Профориентация школьников: современный подход

 

С. С. КУЗИНА,
учитель МБОУ «Школа № 5», г.о.г. Дзержинск

 

Современное общество стремительно, восприимчиво к новому, а значит, оно остро нуждается в инициативных и компетентных специалистах. На современную образовательную систему ложится часть огромной ответственности: создать условия для развития такой личности и ее самоопределения в вопросах профориентации. Именно поэтому очень важны мероприятия профессиональной направленности — учебные модули в рамках реализации конкретных дисциплин, внеурочные занятия, внеклассные мероприятия, целью которых является формирование навыка осознанного выбора будущей профессии с учетом индивидуальных особенностей. Ребенок должен найти ответы на вопросы «Кем хочу я стать?», и, что важнее, «Кем смогу я стать?».

Сегодня существенным отличием профориентационной работы в школе является ее нацеленность не только на выбор конкретной профессии, а на формирование неких универсальных качеств учащихся, позволяющих осуществлять осознанный самостоятельный профессиональный выбор. Профориентационная работа проводится комплексно, и включает в себя несколько направлений: методическая работа, работа с детьми и работа с родителями. Создаются материально-технические базы, «уголки профориентации», «атласы современных профессий». Тем не менее, по опросу Роструда только 27% россиян работают по специальности. Среди опрошенных больше половины выбрали профессию самостоятельно, примерно четверть — по совету близких и друзей, и всего 2,5% по результатам профориентационных мероприятий. [1] Получается, что большинство людей выбирают свою профессию без использования профессиональных сервисов в этой области. Значит ли это, что профориентационная работа в школах проводится некачественно? Вовсе нет.

 

 

В большинстве современных школ направление профориентационной работы включено в воспитательную систему класса, то есть формированием отношения к профессиональной деятельности, чаще всего, занимается классный руководитель. Конечно, проводятся и общешкольные мероприятия, и агитбригады по профориентации, но это происходит не так часто, а ведь именно правильный выбор будущей профессии ребенка является венцом школьного обучения. Поэтому необходимо не только расширять кругозор детей в вопросе профориентации и изучении актуальных профессий, но и дать ребятам в руки такие инструменты, которые позволят проводить самодиагностику, удовлетворять познавательный интерес, отслеживать направление своего развития системно, то есть перевести школьника из разряда пассивного наблюдателя в активного участника этого процесса. И сам вопрос профориентации нужно поднимать раньше. Не допускать ситуации, когда выпускник не знает, кем хочет стать и куда ему пойти учиться. Ведь если человек влюблен в свою профессию с детства, если он чувствует к этому призвание, с радостью занимается любимым делом, то общество получает от этого только пользу.

Ни для кого не секрет, что сегодня дети не выпускают из рук смартфоны. И все, что связано с гаджетами и IT-технологиями, находит отклик в юных сердцах. И здесь, как говорится, нужно идти в ногу со временем. Один из способов — это привлечение в свою работу образовательные платформы, такие как «ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online). Данный ресурс позволяет по ключевым характеристикам подобрать профессию с учетом индивидуальных потребностей человека. «ПроеКТОриЯ» имеет хорошую навигацию, проста в использовании, не требует регистрации и ввода персональных данных, также нет необходимости проходить дополнительные тестирования и изучать специальную терминологию. На портале собрано огромное количество современных профессий, для которых кратко прописаны ключевые характеристики и список школьных дисциплин, хорошее знание которых необходимо. Таким образом, ребенок в игровой форме может «примерить» на себя различные профессии, понять, что ему подходит и чего он ждет от своего дальнейшего профессионального пути. А это, в свою очередь, мотивирует на осознанную учебу и способствует рефлексии. Помимо «Примерочной профессии», портал содержит базу тематических открытых уроков, с которыми ребенок может ознакомиться в удобное время и обсудить интересную для него тему на своей страничке в соцсети с друзьями.

 

 

Работу с такой образовательной платформой можно проводить системно на уровне класса. Периодически отслеживать изменения индивидуально у ребенка или у группы детей. Совместно с детьми анализировать динамику выбора тех или иных профессий, обсуждать важность углубленного изучения отдельных учебных дисциплин и влияние этого на дальнейший выбор ребенка. Для учителя эта информация — бесценный клад. На ее основе можно планировать экскурсии на предприятия, приглашать на классные часы представителей тех профессий, которые наиболее интересны детям в конкретный момент времени, прогнозировать востребованность профиля старших классов. Профориентация становится совместным увлекательным путешествием, коллективно-творческим делом, которое сплачивает детский коллектив и повышает значимость учителя. Отношения с классным руководителем меняются в лучшую сторону, ведь дети видят, что учителю не безразлично их успешное будущее.

Чтобы не страдало качество профориентационной работы, направление профориентации в школе должен вести отдельный человек — профориентолог, тьютор. Он сможет детально погрузиться в вопрос, выделить время на индивидуальные консультации и построение траектории роста, вовлечь в интересные профориентационные проекты, наладить систему сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями следующей ступени.

Повышать значимость профориентации необходимо и среди родительской общественности. Безусловно, каждый родитель желает своему ребенку только светлого будущего, но не всегда способен дать грамотный совет по выбору профессионального пути. То, что было актуально пару десятилетий назад, сейчас уже может быть ненужным. Сами родители зачастую признают свою некомпетентность в этом вопросе, но дети в первую очередь склонны доверять мнению своих родителей. В этих обстоятельствах может выручить всероссийский проект «Билет в будущее» (bvbinfo.ru). Он позволяет не только «примерять профессии», но и проходить совместные тесты с ребенком (битесты), принимать участие в профессиональных пробах на базе учреждений среднего специального и высшего образования. «Билет в будущее» сотрудничает с мультимедийными парками «Россия — моя история» (https://myhistorypark.ru/news/laboratoriya-budushchego/), на базе которых проводятся интерактивные профориентационные игры. Если обучить навыкам профориентации родительскую общественность, научить пользоваться новыми инструментами, привлекать к участию в проектах, то это поможет стать родителям полноценными участниками профориентационной работы, а не сторонними наблюдателями.

 

 

Рано или поздно каждый человек оказывается в ситуации выбора, что неизбежно предполагает принятие на себя ответственности за свои действия. Каждый раз, принимая решение, люди учатся быть ответственными за все, что происходит с ними в жизни. Судя по исследованиям психологов, наиболее счастливыми и удовлетворенными жизнью являются те люди, которые осознают степень своего влияния на происходящее с ними и понимают, что они могут изменить в каждой конкретной ситуации. Таким образом, приучая своих детей, да и самих себя принимать осознанные решения в каждый момент жизни, мы создаем предпосылки для счастливой и успешной профессиональной самореализации — нашей и наших детей.

В этом и есть основной секрет тех, кто удовлетворен своим профессиональным выбором. Человек, который хорошо понимает себя, свои желания, особенности и потребности и умеет делать осознанный выбор, с большей степенью вероятности будет доволен своей профессией и жизнью в целом. Даже если ему придется в какой-то момент изменить направление профессионального развития, он без особого труда сможет пройти ситуацию выбора профессии заново. Навык осознанного принятия решений, так же как и понимание себя, не пропадает со временем, он может только развиваться и распространяться на все большие сферы жизни, принося исключительно положительные результаты в виде интереса к деятельности и удовольствия от нее.

Профессия — это не только работа. Это скорее образ жизни, и от того, насколько правильно человек выберет профессию, зависит во многом его благополучие и удовлетворенность своим существованием. Если относиться к выбору профессии, как и к любой другой ситуации принятия решения, осознанно, имея достаточно информации о себе и своих потребностях, вероятность ошибки будет минимальна, а выработанный навык ответственного выбора не позволит растеряться даже в сложных жизненных условиях.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Роструд: 27 % россиян работают по специальности : Экономика : Коммерсантъ. — 07.06.2017. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3319368 (дата обращения: 15.08.2022). — Текст : электронный.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм