Школьный спортивный клуб как форма работы с детьми в современной школе

Е. Н. ФОМИЧЕВА,

канд. пед. наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры ФГАОУ ВО ННГУ

им. Н. И. Лобачевского

 

В. А. ОРИНЧУК,

канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС

 

А. В. ОРИНЧУК,

учитель физической культуры МБОУ «Школа № 32» Приокского района Нижнего Новгорода

 

Одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации в последние годы является создание условий для укрепления и сохранения здоровья молодого поколения россиян, привлечения их к систематическим занятиям физической культурой и спортом [1]. Так, выполнение задач в сфере физической культуры и спорта в Нижегородской области предполагается обеспечить в рамках реализации регионального проекта «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография», регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», а также в соответствии с реализацией на территории региона Стратегии социально-экономического развития до 2035 года [2].

Реализация на практике разнообразных форм и методов физкультурно-спортивной деятельности будет содействовать воспитанию гармонично развитой личности обучающегося, формировать у него активную жизненную позицию, готовность принимать ответственность за свои решения и стремление к самосовершенствованию и саморазвитию [4].

Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют формированию у обучающихся различных умений и навыков, повышению их физических возможностей, самооценки, формированию основ здорового и активного образа жизни [3].

Одной из форм активизации физкультурно-спортивной работы в современной школе являются создание и деятельность школьного спортивного клуба (ШСК) [6]. Деятельность ШСК имеет важное общественно-социальное значение для формирования устойчивой мотивационной здоровой позиции обучающихся в отношении физической культуры и спорта, предотвращения возможности вовлечения их в антисоциальную деятельность [1; 5].

В настоящее время организационно-содержательное обеспечение деятельности ШСК отражено в значительном количестве нормативно-правовых документов как на федеральном, так и на региональном уровне. Среди них:

– Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 27);

– Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ  «О физической культуре в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2020 года) (статья 28);

– Межотраслевая программа развития школьного спорта до 2024 года (утверждена совместным приказом Министерства спорта РФ и Министерства просвещения РФ от

17 февраля 2021 года № 86/59);

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 марта 2020 года № 117 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами»;

– «Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций» (утверждены Министерством просвещения РФ

28 сентября 2021 года № 06-1400) (Москва: ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», 2021);

– Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2015 года № ВК457/09 «О методических рекомендациях (для преподавателей (тренеров) и организаторов внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий)»;

– Приказ Министерства образования Нижегородской области от 28 апреля 2015 года № 1642 «О создании школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»;

– Межотраслевая программа развития школьного спорта в Нижегородской области до 2024 года (утверждена совместным приказом Министерства спорта Нижегородской области и Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 22 октября 2021 года № 290/316-01-63-2492/21);

– Сборник методических рекомендаций по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов в общеобразовательной организации (Нижний Новгород: ГБУДО «Детско-юношеский центр Нижегородской области “Олимпиец”», 2022. 61 с.).

По данным Министерства образования, науки и молодежной политики за 2021 год, общее количество общеобразовательных организаций в Нижегородской области — 915. На их базе создано и функционирует 476 школьных спортивных клубов, что составляет 52 % от общего числа ОО Нижегородской области.

Систематические занятия в секциях ШСК посещают 43 483 учащихся. Также на базе общеобразовательных организаций в спортивных секциях занимаются 49 072 человека. Таким образом, количество детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом на базе школ, составляет 92 555 человек (28,2 % от общего числа учеников школ Нижегородской области).

Результатами реализации Межотраслевой программы развития школьного спорта в Нижегородской области до 2024 года определены следующие основные показатели:

– увеличение количества общеобразовательных школ, которые имеют школьный спортивный клуб, до 100 %;

– вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом не менее 80 % детей.

Опыт работы по созданию и организации деятельности ШСК позволяет определить основные направления деятельности ШСК как организационно-педагогической формы физического воспитания детей.

 

 

Рассмотрим опыт МБОУ «Школа № 32» Нижнего Новгорода по организации деятельности школьного спортивного клуба. Здесь осенью 2021 года был создан школьный спортивный клуб «Горький». Для организации его работы были разработаны следующие локальные документы:

– приказ об открытии ШСК (prikaz-1-.pdf (edusite.ru));

– положение о ШСК (https://school32-nnov.edusite.ru/DswMedia/polojenieshskgor-kiy.docx);

– план работы ШСК (planrabotyishskgor-kiy.pdf (edusite.ru));

– план спортивно-массовой работы школы (plansmrshzxvzxskgor-kiy.pdf (edusite.ru));

– расписание работы школьных спортивных секций.

В октябре 2021 года в школе был проведен конкурс на лучшую эмблему и девиз ШСК. И к концу месяца у ШСК «Горький» появились своя официальная эмблема и девиз: «Бьется пульс, стучат сердца, мы со спортом навсегда!».

Все документы, регламентирующие деятельность ШСК «Горький», были размещены на странице школьного спортивного клуба, созданной на сайте школы (Школьный спортивный клуб горький (edusite.ru)).

Цель деятельности ШСК «Горький» — создание условий для развития физической культуры личности обучающихся, формирования устойчивой мотивации к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому, активному и спортивному образу жизни.

Основные направления деятельности ШСК:

– учебно-методическая работа в области физического воспитания;

– спортивно-массовая работа;

– общественная и просветительская деятельность;

– работа с мотивированными и талантливыми детьми;

– научно-методическая и исследовательская работа в области физического воспитания;

– реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО).

К работе ШСК «Горький» были привлечены учителя физической культуры и ОБЖ, вожатый, физорги 5—11-х классов, представители родительского комитета.

Каждое из направлений получило содержательное обеспечение, при разработке которого учитывались пожелания учеников, родителей и администрации школы.

 

 

Направление 1. Учебно-методическая работа в области физического воспитания:

– мониторинг достижений учащихся по предмету «Физическая культура»;

– методическое обеспечение проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по физической культуре;

– разработка программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;

– организационно-методическое обеспечение проведения школьных спортивных мероприятий;

– мониторинг спортивных достижений учеников школы;

– разработка нормативной документации деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба.

Направление 2. Спортивно-массовая работа:

– проведение общешкольных спортивных праздников «День здоровья», «Зимний спортивный праздник», «Мама, папа, я — дружная спортивная семья», «Веселые старты»;

– проведение соревнований на первенство школы по мини-футболу, волейболу, пионерболу, баскетболу;

– организация и проведение соревнований с участием родителей и матчевых встреч с командами школ Приокского района по настольному теннису, волейболу, баскетболу;

– участие школьных команд в районных соревнованиях;

– организация работы школьных спортивных секций по восьми видам спорта.

Направление 3. Общественная и просветительская деятельность:

– информирование и привлечение родителей к участию в матчевых встречах с командами школ Приокского района по настольному теннису, волейболу, баскетболу;

– организация и проведение соревнований с участием родителей и матчевых встреч с командами школ Приокского района по настольному теннису, волейболу, баскетболу;

– оформление спортивного стенда в школе;

– выпуск стенгазет к физкультурно-спортивным мероприятиям;

– проведение социальных акций среди учеников школы, направленных на популяризацию физкультуры и спорта, формирование у них навыков здорового и активного образа жизни;

– оформление странички спортивного клуба на школьном сайте.

Направление 4. Работа с мотивированными и талантливыми детьми:

– выборы руководителя и членов ШСК «Горький»;

– заседания ШСК «Горький» (один раз в четверть);

– привлечение членов ШСК к организации, проведению, судейству школьных спортивных мероприятий;

– проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по физической культуре.

 

 

Направление 5. Научно-методическая и исследовательская работа:

– выбор тем для научно-методической работы учителей школы «Модернизация образовательного процесса по физическому воспитанию обучающихся»;

– сотрудничество с вузами Нижнего Новгорода в области исследовательской деятельности физического воспитания и спорта;

– привлечение школьников к исследовательской работе в области физкультуры и спорта;

– представление результатов исследовательской работы на научных конференциях.

Направление 6. Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО):

– содействие регистрации учеников и учителей школы на официальном сайте ВФСК ГТО;

– организационно-методическое обеспечение подготовки детей к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»;

– взаимодействие с муниципальным центром тестирования ФОК «Приокский» (МБУ СШ «Радий»);

– подготовка и проведение мероприятий по выполнению школьниками нормативов ВФСК ГТО.

Основным итогом работы ШСК «Горький» стала активизация работы в области физического воспитания в школе № 32 Нижнего Новгорода. Например, на 15 % увеличилось количество занимающихся в спортивных секциях, около 95 % учеников школы приняли участие в течение учебного года в общешкольных физкультурно-спортивных мероприятиях. Кроме школьников, и их родители стали более активными участниками в подготовке и проведении подобных событий. В течение года на научных конференциях были представлены исследовательские работы в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни — три детские и две от учителей. Около 50 обучающихся школы приняли участие в тестировании по выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Итогом нашей работы стало включение весной 2022 года ШСК «Горький» в Единый всероссийский перечень (реестр) школьных спортивных клубов.

На 2022/2023 учебный год ШСК «Горький» определил такие задачи:

– увеличение количества соревнований на первенство школы по отдельным видам спорта, включая интеллектуальные виды;

– проведение общешкольных конкурсов «Лучший физорг», «Самый спортивный класс»;

– привлечение учащихся к творческой работе в области физкультуры и спорта;

– мониторинг спортивных достижений учеников и создание стендов «Лучшие спортсмены» и «Рекорды школы»;

– увеличение количества ребят, вовлеченных в процесс выполнения и успешно выполнивших нормативы ВФСК ГТО;

 

 

– формирование медиагруппы с целью создания страницы ШСК «Горький» в социальной сети «ВКонтакте», освещения и популяризации деятельности ШСК в других социальных сетях.

Таким образом, школьный спортивный клуб представляет собой объединение, способное решать самые разные — не только оздоровительные, но и педагогические — задачи. Создание и осуществление активной работы ШСК позволяет повысить интерес детей к физкультурно-спортивной деятельности. Наряду с этим для реализации программ развития школьного спорта до 2024 года, как федеральной, так и региональной, необходимы заинтересованность и активная работа всех субъектов образовательно-воспитательного процесса: общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, органов управления в области образования, физкультуры и спорта, общественных организаций в области физкультурно-спортивного движения школьников [5].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года : совместный приказ Министерства спорта РФ и Министерства просвещения РФ от 17 февраля 2021 года № 86/59.

2. Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта в Нижегородской области до 2024 года : совместный приказ Министерства спорта Нижегородской области и Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 22 октября 2021 года № 290/316-01-63-2492/21.

3. Оринчук, А. Н. Деятельность физкультурно-спортивного клуба образовательной организации в условиях реализации комплекса ГТО / А. Н. Оринчук, А. В. Оринчук // Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики». — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — С. 63—65.

4. Оринчук, В. А. Модель организационно-содержательного обеспечения школьного физкультурно-спортивного клуба в условиях реализации комплекса ГТО / В. А. Оринчук, Е. Н. Фомичева, А. Н. Оринчук // Физическая культура в школе. — 2017. — № 5. — С. 57—63.

5. Шабаев, А. С. «Президентские состязания» в Нижегородской области / А. С. Шабаев, Р. А. Гулина, В. А. Оринчук, А. Н. Оринчук // Физическая культура в школе. — 2015. — № 1. — С. 52—56.

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм