Экостанция: ресурс для выбора пути

 

И. В. КУЗНЕЦОВА,

методист Экостанции ГБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»

Т. Б. ДОРОНИНА,

методист Экостанции ГБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»

 

Экологические проблемы современности все чаще привлекают пристальное внимание общества, и на экологическое воспитание школьников возложены большие надежды и ожидания. Поэтому выбор направления будущей деятельности, профессии становится особенно актуальным. Для этого необходимо учесть множество факторов, это и собственные мечты ребенка о будущем, его интересы и способности, и запросы меняющегося общества. Особая роль в решении этого вопроса отводится системе дополнительного образования.

На базе Экостанции Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области (https://vk.com/ecolandia) работают творческие объединения естественнонаучной направленности для ребят от 7 до 18 лет, позволяя охватить как начальное звено, так и выпускников школ. И если младшие школьники приходят на занятия, чтобы познакомиться с миром животных и растений, то старшеклассники основательно погружаются в мир науки — участвуют в создании и реализации природоохранных экологических проектов, проводят различные исследования, что способствует развитию способностей и склонностей ребят.

Важный принцип работы творческих объединений Экостанции — это обстановка безоценочного принятия каждого обучающегося: мы рады, что ты пришел; твоя деятельность важна, независимо от того, ведешь ли ты самостоятельное исследование или помогаешь друзьям, предпочитая сам оставаться в тени. Атмосфера психологической безопасности позволяет раскрыться творческим способностям ребенка.

Миссию творческих объединений Экостанции мы видим в том, чтобы предложить детям максимальный спектр разнообразной экологической деятельности, предоставить необходимые знания и свободный выбор направления исследования.

Именно для этого как нельзя лучше приспособлена структура лабораторий Экостанции: здесь есть и живой уголок, и оборудование для стерильной работы с микробиологическими препаратами, и наборы датчиков для полевых исследований, и коллекции насекомых, амфибий и рептилий, и библиотека полевых и лабораторных определителей.

В ходе занятий у каждого ребенка есть возможность самому выдвинуть гипотезу, провести опыт, поставить эксперимент. Если ребята проявляют интерес к более узким разделам биологии, то для каждого из них разрабатывается индивидуальный план работы — маршрут, по которому занятия проходят отдельно от группы и под руководством педагога весь учебный год. Индивидуальный маршрут позволяет полностью погрузиться в интересующую тему, провести собственное исследование и с полученными данными выступать на конкурсах областного, всероссийского и международного уровня и занимать призовые места.

 

 

Удивительно преломляется в детской памяти опыт работы в творческом объединении, опыт общения с природой, первых шагов в науке и становления экологического сознания. Мы пообщались с некоторыми выпускниками творческих объединений Экостанции, задав им одни и те же вопросы:

– Что тебе больше всего запомнилось из наших занятий?

– Повлияли ли они на выбор профессии?

– Если бы не было этих занятий, что было бы в твоей жизни?

– Кем ты видишь себя в будущем?

Всем нашим респондентам от 17 до 25 лет; все они пришли в творческое объединение в довольно раннем возрасте (кто-то еще дошкольником) и задержались у нас надолго; познакомились с разными аспектами экологических исследований и сейчас все так или иначе уже сделали свой профессиональный выбор.

Ребята принимали участие примерно в одинаковых видах деятельности, но вынес для себя каждый что-то свое.

Юрий, магистрант Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (НГСХА), научный сотрудник музея-заповедника «Щелоковский хутор»: запомнился живой уголок, поездки в Керженский заповедник. Ездили от Центра в летний лагерь, там была система поощрений — мы собирали билетики с лягушкой, нужно было накопить их определенное количество, и чтобы получить «доктора наук», мы с другом делали работу по бабочкам.

Мечтал стать врачом, и в то же время хотел жить и учиться в Санкт-Петербурге. В итоге поступил в Санкт-Петербургскую лесотехническую академию.

В будущем вижу себя научным сотрудником заповедника. Какого именно, пока не знаю, но хочется пойти в заповедник…

Алексей, студент Нижегородского индустриального колледжа: запомнились экспедиции за «ежиками» (имеются в виду раскопки гипсовых кристаллов особой формы — прим. авт.). В детстве хотел работать в лесу или с животными, например, в конном хозяйстве. Сейчас хорошо разбираюсь в электронике. Могу стать мастером по ремонту… чего угодно. Животных не обижаю. Участвую в экологических субботниках.

Арсений, выпускник 11-го класса: помню, как вскрывали ондатру, мне тогда было лет шесть. Однажды жук-чернотелка меня за палец укусил — тоже запомнилось. Занятия по микробиологии запомнились: окраска препаратов, посев, лабораторная деятельность, микроскопия.

В кружке Экостанции занимался палеонтологией, ездил в экспедицию на раскопки мезозойской фауны Русского моря, еще на Север мы ездили, на Терский берег.

Позже занялся микробиологией. Победил в конкурсе, ездил на учебную смену в «Сириус», там нашел новых друзей и приобрел новые умения: выделение ДНК, анализ результатов ПЦР real-time, электрофорез. Получил навыки работы в команде.

Планы связаны с биологией: собираюсь поступать в вуз и там заниматься, вероятно, микробиологией.

Если бы в моей жизни не было этих занятий на Экостанции, возможно, была бы музыка: какое-то время я выбирал между музыкой и биологией. Кем стану в будущем, пока не вижу.

 

 

Святослав, студент 1-го курса Нижегородского колледжа малого бизнеса: запомнилась работа с приборами, которые анализируют чистоту воздуха. Практика дает возможность быстро разобраться в теме, получить новые знания в сфере, которую не знал. Приняли участие в международном конкурсе (Балтийский инженерный конкурс в 2022 году — прим. авт.), это тоже был новый опыт.

Занятия в творческом объединении расширяют кругозор и дают возможность составить свое собственное отношение к экологии.

Полина, студентка 1-го курса Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии: запомнилась экскурсия в парк «Швейцария» — как мы распознавали птиц по голосам. Как возились с улитками в живом уголке. Я потом завела себе такую улитку ахатину.

Занятия в кружке повлияли на выбор профессии. Мы занимались микроорганизмами — это меня заинтересовало. Вообще, было интересно взаимодействие с природой, и как все в природе устроено.

Если бы не было этих занятий, я бы не увлеклась биологией. Наверное, занималась бы музыкой и пошла по этому направлению.

Сейчас учусь в НГСХА на факультете «Лесное хозяйство». Возможно, буду лесником или ландшафтником.

Денис, студент 1-го курса Губернского колледжа (г. Бор, Нижегородская область): запомнилось, как участвовали в биологическом турнире. Микроскопы. Препараты. Экспедиция в Шацк.

На жизненный выбор это не повлияло. Но может и да. Хотел быть ландшафтником, а лучше всего — кинологом. Поступил на сварщика. А обязательно [чтобы быть связанным с биологией] идти куда-то учиться?

Судя по результатам опроса, новейшее оборудование, сложные исследования, победы в конкурсах не стали чем-то главным, что заставило приходить на занятия вновь и вновь. Все это тоже было, но позже. А первые шаги, первое удивление, первое — не побоимся этого слова — потрясение от встречи с природой возникло на простых и малых вещах, таких как улитка ахатина.

Особенность педагогического процесса в том, что сразу невозможно увидеть результаты своего труда — «зерна, упавшие на добрую почву», прорастают спустя время. Сейчас мы видим только первые всходы, а в творческих объединениях Экостанции взрослеют и открывают мир новые творческие личности.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм