Формирование воспитательной среды в образовательной организации: школьные спортивные клубы и театры

М. Г. ПРИЩЕПА, заместитель директора ГБУДО «Нижегородский центр развития воспитания детей и молодежи “Сфера”»

 

А. С. ШАБАЕВ, директор ГБУДО «Детско-юношеский центр “Олимпиец”»

 

М. Д. АХМАТГАЛИЕВА, директор детского лагеря «Эволюция»

д. Сысоевка Богородского района

 

Лучший способ сделать детей хорошими —

это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

 

Приоритетная задача Российской Федерации — формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания, в том числе на межведомственной основе.

С 2020 года приоритетами в деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по развитию воспитательной среды в образовательных организациях являются:

– спортивные клубы (развитие инфраструктуры для вовлечения детей в спортивные занятия и программы дополнительного образования на площадках спортивных клубов);

– детские общественные объединения (вовлечение детей в общественные объединения);

– музеи (обновление содержания работы с образовательными организациями);

– школьный театр (создание театральных секций или школьных театров во всех образовательных организациях).

В июне 2021 года министр просвещения Российской Федерации С. С. Кравцов поставил задачу создания к 2024 году в каждой общеобразовательной организации школьных спортивных клубов.

В сентябре 2021 года в целях самого широкого вовлечения в спорт подрастающего поколения, включая дошкольников, детей с особенностями физического развития и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Президент России В. В. Путин поручил принять Концепцию развития детско-юношеского спорта, где в числе прочего ставятся задачи по созданию в общеобразовательных организациях школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг.

Ценность создания школьных спортивных клубов (ШСК) заключается не только в формировании у детей основ здорового образа жизни, но и в создании механизмов ученического самоуправления в развитии физической культуры и спорта.

В 2020—2022 годах в Единый Всероссийский перечень/реестр школьных спортивных клубов внесены 500 ШСК Нижегородской области, что составляет 62 % от общего количества общеобразовательных организаций в регионе.

Координирует эту работу ГБУДО «Детско-юношеский центр “Олимпиец”», специалистами которого в 2022 году разработан в электронном виде сборник методических рекомендаций по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов в общеобразовательной организации.

Сейчас в школьных спортивных клубах региона занимаются более 65 тысяч детей. Самые востребованные виды спорта — баскетбол (занимаются 6847 человек), волейбол (7599 чел.), легкая атлетика (4422 чел.), футбол (5053 чел.), шахматы (3415 чел.).

Значительное внимание уделяется работе с детьми социально незащищенных групп. В спортивных секциях занимаются дети-инвалиды (622 чел.), с ограниченными возможностями здоровья (2370 чел.), из многодетных и малообеспеченных семей (14 225 чел.), из неполных семей (7744 чел.), детей-сирот (472 чел.), детей, оставшихся без попечения родителей и переданных на воспитание в семью (1155 чел.).

В настоящее время школьные спортивные клубы становятся площадками, где внедряются эффективные модели, передовые практики и инновационные формы деятельности образовательных организаций по развитию физической культуры и массового спорта.

Например, ШСК «Прометей» МБОУ «Школа № 89» (сельский поселок Кудьма, г. Нижний Новгород) является инновационной площадкой ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по теме «Разработка и апробация модели школьного физкультурно-спортивного клуба для подготовки обучающихся к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне”».

Участники клуба «Прометей» осуществляют исследовательскую работу в вопросах физической культуры и спорта, результаты которой представляют на различных всероссийских и региональных конференциях и конкурсах.

Школьный спортивный клуб «Горизонт» МКОУ Чкаловская СШ № 5 совместно с АНО «Центр туризма и спорта» разработали проект «Футбол без границ», который представили на конкурс Фонда президентских грантов и получили на его реализацию поддержку более одного миллиона рублей.

На выделенные средства построена открытая уличная спортивная площадка для занятий мини-футболом, создан футбольный клуб «Без границ». В работу клуба вовлечены люди разного возраста — от дошкольников до пенсионеров, с ограниченными возможностями здоровья, проживающие на территории г. о. г. Чкаловск, желающие заниматься активными видами спорта.

ШСК является участником инновационных российских проектов по развитию школьного спорта: «Футбол в образовании», «Самбо в школу», «Баскетбол в школу» и других. Он ежегодно представляет Нижегородскую область на различных всероссийских соревнованиях, проводимых в рамках упомянутых проектов.

Участники ШСК МБОУ «Средняя школа № 12» г. о. г. Дзержинск, являясь победителями регионального этапа в 2022 году, на Всероссийском этапе игр ШСК стали призерами в баскетболе (девушки) и футболе (юноши).

Призерами всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развития массового спорта среди школьных спортивных клубов в разные годы становились ШСК МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса, МОУ Красногорская средняя школа Пильнинского района, МБОУ Средняя школа № 7 г. Павлово, МАОУ «Школа № 79 имени Н. А Зайцева» Сормовского района г. Нижнего Новгорода, МБОУ «Каменская школа» Богородского муниципального округа.

С 2021 года более 250 обучающихся лучших ШСК Нижегородской области приняли участие в интенсивных учебных сборах для талантливых и одаренных детей на базе ГБУДО ДСООЦ «Лазурный» по программе «Школьные спортивные игры».

Эффективная организация спортивно-массовой работы среди школьников в виде ШСК прямо связана с решением приоритетных задач нашего государства по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни.

При правильной организации физкультурно-спортивная деятельность может и должна стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности, спортивного стиля жизни школьников и приобщения их к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время.

Не менее важная задача в воспитании и дополнительном образовании детей и молодежи у школьных театров.

В ноябре 2021 года в Москве на площадке Театрального института имени Бориса Щукина состоялось расширенное совещание о развитии школьных театров в России. Эксперты обсуждали значение театральной педагогики в становлении личности и планы развития Всероссийского проекта «Школьная классика», который реализуется при поддержке Минпросвещения России.

«Школьный театр — это, в том числе, и профориентация. В каждой школе, где есть советник по воспитанию, уже должны быть открыты школьный театр и спортивная секция», — подчеркнул в своем выступлении на совещании министр просвещения РФ С. С. Кравцов.

Таким образом, был дан официальный старт развитию сети школьных театров в нашей стране и развернута системная совместная работа Минпросвещения России, Минкультуры России, Российского движения школьников, Театрального института имени Б. Щукина.

Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и на практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Театральная деятельность — это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа. Доминирующим результатом занятий являются уверенность в себе, утверждение себя как личности. Увлечение искусством перевоплощения дает детям еще одну неоценимую опцию — возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более если по тем или иным причинам ребенок не может проявить себя ярко в чем-то другом. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности.

Постановки спектаклей на школьной сцене, опора на классическую драматургию, детские пьесы для любых возрастных категорий незаменимы и в настоящее время. Театр — важнейший ресурс для выявления и развития талантов и одаренностей в каждом ребенке. К тому же он выступает инструментом формирования детского коллектива, командного единения на основе качественного репертуара, ведь постановка спектакля с детьми — это системный педагогический процесс.

С мая 2022 года ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (ФГБУК «ВЦХТ») осуществляет работу по формированию и наполнению Всероссийского перечня (реестра) школьных театров, размещенного на официальном сайте http://vcht.center.

Подробно механизмы создания школьных театров на базе общеобразовательных организаций описаны в методических рекомендациях, разработанных ФГБУК «ВЦХТ» к началу 2022/2023 учебного года.

Нижегородская область активно включилась в работу по развитию школьных театров. В настоящее время во всероссийский реестр внесено 524 школьных театра (65 % от общего количества общеобразовательных организаций).

Основным региональным документом является межведомственная дорожная карта по созданию и развитию системы школьных театров в общеобразовательных организациях Нижегородской области, подписанная министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и министерством культуры Нижегородской области 16 марта 2022 года (№ 316-01-63-478/22/81) и действующая до 2024 года.

В рамках дорожной карты в образовательных организациях с 1 сентября 2022 года запущен областной смотр-конкурс репертуаров школьных театров. Конкурс способствует развитию содержания программ и репертуаров, выявляет лучшие театральные коллективы, повышает художественный уровень исполнительского мастерства и творческого потенциала школьных театров. По итогам заявочного этапа смотра-конкурса жюри оценило более 100 присланных видеоматериалов по семи номинациям.

Повышению профессиональных компетенций руководителей школьных театров способствует областная программа «Театральная сфера» по организации мастер-классов с ведущими профессиональными театрами Нижнего Новгорода, школьными и семейными театрами региона, некоммерческими организациями, развивающими театральные образовательные проекты.

В ноябре 2022 года мастер-классы состоялись на базе МБУК «Детский театр “Вера”» и театра «Пиано». На творческих площадках опытом делились создатель и художественный руководитель МБУК «Детский театр “Вера”» Вера Александровна Горшкова, создатель и художественный руководитель театра «Пиано» Владимир Николаевич Чикишев, а также руководители школьных театров: Светлана Анатольевна Чиркунова (театральная студия «Кораблик детства» МАОУ «Школа № 22» Нижегородского района Нижнего Новгорода), Евгений Юрьевич Калачев (театральная студия «КОТ» МБОУ «Школа № 91» Ленинского района Нижнего Новгорода), Елена Александровна Фролова (литературно-театральная студия «Лестница Ч.»).

Наиболее высокие результаты по развитию школьных театров демонстрируют Приокский, Московский, Ленинский и Нижегородский районы областного центра, городской округ Семеновский.

В 2021/2022 учебном году семь школьных театров получили/подтвердили звание «Образцовый коллектив». В их числе — театральная студия «Светлый фон» (городской округ Перевозский), театр моды «Блюмарин» (Кстовский муниципальный округ), театр моды «Галатея» (Павловский муниципальный округ), театр моды «Шик», театрально-музыкальная студия «Маска», театр моды «Гала», театр моды «Славянский стиль» (все — Нижний Новгород).

Особого внимания заслуживает опыт создания и развития школьного театра МОУ «Ветлужская школа № 2», представленный на федеральных и региональных площадках творческим коллективом театральной студии «Дебют».

Организационное и учебно-методическое сопровождение проекта осуществляет ГБУДО «Нижегородский центр развития воспитания детей и молодежи “Сфера”» совместно с ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

В октябре-ноябре 2022 года Нижегородским институтом развития образования совместно с Нижегородским академическим театром кукол была организована образовательная программа по созданию и развитию школьных театров. Участники курса — 23 педагога школ Нижнего Новгорода и области представили два отчетных спектакля: «Три медведя» и «Маша и медведь». Спектакли полностью подготовлены в рамках обучения. Педагоги прошли многопрофильную подготовку, изучив основы театральной режиссуры, актерского мастерства, ремесла создания кукол, технические аспекты работы над спектаклем и многое другое.

«Мы с большим удовольствием совместно поработали. За время обучения преподаватели стали настоящей командой, и доказательством этого является успешная постановка двух спектаклей в такие сжатые сроки. Уверены, что результатом курса станет открытие школьных театров по всей области. Мы в свою очередь готовы совместно с Нижегородским институтом развития образования поддерживать педагогов и помогать им», — подчеркнула директор Нижегородского государственного академического театра кукол Алла Забегалова.

Задача создания школьных театров была поставлена министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым. Планируется, что до 2024 года свой театр появится в каждой российской школе. С учетом новых вызовов, задач и механизмов развития школьный театр должен стать лидером развития художественного творчества детей, школой эмоционального интеллекта, самоактуализации, воспитания и развития их личностного потенциала.

Такие формы, как школьные спортивные клубы и школьные театры, насыщают воспитательное пространство, создают возможности для вовлечения школьника в новую систему отношений, позволяют влиять на развитие его мотивационной сферы, обеспечивают условия для формирования универсальных личностных качеств обучающегося. Необходимо также отметить огромное влияние данных форм на общий климат в детском и подростковом коллективах, значительный потенциал командообразования и профилактики стрессов, диагностические возможности по проверке индивидуального и коллективного благополучия межличностных отношений в образовательной организации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 1. Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов : приказ Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2013 г. № 1065.

 2. Методические рекомендации для преподавателей (тренеров) и организаторов внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий : письмо Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2015 г. № ВК-457/09.

 3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (паспорт проекта утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3).

 4. Межотраслевая программа развития школьного спорта (утверждена приказом Министерства спорта РФ и Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2019 г. № 970/639).

 5. О создании школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов : приказ министерства образования Нижегородской области от 28 апреля 2015 г. № 1642.

 6. Единый Всероссийский перечень (реестр) школьных спортивных клубов [Электронный ресурс]. — URL: https://еип-фкис.рф/реестр-шск/ (дата обращения: 20.10.2022). — Текст, изображения : электронные.

 7. Сборник методических рекомендаций по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов в общеобразовательной организации [Электронный ресурс]. — URL: https://olimpiec-nn.ru/File/2022/1Poslednii_sbornik.pdf (дата обращения: 20.10.2022). — Текст, изображения : электронные.

 8. Школьный спортивный клуб «Прометей» МБОУ «Школа
№ 89» сельский поселок Кудьма, г. Нижний Новгород [Электронный ресурс]. — URL: https://komschool.edusite.ru/magicpage.html?page=7973 (дата обращения: 20.10.2022). — Текст, изображения : электронные.

 9. Школьный спортивный клуб «Горизонт» МКОУ Чкаловская СШ № 5 [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/public172990737 (дата обращения: 20.10.2022). — Текст, изображения : электронные.

10. Перечень поручений президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 ав-
густа 2021 года ПР-1808ГС.

11. Протокол заседания Совета Министерства просвещения РФ по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации № 1 от 24 марта 2022 года.

12. О формировании Всероссийского перечня (реестра) школьных театров : письмо Министерства просвещения РФ от 6 мая 2022 г. № ДГ-1067/06.

13. Протокол расширенного совещания по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации от
27 декабря 2021 г. № СК-31/06пр.

14. План мероприятий («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021—2024 годы : письмо от 8 февраля 2022 г. № ДГ-333/06.

15. Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров [Электронный ресурс]. — URL: http://vcht.center/news/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-v-obshh... (дата обращения: 20.10.2022). — Текст, изображения : электронные.

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм