Что ты знаешь о Ломоносове?: урок науки с элементами квиза

Е. П. ШИЛИНА,

педагог-библиотекарь, советник по воспитанию МАОУ лицей г. Бор,

г. о. г. Бор

 

Такой необычный формат урока очень нравится учащимся. У ребят формируется опыт командной работы, нарабатываются навыки поиска быстрых решений. Использование квиз-технологии — это отличный вариант вовлечь школьников в познавательно-творческую деятельность, закрепить полученные знания, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства.

Тема: жизнь и деятельность великого русского ученого М. В. Ломоносова.

Целевая аудитория: активисты Российского движения школьников, учащиеся 3–4-х классов.

Количество участников: 20 человек — четыре команды по пять человек, ведущий, жюри.

Время проведения: 55 минут.

Оборудование: столы-стулья для каждой команды и ведущего, компьютер или ноутбук, проектор, экран, подготовленная медиапрезентация, бланки ответов для команд, письменные принадлежности для капитанов команд и для ведущего, 4 коробки для мобильных телефонов участников каждой команды, грамоты, благодарности участникам квиза, сувениры команде-победителю квиза (по возможности).

План проведения

1. Объявление темы и формата урока.

2. Правила игры.

3. Ход урока науки с элементами квиза.

4. Подведение итогов.

5. Награждение команд.

Подробный сценарий, презентацию, бланки и грамоты для команд, шрифты РДШ можно скачать по QR-коду или по ссылке https://disk.yandex.ru/d/XYNS5JWGVHpf5Q.

Ход проведения

Ведущий: Сегодня я приглашаю вас на урок науки «Что ты знаешь о Ломоносове?». Современная российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько лет ученые запустили самый мощный в мире нейтронный реактор, провели десятки морских экспедиций и разработали несколько вакцин от коронавируса, эффективность которых признана и в нашей стране, и за рубежом. Нам есть чем гордиться: и научными открытиями россиян в прошлом, и современными достижениями.

Научное направление Российского движения школьников — это особое направление. Здесь вам помогут найти ответы на миллионы вопросов об окружающем мире, найти друзей-единомышленников, узнать о самых актуальных событиях в научном мире. Познавайте мир науки с Российским движением школьников! РДШ о науке! Добро пожаловать!

Сегодня наш урок науки посвящен великому ученому, первому русскому академику Михаилу Васильевичу Ломоносову. Урок будет проходить в необычной форме, сегодня у нас квиз.

Кто знает, что такое квиз? (ответы детей)

Квиз — командное интеллектуальное соревнование, которое не требует предварительной подготовки. Всю необходимую информацию я вам расскажу сейчас на уроке науки, а ваша задача — внимательно слушать, запоминать и, когда будет игровая часть квиза, отвечать на вопросы.

Сейчас мы разделимся на четыре команды по пять человек в каждой. Выберите название команды — оно должно быть связано с наукой, и капитана команды.

Правила игры в квиз (написаны на слайде)

– Каждый представитель команды обязан соблюдать общепринятые правила поведения в обществе.

– Каждый участник должен понимать, что игра — это процесс, с которым связаны определенный азарт и повышенный уровень эмоций, и не провоцировать конфликты, а также не переносить игровую конкуренцию на реальную жизнь.

– Во время проведения игры запрещено пользоваться гаджетами.

В течение всего урока науки мы будем узнавать о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.

Рассказ будет прерываться на три игровых раунда, где вам будут предложены 15 вопросов, по пять вопросов в каждом раунде. За одну минуту командам необходимо дать ответ на поставленный вопрос и внести его в бланк ответов. Ответ пишет капитан команды. Ответы сдаются после каждого раунда.

Раздаются бланки ответов каждой команде.

Напишите на каждом бланке название вашей команды.

1-я часть «Михайло Васильев сын»

Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Великий русский ученый. Первый русский академик.

Той страстной верности науке

Дивятся люди до сих пор…

Шел, от мороза пряча руки,

В Москву ходок из Холмогор.

Крутая вьюга заметала

Обоза северного след.

И ничего еще не знала

Москва про университет.

В котомке — лук и корка хлеба,

Но он предвидел эту быль,

Когда в распахнутое небо

Вонзится твой высокий шпиль.

Когда смирится космос грозный,

Разымет атомы рука,

И встанет он, одетый в бронзу,

Перед Россией на века!

В. Виноградский

Напротив города Холмогоры широко разлилась Северная Двина, омывая берега девяти островов. На одном из них — на Курострове, в деревне Мишанинской (потом она слилась с деревней Денисовкой) 19 ноября 1711 года у промышленника-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.

С десяти лет был Михайло с отцом во многих плаваниях, учился у него труду поморскому промысловому и науке мореходства. Много впечатлений давали эти плавания, еще больше вопросов вызывали у него явления окружающего мира. Почему сверкают сполохи северного сияния? Почему прилив сменяет отлив?

Тайно от отца Михайло получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и с рыбным обозом отправился в Москву учиться. Три недели добирался он до столичного города. Оказавшись в Москве в январе 1731 года, Михайло Ломоносов попытался устроиться в Славяно-греко-латинскую академию (в просторечии «Спасские школы»).

Но на пути возникли два препятствия — возраст и крестьянское происхождение. Юноше уже было 19 лет, а в Спасских школах полный курс учебы — 13 лет. Значит, Михайло мог выйти из школы 30-летним мужчиной. И по закону в Славяно-греко-латинскую академию принимали детей только дворян и священников. Но Ломоносова ничто не могло остановить! Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что в том же январе он был зачислен в штат учеников с жалованьем 10 рублей в год.

Все годы учения жил Михайло впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся две копейки уходили на бумагу, чернила, обувь и другие нужды.

И смеялись поначалу над ним одноклассники-малые ребята. Пусть! Зато скоро завидовать начали — за год Михайло перешел из низшего класса сразу в третий. Всего за четыре года Ломоносов прошел курс, рассчитанный на восемь лет учебы. Вскоре в Славяно-греко-латинскую академию пришло письмо из Петербургской академии наук с просьбой прислать в северную столицу несколько самых лучших и способных выпускников. Три года Ломоносов проучился в Санкт-Петербурге.

1-й раунд квиза

Вопрос № 1

Назовите городок, возле которого родился М. В. Ломоносов.

1) Москва

2) Нижний Новгород

3) Холмское

4) Холмогоры

Вопрос № 2

Кем был отец Ломоносова?

1) Помор

2) Плотник

3) Певец

4) Пушкарь

Вопрос № 3

Какое отчество было у Михаила Ломоносова?

1) Петрович

2) Васильевич

3) Владимирович

4) Иванович

Вопрос № 4

Продолжите название учебного заведения, в котором Ломоносов начал учебу, — Славяно-греко-…

1) латинская школа

2) римская академия

3) латинская академия

4) русская академия

Вопрос № 5

Как назывался город, в котором Ломоносов продолжил образование? (Санкт-Петербург)

Капитаны сдают жюри бланки ответов 1-го раунда квиза.

Проверка ответов — ведущий повторяет каждый вопрос и дает правильный ответ.

2-я часть «Науки юношей питают»

Ведущий: В Санкт-Петербурге Ломоносов проучился три года. И в числе троих самых способных студентов его отправили учиться горному делу и химии в Германию.

В Марбурге он написал свои первые научные сочинения по физике и отослал их в Санкт-Петербург. В Россию он вернулся специалистом во многих науках. Как вы думаете, какой науке Ломоносов отводил главную роль? (ответы детей)

Главное место среди наук Ломоносов отводил химии. Стал академиком в этой области, преподавал ее студентам, а еще создал первую в России химическую лабораторию. Опыты в лаборатории помогли ему сделать большие научные открытия.

Ломоносов выполнил больше 3000 химических опытов, чтобы научиться делать смальту. Смальта — это цветное непрозрачное стекло, которое применяется для изготовления мозаик.

Ломоносов возродил древнее искусство мозаики, когда в химической лаборатории начал опыты по изготовлению цветного стекла. В начале 50-х годов XVIII века он получает разрешение на строительство фабрики цветных стекол и создает художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. И становится первым в России автором многих мозаик! М. В. Ломоносов прославился и как художник, создав несколько мозаичных картин. Самая знаменитая — «Полтавская баталия» находится в Академии наук в Санкт-Петербурге, где украшает парадную лестницу уже почти 100 лет.

2-й раунд квиза

Вопрос № 1

Назовите страну, где Ломоносов изучал горное дело и химию.

1) Россия

2) Германия

3) Франция

4) Англия

Вопрос № 2

Мы изобразили смайликами ту науку, которой Ломоносов отводил главное место. Укажите название этой науки. (Химия)

Вопрос № 3

Как называлось цветное непрозрачное стекло, которое Ломоносов изготовлял в своей лаборатории? (Смальта)

Вопрос № 4

Назовите древнее искусство, которое возродил М. В. Ломоносов в России. (Мозаика)

Вопрос № 5

На слайде показана одна из самых знаменитых картин М. В. Ломоносова. Назовите ее.

1) «Куликовская битва»

2) «Ледовое побоище»

3) «Полтавская баталия»

4) «Московская битва»

Капитаны сдают жюри бланки ответов 2-го раунда квиза.

Проверка ответов — ведущий повторяет каждый вопрос и озвучивает правильный ответ.

3-я часть «Во славу России»

Ведущий: Ломоносов положил начало расцвету в России не только самых разных наук, но и литературы.

По его инициативе и разработанному проекту был основан в 1755 году Московский университет. «Он создал университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — сказал о Ломоносове А. С. Пушкин. Сегодня все знают Московский государственный университет имени Ломоносова. МГУ и в XXI веке остается одним из самых авторитетных не только в нашей стране, но и в мире.

Академики-иностранцы считали простую русскую речь «языком черни», а книжный русский язык — тяжелым и неудобным для науки. Ломоносов доказал, что основой русского литературного языка должна стать живая русская речь. Он написал «Российскую грамматику» — первую полную научную книгу о русском языке. В XVIII веке она стала популярным учебником русского языка.

Ломоносов — великий изобретатель. Он создал новые типы термометров, сделал компас больших размеров. Создал первый в мире курсограф, гидроскопическую трубу («батоскоп»), анемометр — прибор для определения силы ветра, «ночезрительную трубу» (оптический аппарат наподобие морской подзорной трубы для рассматривания предметов в условиях слабого освещения), три такие трубы сам Ломоносов передал для использования в Арктической морской экспедиции, где они себя хорошо показали. Изобрел аэродинамическую машину, способную подниматься на небольшую высоту (прототип современного вертолета). Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретенного им же телескопа.

На родине Михаила Васильевича, в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области находится историко-мемориальный музей великого ученого. Михаил Васильевич Ломоносов, его деятельность всегда будут предметом гордости жителей Беломорского Севера.

Первый русский ученый-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт. О нем пишут книги и снимают фильмы. До сих пор нам остается только удивляться силе духа, энергии, уму этого выдающегося человека!

3-й раунд квиза

Вопрос № 1

Назовите учебное заведение, которое было основано по проекту Ломоносова в 1755 году.

1) Московский Государственный университет

2) Московский Ломоносовский университет

3) Московский Главный университет

4) Московский университет

Вопрос № 2

Найдите портрет М. В. Ломоносова. Запишите номер изображения в бланк ответов.

Вопрос № 3

Как называется зеркальный прибор, изобретенный Ломоносовым для наблюдения за звездами? (Телескоп)

Вопрос № 4

Что Ломоносов открыл на планете Венера? (Атмосферу)

Вопрос № 5

В каких областях знаний раскрылся талант М. В. Ломоносова? Назовите хотя бы одну область знаний. За каждую следующую область знаний команда получает дополнительный балл. (Химия, физика, астрономия, приборостроение, география, металлургия, геология, литература, искусство)

Капитаны сдают жюри бланки ответов 3-го раунда квиза.

Проверка ответов — ведущий повторяет каждый вопрос и дает правильный ответ.

Подведение итогов квиза.

Жюри подсчитывает баллы каждой команды и объявляет победителей и призеров.

Награждение команд.

Несмотря на большое количество новой информации на уроке, материал хорошо усваивается благодаря игровой форме. После проведения урока науки «Что ты знаешь о Ломоносове?» очень многие ребята заинтересовались дополнительной литературой о великом русском ученом в школьной библиотеке.

Подробнее о том, как прошел урок в нашей школе, можно прочитать в пресс-релизе сообщества «ЛицеУМ» Вконтакте по QR-коду и посмотреть видеоролик.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Перевезенцев, С. П. Ломоносов. — Москва : Белый город, 2005. — 267 с., ил. ISBN 978-5-7793-0341-5.

2. 2021 — год науки и технологий [Электронный ресурс]. — URL: https://годнауки.рф/ (дата обращения: 19.08.2022). — Текст, изображения : электронные.

3. РДШ Наука [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/naukardsh (дата обращения: 19.08.2022). — Текст, изображения : электронные.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм