-конкурсантами рядом, помогая им, и такая командная работа давала свои результаты. Вожатые нашего округа многократно становились призерами областного конкурса: Лариса Захарова, Светлана Слыжова, Светлана Беднова, Полина Мочалина, Екатерина Карпова и многие другие, а также отряд вожатых «Вега».
В конкурсах участвую и сама — ведь они помогают работать над собой, заниматься самообразованием, раскрываться с разных сторон и, конечно, делиться накопленным опытом, в том числе и в наставничестве. Возможность продемонстрировать свои наработки предоставляют и семинары, конференции, и публикации в педагогических журналах и сборниках.
Вся моя профессиональная деятельность связана с детским движением. Более чем за 30 лет накоплен опыт работы с ребятами-лидерами детских объединений, старшими вожатыми, а с этого года у меня появился новый вектор — «Навигаторы детства». В качестве муниципального координатора всероссийского проекта я стала наставником и «проводником в детство» 11 советникам по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Практика школьного воспитания № 3, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: