Театральная студия как средство формирования «гибких компетенций обучающихся
С. В. ВАСЕНИНА, заместитель директора МБОУ «Лицей № 15 им. академика Ю. Б. Харитона» г. Сарова |
Лицей № 15 города Сарова — необычная образовательная организация. Позиционируя себя как физико-математический, являясь базовой школой Российской академии наук, в которой функционирует Атомкласс, занимая высокие строчки в разнообразных рейтингах как школа, дающая достойный уровень образования, лицей каждый год устраивает театральные премьеры. И это событие не менее важно для города, чем победы лицеистов в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Более 50 % родителей наших учащихся являются сотрудниками градообразующего предприятия — Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ) ВНИИЭФ. Они сознательно выбрали для своих детей базовую школу РАН, где сильные традиции качественного академического образования, инновационные формы организации образовательного процесса и широкий спектр возможностей для развития самых разнообразных способностей детей: от олимпиадных достижений до выступлений на театральных подмостках.
Жизненный успех учащегося определяют не только академические знания, но и уровень его эмоционального и коммуникативного развития. Для успешной работы недостаточно обладать набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют «жесткими» навыками. Часто карьерного успеха добиваются люди, которые обладают «гибкими» навыками, даже при более слабых «жестких».
В настоящее время популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие, или мягкие компетенции/навыки). Терминология возникла по аналогии с английскими терминами hardware — компьютерное железо и software — программное обеспечение.
Условно к hard skills относят компетенции, которые важны для выполнения определенной рабочей функции. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции; определить качество обучения и уровень овладения навыком можно с помощью заданий. Для специалиста в каждой области это будет набор узкопрофессиональных технических знаний и навыков. Развитие этих навыков происходит относительно быстро с гарантированным измеримым результатом.
Soft skills — широкая группа социально-психологических навыков. Это комплекс универсальных (надпрофессиональных) навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Их сложно измерить количественными показателями, они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Наличие этих умений будет в равной степени полезно для успеха специалиста любой профессиональной сферы.
Стать востребованным успешным профессионалом без развития обеих составляющих («жестких» и «гибких» навыков) сложно.
Образовательный процесс в лицее (учебная и внеурочная деятельность, воспитательная работа и система дополнительного образования) построен так, что у обучающихся естественным образом формируются как hard skills, так и soft skills.
В рамках освоения дополнительных образовательных программ ученики могут не только развить определенные «жесткие навыки» (применение различных графических программ, художественных техник, моделирование, съемка и монтаж видео и многое другое), но и заложить основу для дальнейшего развития «гибких» компетенций в процессе коллективной работы, создания индивидуальных проектов, подготовки к конкурсам, конференциям и соревнованиям.
Благодаря сохранению всех шести направленностей дополнительного образования лицей предоставляет детям широкие возможности для реализации разнообразных интересов, способностей, талантов и формирования soft skills — «гибких» компетенций. Все обучающиеся заняты дополнительным образованием в самом лицее и других городских учреждениях.
Приоритетными в организации дополнительного образования и внеурочной деятельности являются направления, связанные с интеллектуальной деятельностью, что соответствует программе развития учебного заведения «Инновационный академический Лицей». 39 % часов дополнительного образования реализуются в области математики и физики (техническая и естественно-научная направленности), что соответствует профилю лицея.
Гордостью лицея является интеллектуальный клуб «Магия мысли», члены которого ежегодно становятся победителями и призерами подобных состязаний различного уровня. Все эти достижения — результат системной работы слаженного коллектива единомышленников. Не реже одного раза в месяц команды, собранные из учеников 5—11-х классов, принимают участие в каком-либо интеллектуальном турнире. По результатам серии игр определяется команда-победитель, которой вручается Кубок Лицея.
Физкультурно-спортивная направленность представлена секциями «Волейбол» и «Спортивные игры». На протяжении нескольких лет лицей занимает первые места в городской спартакиаде учащихся общеобразовательных учреждений, первенстве школ по легкоатлетическому кроссу.
Туристско-краеведческая направленность — это секция пешеходного туризма, которая работает в тесном сотрудничестве с Федерацией пешеходного туризма города Сарова. Результатом этой деятельности стала победа команд лицея в областных соревнованиях по туристско-краеведческим походам среди учащихся образовательных организаций Нижегородской области, в Комплексной Туриаде среди команд учащихся, городских соревнованиях по спортивному ориентированию.
Социально-педагогическая направленность. В лицее действует музей боевой славы, экспонаты которого являются уникальными находками, собранными во время поисковых экспедиций по местам сражений Великой Отечественной войны.
Лицей гордится своими традициями. В 2019 году исполнилось 20 лет школьному театральному объединению «Зеркало» (художественная направленность). Бессменным руководителем театральной студии является режиссер городского драматического театра Зоя Васильевна Ломоносова. Ежегодно участники театрального объединения представляют новый спектакль не только самим лицеистам и их родителям, но также учащимся других образовательных организаций и гостям города.
Театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Занятия в театральной студии решают одновременно несколько задач: через игру и коммуникативную деятельность способствуют социализации детей, развивают творческие способности и эмпатию, раскрывают индивидуальность, учат быть в гармонии с собой.
Актуальность программы театральной студии определяется необходимостью успешной социализации ребенка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей и творческой реализацией.
Занятия театральным искусством органичны для подросткового и юношеского возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности подростков.
Основной формой организации образовательного процесса в театральной студии является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления. В числе дисциплин — театральная игра, актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь.
Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребят собранность, ответственность, дисциплинированность, «чувство локтя» партнера, помогают в преодолении смущения, застенчивости, скованности. Переживая важные ситуации, подросток по-новому осознает проблемы, свою реакцию, отношение к событиям, ценностям, конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. В условиях театральной импровизации ребенок получает возможность улучшить самого себя. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего «я» и выразить их. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектом в преодолении многих комплексов, сохранении психологического здоровья.
Особенностью подросткового возраста является то, что ведущей деятельностью детей выступает общение. Когда информацию о добре и зле, о верности и предательстве дети получают от старших товарищей, она оказывается истиной. Показ спектакля — образовательное событие, имеющее двухстороннюю направленность: многому учатся те, кто выступает на сцене, но и сидящие в зале получают неоценимый жизненный опыт. При обсуждении последнего спектакля после бурных аплодисментов зрителям был задан вопрос, кто из них хотел бы играть в следующей постановке. Когда поднялось множество рук, мы поняли, что театр, как направление дополнительного образования, востребован
в нашем физико-математическом лицее.
В марте 2022 года в лицее состоялся премьерный показ спектакля «Тот самый Мюнхгаузен, или 32 мая». Это был подарок старшеклассников педагогам в Международный женский день 8 марта (официальный сайт лицея: c15sarov.ru/2022/03/09/тот-самый-мюнхгаузен-или-32-мая/).
Всегда интересно наблюдать, как наши серьезные олимпиадники и победители конкурсов различных уровней перевоплощаются на сцене и играют вполне профессионально.
А спектакль получился веселым и философским одновременно. Особенно запомнились слова Мюнхгаузена: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Добавим от себя — несмотря ни на что!
ЛИТЕРАТУРА
1. Биккулова, О. Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее? [Электронный ресурс] / О. Биккулова. — URL: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-s... (дата обращения: 09.06.2022). — Текст, изображения : электронные.
2. Ивонина, А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников /
А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Ю. М. Давлетшина // Науковедение. — 2017. — № 1. — Т. 9: Экономика и менеджмент [Электронный ресурс]. — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 15.06.2022). — Текст, изображения : электронные.
3. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Н. Г. Милорадова. — URL: https://studfile.net/preview/5874863/page:30/ (дата обращения: 02.06.2022). — Текст, изображения : электронные.
4. Трегер, А. Гид по soft skills: как развивать ключевые навыки будущего : практикум [Электронный ресурс] / А. Трегер. — URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5e8ee8969a 7947112c075b68 (дата обращения: 09.06.2022). — Текст, изображения : электронные.
Практика школьного воспитания № 4, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: