Форум-театр в первичной психологической профилактике и поддержке детей и подростков

Е. Г. ЕДЕЛЕВА,

канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой общей и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО

 

Основными задачами психопрофилактики и психологической поддержки являются создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности в сложных жизненных ситуациях и при психологическом насилии, отказ от использования его форм во взаимодействии, адекватное принятие решений и ответственное поведение.

Применяемая кафедрой психологии Нижегородского института развития образования с 2001 года технология «Форум-театр» показала, как можно успешно справляться с возникшими трудностями в поиске выхода из жизненных ситуаций. Данная техника, предложенная французскими актерами, адаптирована нами с психологической точки зрения с учетом современных подходов и методов психологии к российскому менталитету, к условиям нашего образа жизни. Основой деятельности является психолого-профилактическая работа с детьми, подростками и взрослыми людьми.

Главной целью технологии является осуществление деятельности по первичной профилактике наркомании, других видов зависимостей, а также разрешение конфликтных ситуаций в семье и в образовательной организации (как средство медиации). Кроме того, возможно и решение других социально значимых проблем — раннее материнство, профилактика асоциального поведения, буллинг, детско-родительские отношения и т. д.

В Нижегородской области адаптированная с позиций психологической науки и практики интерактивная техника «Форум-театр» широко используется практическими психологами и социальными педагогами как эффективное средство профилактики наркомании и других видов зависимостей. В настоящее время мы применяем данную технику в работе со всеми группами населения.

Задачами этой профилактической деятельности являются следующие:

– создать условия участникам (зрителям) спектакля для эмоционального переживания сцен;

– задуматься и осознать угрозу последствий зависимого или конфликтного или иного асоциального поведения;

– понять причины и факторы, обуславливающие безответственное и зависимое поведение;

– «проиграть» ситуации вместе с актерами и психологом;

– изменить отношение к проблеме и выбрать ответственные способы поведения и противодействия потреблению наркотических веществ и других ПАВ, принять ответственность за свое поведение в трудных жизненных ситуациях.

В ходе форум-спектакля любой человек (подросток, взрослый) имеет возможность изменить сюжет и ход постановки в том направлении, которое может, по его мнению, привести к определенному позитивному результату.

Форум-спектакль не дает определенных рецептов или советов: как нужно поступать в конкретной или подобной ситуации. Человек сам выбирает свой путь и свое поведение и несет ответственность за него.

Зрители-участники получают в ходе спектакля информацию о последствиях распространения и употребления наркотиков от специалистов, занимающихся проблемами наркомании (сотрудники МВД и КДН), наркологов, социальных работников. Они в ненавязчивой форме, но компетентно излагают свои позиции по тем или иным возникшим проблемам. Так нами реализуются информационный, просветительский и пропедевтический аспекты профилактической работы.

Содержание и основа техники «Форум-театр» состоят в следующем. На протяжении 15—20 минут разыгрывается мини-представление с 3—6 мизансценами, в которых ярко показаны факторы и причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табака или к другим видам отклоняющегося поведения. Как правило, эти ситуации легко узнаваемы и поскольку происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома в семье, в школе, ничего надуманного или фантастического в них нет. Они соответствуют реальному положению дел, и чаще всего в основе составленного сценария может лежать чья-нибудь личная история или пережитый опыт. В финальной части представления последняя и яркая по содержанию мизансцена прерывается стоп-кадром и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. С этого момента начинается новая часть спектакля (длится два-три часа), в ходе которой даются важные сведения профилактической направленности. После окончания интерактивного представления берется интервью у участников, проводится анкетирование.

Психолог в этом виде профилактической деятельности является главным консультантом, ведь представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства. Мини-спектакль имеет целью изменить отношение человека к негативным или безответственным формам поведения (наркомания, курение, алкоголизм и т. п.), понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится. Важным и существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля или после него. Одна из особенностей форум-театра — это отсутствие рекомендаций, в конечном итоге выбор делает сам человек, и никто не может, в том числе психолог, сказать ему, как он должен поступить в сложившейся ситуации. И это, на наш взгляд, является самым главным в данной технике как средстве профилактики.

Подготовка спектакля проходит в три основных этапа.

Первый этап связан с выбором проблемы и подготовки сценария. При этом важно, чтобы психолог или другие участники проекта были ознакомлены и осведомлены не только с ситуацией или обстановкой в школе, классе, в семье, но и точно знали — для какого контингента учащихся должен быть разработан сценарий.

Второй этап предусматривает разработку сценария, а третий — это непосредственно репетиция мизансцен и спектакля в целом, при условии что актеры форум-спектакля обучены основам актерского мастерства (на специальном тренинге) и интерактивной технике «Форум-театр».

Кроме того, следует отметить, что для проведения такой формы должно быть достаточно большое пространство, которое позволит со значительной частью зрителей или даже со всеми провести «разогрев».

Желательно, чтобы действия происходили не на сцене, а перед ней или в просторном помещении, например в спортивном зале или рекреации, — тогда зрителям будет проще выходить на импровизированную площадку и заменять актеров. При этом снимается психологический барьер выступления на сцене перед зрителями, так как для многих подростков, родителей и других такой публичный выход может быть первым в жизни, и возникающий при этом дискомфорт должен быть полностью устранен. Ведь приобретаемый опыт должен быть только положительным.

Теперь необходимо остановиться на описании особенностей и основ проведения спектакля с применением озвученной технологии.

В самом форум-спектакле необходимо выделить шесть фаз, которые и являются его методической основой.

Разогрев — телесно-ориентированные упражнения и игры, которые проводятся с целью раскрепощения участников представления, снятия мышечных зажимов. Кроме того, они помогают установить контакты на вербальном и невербальном уровнях между актерами и зрителями. Такие упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действа и, не опасаясь, стать участниками представления.

Эти упражнения проводятся в течение 15—20 минут в определенной последовательности и, усложняясь по содержанию и эмоциональности, вовлекают все большее количество участников в действие. Все упражнения проводятся в кругу. Поэтому все участники интерактивного спектакля, в том числе зрители, могут познакомиться друг с другом, видя перед собой лица.

Разогрев включает в себя четыре основных упражнения: «Приветствие», «Узел», «Человек к человеку», «Гипноз». Необходимо, чтобы актеры сами проявляли активность, раскрепощенность, находчивость и эмоциональность, только таким образом удается подготовить и «зарядить» зрителей-участников для активной работы. При этом необходимо соблюдать технику безопасности, чтобы не возникло столкновений, агрессивного соперничества. По окончании фазы разогрева зрители садятся на свои места, и после небольшого вступительного слова психолога, проводящего спектакль,

и приготовлений актеров начинается следующая фаза.

У детей группы риска уже в этой фазе могут возникнуть трудности. Они без особого желания могут выйти в общий круг и проявляют часто показное нежелание выполнять упражнения, предлагаемые психологом-фасилитатором. Кроме того, они не всегда могут делать их точно по инструкции, а самое главное — в ходе выполнения упражнений могут сознательно причинять дискомфорт или боль другим, хотя психолог все время предупреждает участников разогрева о безопасном взаимодействии.

Действие спектакля. На этой фазе вниманию зрителей предлагается 12—15-минутная инсценировка из четырех-шести мизансцен, которая заканчивается стоп-кадром.

Финальная сцена не завершена, и тогда зрителям предлагается предположить, каков же будет исход событий мини-спектакля. Сначала со зрителями обсуждают проблему, пытаются предсказать последствия поведения героев, происходят обмен чувствами, рефлексия, а затем идет переход в следующую фазу — начало дискуссии, причем это может быть как монологическая, так и диалогическая речь.

Форум. Данная фаза является чрезвычайно важной во всей интерактивной работе. На этом этапе предлагается неполная замена ролей актеров зрителями.

Останавливая по своему усмотрению актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий. Причем зритель может включаться в сцены спектакля постепенно, сначала проговаривая словесно роль, но затем проигрывая ее. В этом случае надо не только поддерживать, но и активизировать остальных участников к проигрыванию мизансцен, потому что через актерскую игру и собственные эмоциональные переживания возможно достичь максимального психопрофилактического эффекта.

Главным в этой фазе является психологическая и эмоциональная поддержка со стороны психолога, актеров и зрителей. Ни одно действие не критикуется, не осуждается, а лишь приветствуется аплодисментами. Такая поддержка со стороны психолога, ведущего спектакль, и актеров дает возможность зрителям самим стать активнейшими участниками действа и предложить большое количество вариантов разрешения конфликта, или ситуации, провоцирующей подростка к употреблению наркотиков/алкоголя, или буллинга по отношению к сверстникам. Ведь в форум-спектаклях нет однозначных ответов на вопросы, как не может быть и идеального варианта разрешения конфликтной или проблемной ситуации.

Особо следует обратить внимание на реакции зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже в какой-то степени мешать проведению форум-спектакля, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, как глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них, что даже эмоциональный спектакль не дает им возможности переключиться с озвученной проблемы.

Актеры при этом используют особый прием, подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями. В то же время они не дают сделать ситуацию идеально разрешимой. Вызывая легкую фрустрацию, которая дает возможность искать все новые и новые пути решения проблем, при этом зрителям, чтобы не возникло разочарования от неуспешности собственных действий, объясняется, что в жизни проблемы не решаются, как в сказке, с помощью волшебной палочки. Потому и людям в сложной ситуации трудно изменить сразу свое поведение и стать другими: для этого необходимо время, а главное — желание.

Данная фаза спектакля может длиться два-три часа, и ее продолжительность зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит психологу, ведущему форум-спектакль. Ему необходимо «почувствовать» и вовремя отреагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене (действию) или завершить спектакль.

В этой фазе явно просматриваются особенности поведения детей, относящихся к группе риска, — имеющиеся у них трудности в общении, а также неспособность не просто выбрать адекватные варианты поведения, но и вообще сделать выбор.

В качестве примера приведем следующую ситуацию. В поселке городского типа Гидроторф слушатели, обучающиеся технологии «Форум-театр», проводили спектакль с подростками 12—13 лет. В поселке живет большое количество неблагополучных семей, многие из взрослых уже давно безработные, практически все дети имеют родителей, употребляющих алкоголь. Сценарий нашего социального спектакля был связан с проблемой алкоголизма, и в сценах, показанных в нем, речь шла о подростках, выпивающих перед дискотекой, и о возможных последствиях этого. Наши подопечные даже не могли сразу понять, что в этом плохого, зачем и как мы с ними можем менять ситуацию. Ведь для них пьяные подростки и родители — привычное дело,

и они не понимают, как можно еще по-другому веселиться, так же как многие не представляют своих родителей в ином состоянии кроме как алкогольного опьянения.

Передача профилактической информации. Эта фаза не является в чистом виде отдельной, так как передача профилактической информации может быть осуществлена как в ходе спектакля, так и по его завершении.

Эту информацию могут нести и присутствующие на спектакле специалисты, например наркологи, педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается, если информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей-подростков («равный — равному»), хотя она может носить и декларативный характер, но для ребят более ценны сведения, которые они получают от сверстников. Информация, получаемая от взрослых, напротив, чаще воспринимается как нотация или навязчивое нравоучение, при этом может возникнуть и смысловой барьер. Профилактическую информацию возможно включать в канву спектакля и с помощью «подсадных уток» — актеров, находящихся среди зрителей, а если они еще и их ровесники, то усвоение выданной информации намного возрастает.

Обратная связь. В этой фазе у зрителей обычно берется интервью — о самом спектакле; о тех переживаниях, которые они испытали; об отношении или изменении его к той проблеме, которая была показана в спектакле. Это является, кроме всего прочего, и способом «отсоединения» человека от роли. В психодраме таким способом является чаще всего предмет, например шарф.

Обсуждение итогов спектакля актерами и специалистами. В этой фазе важным моментом является выявление успешных или не успешных действий актеров.

Обсуждаются те «открытия» зрителей, которые могут помочь успешно проводить спектакли по данному сценарию в дальнейшем. Происходит отбор лучших решений актеров и зрителей, но это не означает, что находки будут обязательно в таком же виде использованы в следующей работе. Форум-спектакль — это чаще всего импровизация зрителей, и всегда появляются новые и неожиданные повороты в решении проблем.

Следует отметить, что одинаковых спектаклей не бывает, повторяется лишь начальное действие. Но в интерактивных спектаклях есть специфические проявления поведения детей группы риска. И они, прежде всего, связаны с тем, что дети не всегда могут показать эффективные, конструктивные пути разрешения проблем. Как правило, причиной таких трудностей является отсутствие или положительного опыта, или опыта вообще, как могут разговаривать родители со своими детьми или между собой, ученики с учителями, дети между собой. Это и является основой социальной компетентности, которая практически отсутствует у детей группы риска.

Ситуации, разыгрываемые в спектакле, узнаваемы. Сценарии являются коллективным творчеством участников семинаров, мастер-классов, проводимых на кафедре общей и специальной психологии Нижегородского института развития образования.

На основе сценариев форум-спектаклей режиссерами ВГТРК «Нижний Новгород» разработаны видеокейсы, которые используются в работе психологов. В партнерстве со студией Нины Зверевой психологи участвовали в реализации Президентского гранта «Подростки: мир без насилия». Свой опыт работы в этом направлении сотрудники кафедры представляли на съездах психологов, международных конференциях, были награждены почетными грамотами губернатора и ФСКН России.

Более 15 000 человек уже стали участниками данного проекта, проведены более 300 психологических спектаклей в школах, колледжах, вузах, городских детских лагерях, учреждениях социальной защиты Нижегородской области.

С 2002 года на базе ГБОУ ДПО НИРО прошли обучение более 400 специалистов и еще более 300 специалистов подготовлено на выездных курсах в различных районах Нижегородской области и Сарове, а также в Москве, Казани, Ульяновске, Саранске.

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм