Хранители исторической памяти

Т. И. ЗОТОВА,

учитель начальных классов МБОУ

«Школа № 9»

г. Кулебаки,

член консультативного экспертного совета программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»

 

Детство — это каждодневное открытие мира

 и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

 

Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» была разработана Корпоративным университетом Российского движения школьников и ВДЦ «Орленок» в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Ее активными участниками и стали мои второклассники в 2021-2022 учебном году.

Одним из модулей программы был трек «Орленок — Хранитель исторической памяти», целью которого является воспитание чувства любви и уважения к своей семье, малой родине, России. При работе по этому модулю планировалось коллективно-творческое дело — создание музея класса, экспонатами которого станут семейные реликвии.

В ходе перекрестной дискуссии по вопросу о целесообразности хранения старых вещей дети пришли к выводу, что в истории этих вещей заложена история человека, его семьи, Родины.

Первым поручением было задание поговорить с родителями, другими родственниками о том, как проходили их школьные годы, какие предметы той поры у них хранятся, возможна ли их передача в классный музей.

Простые учебные принадлежности, хранящиеся в семьях второклассников, рассказали о недавнем прошлом нашей страны на примере школьной жизни родителей и прародителей. Музейные предметы выступили в качестве источников информации о людях и событиях, эмоционально воздействовали на детей, вызывали чувство сопричастности, так как позволяли проникнуть в прошлое, связать его с настоящим и будущим. Так прокладывался мостик к сердцу каждого ребенка, формировались правильные жизненные ориентиры, происходило приобщение к вечным ценностям.

Работа в этом направлении постепенно пришла к тому, что на встречу с моими маленькими «орлятами» была приглашена старейшая учительница нашей школы, которая рассказала о жизни школьников в прошлом, о пионерской организации, о законах пионеров, атрибутах пионерского движения. Дети с огромным вниманием слушали рассказ о школьной жизни их бабушек и дедушек, задавали вопросы.

 

 

Следующим поручением для детей было побеседовать с родителями и расспросить о родственниках, чья жизнь выпала на годы Великой Отечественной войны. Особенным экспонатом нашего музея стали фронтовые письма прадеда, принесенные одной из учениц класса. Они заставили детей задуматься о тяжелых временах в истории нашей страны, о роли каждого человека в этой истории, о необходимости сохранения памяти о героическом прошлом своих предков.

Слова из письма не оставили никого равнодушными.

«Добрый день, дорогая моя супруга! Посылаю я Вам любящий поклон и деткам своим. Я, дорогая моя Анюта, нахожусь левее Смоленска, на второй линии фронта. Пока я жив и здоров. Скоро мы пойдем в бой. Обо мне не беспокойтесь, живите и стремитесь детей воспитать! Чуть не каждую неделю вы мне снитесь. Вокруг пушки грохочут, снаряды рвутся с обеих сторон: у немца и у нас. Всем прощайте».

Много нового и ценного дети узнали и о своей школе, в которой учился Герой Советского Союза Иван Степанович Ежков, повторивший подвиг Александра Матросова.

Постепенно, шаг за шагом, мы приближались к своей цели — созданию музея класса. Дети обсуждали, делали выводы о том, как лучше разместить собранные экспонаты, распределяли обязанности, делали карточки-описания. Никто не остался без дела. Открытие музея класса проходило в торжественной обстановке. Дети рассказали о том, какие исследования были сделаны ими, с какими трудностями они столкнулись.

Во время обсуждения выполненного коллективно-творческого дела мы пришли к одному из самых главных выводов за время работы по модулю: именно мы являемся хранителями исторической памяти своей семьи, своего края, своей огромной и прекрасной Родины. Этот принцип был реализован в еще одной нашей творческой работе: роспись матрешек различной величины, самая маленькая из которых — это наши семьи, чуть побольше — наш край, а самая большая — наша Родина.

Работа по созданию классного музея велась в тесном сотрудничестве с активистами РДШ школы и советником по воспитанию.

Михаил Ломоносов говорил, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». По моему мнению, изучение истории своей родной страны является одним из главных в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Видеоролик «Орленок — Хранитель исторической памяти»:

1. Ссылка на сообщество «Орлята России» школы № 9

г. Кулебаки, созданное на персональной странице ВК Зотовой Татьяной (из опыта работы): https://vk.com/club213416860.

2. https://disk.yandex.ru/i/5DZO5kuqUme_aA

Автор видеоролика: Зотова Т. И.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». — Москва, 2021 г.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм