Школьная библиотека как пространство развития детского и юношеского чтения

Е. П. ШИЛИНА, педагог-библиотекарь МАОУ лицей г. Бор

 

Библиотека в школе должна сохранить не только свою традиционную роль, но и расширить ее, стать общественным и культурным пространством. В первую очередь библиотека — это место работы с информацией. Раньше основным ее предназначением было предоставление доступа к печатным изданиям, а теперь к этому прибавляются и работа с информацией, мультимедийными ресурсами, интернет-сервисами, использование сервисов онлайн-сотрудничества и многое другое.

Чтобы современная школьная библиотека могла стать гарантом реализации образовательных стандартов, она должна иметь фонд, обеспечивающий инновационные образовательные процессы. Библиотека становится самым демократичным центром доступа к информации, а библиотекарь все больше играет роль педагога, способного обучить всех участников образовательного процесса основам информационной культуры, предоставить возможность выбора источников информации.

Информационно-библиотечный центр нашего лицея включает три зоны:

– абонемент и зону отдыха;

– интернет-зал и читальный зал;

– конференц-зал, выставочную зону и школьный музей.

Цель создания информационно-библиотечного центра — формирование и развитие информационно-методического, библиотечно-библиографического и технического резерва для реализации программы развития МАОУ лицей г. Бор.

Школьный информационно-библиотечный центр оказывает информационную поддержку образовательной деятельности лицеистов и педагогических работников на основе современных технологий, в том числе в области библиотечных услуг. Это доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам интернета, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. В библиотеке ведется работа с каталогом электронных ресурсов лицея. Школьный информационно-библиотечный центр — это площадка по обмену опытом между преподавателями актуальными педагогическими методиками, информационными, электронными материалами.

 

 

Библиотека как образовательная среда ориентирована в первую очередь на применение деятельностного подхода, включая в числе прочего формирование навыков компьютерной грамотности, информационной культуры, создание медиапродуктов, разработку проектов.

В библиотечном центре нашего лицея читальный зал является также интернет-залом. Здесь участники образовательного пространства могут заниматься поиском информации в интернете (проводной, Wi-Fi, локальная сеть школы), печатать, сканировать, ламинировать документы, делать ксерокопии, готовить презентации, пользоваться электронной почтой, слушать аудиокниги. Наличие компьютерной техники и высокоскоростного интернета позволяет проводить в интернет-зале библиотечные уроки, на которых лицеисты знакомятся с электронно-образовательными ресурсами, с возможностями электронных библиотек (НЭБ, НЭДБ, «Свет»).

Одним из положительных опытов ИБЦ лицея является вовлечение детей в конкурсную и проектную деятельность, связанную с продвижением книги и чтения. Вместе с учениками мы создаем тематические видеоролики, буктрейлеры, лонгриды, инфографику; участвуем в конкурсах областного и всероссийского уровней. Можно сказать, что библиотечный центр — неформальное, взаимное и совместное обучение, мотивированное самореализацией.

Видеоролик «Трудовой подвиг моего города»

https://vk.com/video/@lyceurn?z=video-153212303_456239317%2Fclub15321230...

Видеоролик «Запомни этот город, Ленинград» (ко Дню снятия блокады Ленинграда)

https://vk.com/video/@lyceurn?z=video-153212303_456239279%2Fclub15321230...

Видеоролик «Рожденный летать» (о В. П. Чкалове)

https://vk.com/video/@lyceurn?z=video-153212303_456239284%2Fclub15321230...

Важное место в учебно-воспитательном процессе занимает совместная деятельность библиотекаря и классных руководителей. Сотрудничая с ними, педагог-библиотекарь расширяет круг чтения лицеистов, способствует формированию культуры чтения и развитию личности детей. Новые образовательные стандарты предлагают более тесную и творческую работу классного руководителя и педагога-библиотекаря. Подобное сотрудничество, содружество, сотворчество становится необходимым условием качественного образовательного процесса в школе. Ежегодно мы проводим мероприятия в рамках общешкольных тематических недель: Недели лицеиста, Декады права, Декады науки, Недели читателя, Недели здоровья, Недели творчества, Недели памяти, а также Единых уроков, Дня книгодарения, Международного месячника школьных библиотек.

В течение вот уже четырех лет каждый учебный год для лицеистов начинается с общешкольного творческого конкурса «Лучший читательский дневник» для 1—11-х классов, который я провожу в сотрудничестве с учителем русского языка и литературы Татьяной Владимировной Железняковой. Приходя в первый класс, многие дети уже читают и умеют писать печатными буквами, поэтому они тоже, конечно, с помощью родителей могут принять участие в этом конкурсе. Получаются интересные семейные творческие работы.

В читательском дневнике дети делают записи о прочитанных книгах, соответствующих спискам внеклассного чтения на лето и личным предпочтениям лицеистов. Дневник читателя должен быть создан в бумажном виде и написан от руки — это обязательное условие конкурса. Мы приветствуем любые творческие идеи! Так, в 2021 году в конкурсе участвовало рекордное количество лицеистов — 265 человек! С каждым годом растет уровень творческих работ, поэтому жюри все сложнее определиться с выбором победителей. Особенно яркие работы выделяются в номинации «Арт-дневник». Все участники награждаются сертификатами, а победители — подарками и грамотами.

14 февраля школьный информационно-библиотечный центр становится центром празднования Международного Дня книгодарения. Лицеисты и педагоги радуют друг друга и школьную библиотеку книжными подарками. Это прекрасная традиция, ведь во все времена книга — лучший подарок! В этот день мы присоединяемся к акции Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя», проходящей ежегодно в нашей стране при поддержке Российской государственной детской библиотеки, а также к акциям ко Дню книгодарения Российского движения школьников (День книгодарения-2022: https://vk.com/wall-164845642_2009).

 

 

Ежегодно — в январе — в лицее проходит Неделя читателя. Это масштабное событие в школьной жизни, потому что привлекаются все — от первоклассников до выпускников. Проходит церемония награждения лучших читателей по итогам года. Кроме этого, Неделя читателя — это библиотечные уроки-презентации, литературные викторины и конкурсы, обзоры современной детской и юношеской литературы, онлайн-акции, творческие встречи с борскими поэтами и писателями, а также авторами школьного альманаха «Вдохновение» и корреспондентами школьной газеты «Лицеист». Например, в рамках «Недели читателя — 2021» проводились конкурс литературных стенных газет «Книга. Время. Мы» (https://vk.com/wall-164845642_1316), фоточеллендж «Застигнутые за чтением». Я предложила всем учащимся, их родным и друзьям, учителям лицея сделать интересный фотоснимок в разных номинациях: «Школа и книга», «Читаем всей семьей», «Читают все! И ребята, и зверята», «Герой, на которого я похож» и другие, где должна отражаться тема — человек с книгой. По итогам фоточелленджа получился такой видеоролик: https://vk.com/wall-164845642_1314. Или конкурс рисунков «Я рисую книгу» в рамках «Недели читателя — 2022», когда ребята стали художниками-иллюстраторами своих любимых книг (https://vk.com/wall-164845642_1969).

Мне хочется, чтобы наши лицеисты поняли современный закон взаимодействия трех «к»: культуры, книги, компьютера, и у них сложилось бы мнение о том, что «человек читающий — человек успешный»!

С 2020 года в лицее открылось первичное отделение Российского движения школьников, и в зоне читального зала библиотеки был оформлен тематический уголок «Вместе с РДШ». Мы считаем важным сотрудничество информационно-библиотечного центра и этой организации, имеющих общие цели и задачи: военно-патриотическое воспитание молодежи, творческое развитие, популяризация науки, просвещения, здорового образа жизни.

В период дистанционного обучения замечательно показали себя онлайн-акции, конкурсы РДШ. В них я выступаю куратором, наставником для учеников начальной школы, а ребята постарше могут принимать участие уже самостоятельно. На помощь приходят социальные сети: созданы аккаунты в социальной сети «ВКонтакте» детского движения лицея, которые помогают вести старшеклассники («ЛицеУМ — Детское общественное движение лицея»: https://vk.com/lyceurn).

Цикл интегрированных уроков для начальной школы в рамках проекта «Школьный вернисаж» проводится совместно с учителем ИЗО и технологии Еленой Геннадьевной Голубевой. Интегрированные уроки в школьной библиотеке приносят огромный положительный образовательный и развивающий результат. Такие уроки, объединяющие искусство и литературу, имеют для детей воспитательное и образовательное значение, которое, безусловно приводит их к успешному результату в обучении.

 

 

В учебном процессе происходят взаимопроникновение и взаимовлияние учебного материала. «Зима. Читаем и рисуем» для первоклассников, «Театр детей» для учеников 2-х и 3-х классов, «Морские истории» и «Космические истории» для ребят из 3-х и 4-х классов. Эти занятия способствуют активному привлечению детей к чтению, обучению новым для них навыкам работы с книгой, периодическими изданиями, электронными библиотеками. Школьники работают в технике аппликации, бумагопластики, конструирования, моделирования, в новых графических редакторах по лепке и рисованию на компьютере. В результате таких уроков у детей увеличивается интерес к библиотеке, к чтению.

В деятельности школьного информационно-библиотечного центра лицея были выбраны следующие образовательные технологии:

– технология критического мышления через чтение и письмо;

– технология коллективно-взаимного обучения;

– технология работы с аудио- и видеоматериалами;

– технология смыслового чтения;

– технология «Буктрейлер».

Для повышения читательской компетенции лицеистов активно применяется инновационная технология «Буктрейлер». Буктрейлер — это короткий рассказ о книге на одну-две минуты. Он может быть создан в формате видеопрезентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. В буктрейлере раскрываются только самые яркие моменты произведения. Его цель — рассказать о книге, но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к чтению самой книги. Эта технология способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, развитию речи, полноценному восприятию текста, формированию читательской культуры и стимулированию интереса к чтению.

Ученики привлекаются мною к поиску темы, книги, стихов для буктрейлера, иллюстративного материала или к озвучиванию ролика. К результатам профессиональной педагогической деятельности я отношу и привлечение внимания общественности к организации конструктивного досуга учащихся. Ведь создание буктрейлера может стать одним из видов внеурочной деятельности. Технологию «Буктрейлер» можно рекомендовать педагогам как начинающим, так и с более высокой планкой мастерства. Эта технология доступна, удобна для использования в работе с учениками, а также для транслирования своего педагогического опыта.

Буктрейлер «Великая книга» по книге Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (к 200-летию со дня рождения писателя)

Буктрейлер «Книги памяти нашей» по книге Г. Черкашина «Кукла»

Опыт работы школьного информационно-библиотечного центра лицея города Бор можно найти на сайте нашей образовательной организации (вкладка «Библиомедиатека»).

На платформе Calameo мы публикуем информационную продукцию библиотеки и работы лицеистов (https://ru.calameo.com/accounts/5319135). Calameo — это сервис для мгновенного создания интерактивных публикаций в интернете. Есть возможность делать журналы, брошюры, каталоги, отчеты, презентации и другое, при этом создается ощущение чтения бумажного документа: можно перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения.

Профессиональное сообщество «Я — педагог-библиотекарь» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/clubbooks777).

А новости школьной библиотеки публикуются в сообществе «Лицей online» социальной сети «ВКонтакте» с хештегом #Лицей_библиотека (https://vk.com/schooltoparents).

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм