Нет для вожатых сигнала «Отбой!». Эссе
А. Ю. ПОЗДЫШЕВА, победитель областного конкурса «Наставник года — 2021», педагог-организатор МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», г. Павлово |
С сентября по декабрь 2021 года Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики проводил областной конкурс «Наставник года — 2021». Его цель — реализация методик наставничества школьников, студентов, начинающих педагогов для общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного и среднего профессионального образования.
По словам участников конкурса, «Наставник года» воодушевляет и открывает новые профессиональные перспективы.
В детских общественных объединениях ОУ Нижегородской области всегда были сильны традиции наставничества детей и молодежи. В качестве наставников выступали и старшие вожатые, и педагоги, и другие сотрудники образовательных организаций.
Наставникам советской педагогической школы посвящена номинация «Преданность наставничеству» областного конкурса «Наставник года—2021», приуроченная к 100-летнему юбилею Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.
Нет для вожатых сигнала «Отбой!». Эссе
Жизнь часто вносит коррективы в планы, которые мы себе сочинили. Так получилось и в моей жизни. В декабре 1980 года я пришла работать старшей вожатой в свою родную школу № 6. В школу, которую я закончила только этой весной. Сказать, что мне было грустно — это вообще ничего не сказать! Хотя рядом учителя, которые меня учили десять лет. Хорошо знакомая мне пионерская комната, а рядом с ней на стене старая, сделанная ребятами лет пять назад газета, посвященная Герою Советского Союза партизанке Лизе Чайкиной, чье имя носила наша пионерская дружина. С этой газеты и началась моя трудовая жизнь в качестве старшей вожатой, вернее, с ее переделки. Потом меня попросили подготовить встречу, посвященную творчеству Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, провести спортивный праздник в начальной школе, сходить с пионерами в городской краеведческий музей, подготовить концерт для шефов… и понеслось! Я носилась по школе, как ветер! Хваталась то за одно, то за другое! Собственно ветер временами проносился и у меня в голове.
Но так было только до тех пор, пока не состоялась моя первая встреча с Маргаритой Федоровной Рыбочкиной — методистом Дворца пионеров, которая пригласила меня на семинар старших вожатых нашего района. Здесь я увидела, что вожатых много и среди них есть взрослые серьезные люди, все понимающие в профессии, но и таких, как я, тоже немало. Нас учили, мы учились. Постигали тайны вожатского мастерства на совещаниях, конференциях, семинарах. Ходили друг к другу на пионерские мероприятия, приобретали опыт и обменивались им. И чем грамотнее и профессиональнее становились мы, вожатые-новички, тем авторитетнее и интереснее мы были детям, с которыми работали.
Самым ярким событием моей вожатской жизни и ребят, чье пионерство пришлось на этот период, стало празднование 60-летия Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина в 1982 году. К этому времени я уже с гордостью носила на груди пионерский галстук, гордилась тем, что я — старшая вожатая, имею наградной знак Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи «Вожатый-инструктор». Грандиозность этого события забыть нельзя! Утром было торжественное построение на городской площади, вынос знамен всех пионерских дружин, награждение самых лучших вожатых, пионеров-активистов, присвоение звания «правофланговая» лучшим пионерским дружинам, среди которых и дружина имени Лизы Чайкиной — моя дружина! И все это на глазах огромного количества людей — ребят, их родителей, администрации района, ветеранов пионерского движения, среди которых делегат первого Всесоюзного слета пионеров в Москве Валентина Кондратьевна Гаврикова, пионеры 20-х, 30-х и 40-х! И всех нас объединяет любовь к детям, вера в то, что пионерская организация делает их лучше, добрее, ответственнее, помогает им стать настоящими патриотами своей Родины.
Днем дружины собрались на главном городском стадионе. Здесь состоялся парад отрядов барабанщиков и знаменных групп, большое спортивное представление и показ «живых» картин на бортах грузовых машин. Каждая дружина представляла определенный период пионерской истории: создание первых пионерских отрядов и ликвидация неграмотности, создание пионерских дружин в школах и борьба за знания, военное пионерское детство и тимуровское движение, активный сбор макулатуры и металлолома, посадка зеленых насаждений в послевоенные годы и т. д.
А еще был сводный пионерский хор, который исполнял любимые пионерские песни разных лет: «Взвейтесь кострами», «Картошка», «Веселое звено», «Маленький барабанщик», «Вожатский вальс», «Звездопад», «Алые паруса»… Мы пели вместе с ребятами, ветеранами. Ветер трепал пионерские галстуки на груди у каждого из нас. И сердца трепетали.
И, возможно, ничего этого не было бы или было не так, если бы не Маргарита Федоровна Рыбочкина. Так много «бы» и все же… Маргарита Федоровна была и остается человеком, для которого все, что связано с Пионерией, свято. Красивая, умная, интеллигентная, имеющая свое мнение и готовая отстаивать его в любой ситуации, принципиальная, строгая, требовательная. Как повезло мне, что я могу назвать Маргариту Федоровну своим наставником в профессии! Она заряжала своей энергией всех, кто был рядом, предлагала, спрашивала, делала многое сама и ни на минуту не позволяла расслабляться! Все, кто шел за ней, рядом с ней, несли хорошее детям, наполняя их жизнь яркими красками. Откуда черпала она силы, знания, идеи?
Маргарита Федоровна родилась в Приморском крае, в Уссурийской области 20 мая 1941 года в семье офицера Советской Армии и фельдшера медицинской службы. Когда началась война, вместе с матерью ее эвакуировали в Красноярский край.
В 1948 году семья возвращается на родину своих родителей в Павлово, где Маргарита закончила начальную, а затем среднюю школу № 6 (ту же школу, что и я!). Ее послужной список велик:
1959–1964 гг. — работа в пионерлагере «Ждановец» (ныне «Лесная здравница») в должности отрядной вожатой, позже старшей вожатой.
1961–1962 гг. — работа старшей вожатой средней школы № 9 г. Павлова.
1962–1964 гг. — работа старшей вожатой средней школы № 10 г. Павлова.
1965 г. — работа старшей вожатой загородного лагеря «Орленок».
1964–1969 гг. — методист, а затем директор Дома пионеров г. Ворсмы.
С особой теплотой Маргарита Федоровна вспоминает время работы во Всероссийском пионерском лагере «Орленок», сначала отрядной вожатой, а потом старшей вожатой всего лагеря. Опыт, полученный в «Орленке», пригодился ей в дальнейшей работе.
В 1975 году Маргарита Федоровна стала работать методистом, а потом и заведующей отделом Дворца пионеров нашего города. В это время Павловская пионерская организация насчитывала около 8000 пионеров, 27 пионерских дружин, 200 пионерских отрядов, 22 пионерских вожатых!
И мне посчастливилось быть участником этого невероятного единства, этого чудесного времени! Не перечесть наших совместных больших и малых дел: выпуск передач по городскому радиовещанию «На пионерской волне», операции «Зеленый наряд Отчизны», «Миллион — Родине!», экспедиция пионерских отрядов «Нет безымянных героев…», операция «Герои живут рядом», заочные походы по местам боевой славы, тимуровские слеты и многое другое.
В 1976 году Маргарита Федоровна организовала и провела первый районный смотр знаменных групп. Его участниками стали 38 знаменных групп из 19 пионерских дружин. С тех пор в нашей районной организации началась большая работа по изучению ритуалов и символов пионерии Советского Союза. Маргарита Федоровна внушала нам: «С уважения к символам своей организации начинается уважение к символам государства!».
И вот весной 1982 года на областном слете сводный отряд барабанщиков города Павлово назван лучшим отрядом Горьковской области и награжден путевками во Всероссийский пионерский лагерь «Орленок»! Большинство участников этого сводного отряда были из пионерской дружины имени Лизы Чайкиной.
По мнению Маргариты Федоровны, большую помощь в организации работы пионерской организации в 1980-е годы оказал Всесоюзный марш пионерских отрядов «Будь готов!», включавший различные направления деятельности. Но одной из своих главных задач Маргарита Федоровна считала и считает (и я полностью разделяю ее точку зрения) работу со старшими вожатыми, их всестороннее развитие и обучение. Маргарита Федоровна вспоминает: «Это были люди разного возраста и отношения к жизни, но объединенные общей целью — заботой о молодом поколении. Можно смело сказать, что они относились к той категории людей, которые работали на ХХI век». Рыбочкина понимала, что успех работы вожатых в дружинах находится в прямой зависимости от их профессиональной подготовки, от того, чему и как они учатся на семинарах и практикумах во Дворце пионеров. И здесь Маргарите Федоровне пригодился опыт школы вожатых «Орленка» и современные разработки педагогов Ленинградского педагогического института им. Герцена. Вместе с ней мы познавали и узнавали новое: коллективно-творческая деятельность, самоуправление, коллективное планирование, творческий подход, игровая деятельность и многое другое. Мы спорили, дискуссировали, что-то принимали, а что-то отвергали — вместе искали истину, и иногда находили!
Вот так вместе с Маргаритой Федоровной мы прошли мой вожатский путь. Путь, который привел меня во Дворец пионеров. И хотя эстафету по работе с вожатыми я принимала не из ее рук (были и другие методисты, педагоги-организаторы), но именно она для меня является наставником, проводником в сложной, но удивительно интересной и, как оказалось, важной профессии. Ведь кто, как не вожатый, ближе всех к детям?! «Рядом и, конечно, немного впереди!»
Сегодня, встречаясь с Маргаритой Федоровной, мы смеемся, что я ее «переработала». Ее трудовой стаж 30 лет, а мой — 41 год. На двоих — 71! Вот это да! Но это так, лирическо-математическое отступление.
Что было главным для меня за годы работы? Что было первично? Ответ простой: «Конечно, ДЕТИ! Ведь пионерская организация — это организация детей!». Но не менее важная составляющая детской организации — взрослые и, в первую очередь, Старшие вожатые (специально пишу с большой буквы! в знак уважения!). Ведь настоящий вожатый — это друг детей, всезнайка, мастер игры, «профессор» психологии и социальный педагог в одном лице, а еще художник-оформитель, танцор, концертмейстер и т. д. Снимаю шляпу перед Вами, дорогие старшие вожатые!
Настоящей проверкой на профпригодность стал для меня, вожатых и методистов стартовавший в 1990-е годы областной конкурс «Вожатый года». Он поднял профессию вожатого на новую высоту, потребовал необыкновенного напряжения сил, огромных знаний, как от самих вожатых, так и от тех, кто помогал им готовиться к конкурсу — методистов, педагогов-организаторов. Как сейчас вижу на сцене ТЮЗа вожатых Павловского района: Наталью Лыбину, Марину Винокурову, Ирину Савинову, Ирину Басарукину, Ольгу Лопырину, Елену Зудину, Оксану Ефанову, Наталью Соболеву, и, конечно, с кубком победителя областного финала в руках Любовь Костерину…
«Вожатый года» был для всех нас и конкурсом профессионального мастерства и праздником Детства одновременно! Пройдя с этим конкурсом весь путь от начала и до конца (надеюсь, что это еще все же не конец!), могу с уверенностью сказать, что здесь загорались звезды! Здесь, в сложный период подготовки, участники систематизировали свои умения, опыт, приобретали новые знания и учились понимать, что нельзя ни минуты стоять на месте, нужно постоянно развиваться и двигаться вперед! Все, кто прошел «Вожатый года» («пережил» этот конкурс, как говорят его участники), стали настоящими педагогами, вносящими свой вклад в развитие современного образования.
И сегодня наши вожатые, советники директоров по воспитанию, муниципальные кураторы Российского движения школьников, такие как моя молодая коллега Ксения Гусева — это люди умные, талантливые, активно и творчески мыслящие, принципиальные, честные, целеустремленные. Они преданно относятся к своему делу, самоотверженно служат обществу, воспитывая его будущих граждан. И каждый из них, кто по-настоящему посвятил себя работе с детьми, заслуживает самой высокой похвалы.
Закончить свое повествование хочу словами Маргариты Федоровны Рыбочкиной: «Годы, десятилетия, которые я отдала работе с детьми, работе с вожатыми, как морские волны накатываются на побережье и уходят. Но остается память — она в сердце, в душе. Откликается и радостью, и болью. И пусть не всегда все было гладко, но добрые, благодарные слова тех, с кем и для кого работаешь — это высокая оценка твоего труда. Залог этого — любовь к детям, преданность своей профессии».
Наши любимые с Маргаритой Федоровной строки:
Нет для вожатых сигнала «Отбой!»,
Везде ты и первый, и главный,
И, если нам трудно бывает порой,
Грустить не имеем мы права.
Снова с отрядом в поход мы идем,
Шагая по улице гордо.
И пусть я состарюсь, но в сердце моем
Звенеть пионерским горнам!
В 2022 году мы отмечаем 100-летие Всесоюзной пионерской организации, любимой многими поколениями нашей страны, и лучшие традиции которой продолжают жить и развиваться в Российском движении школьников. Это так здорово! Ведь традиции — это не поклонение пеплу, а поддержание огня! Так пусть костер детского движения разгорается все ярче и ярче, привлекая, освещая, принося радость и согревая всех своим теплом!
Практика школьного воспитания № 3, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: