Мир лицейской библиотеки

Л. Н. ДИКАНЬ, педагог-библиотекарь МБОУ «Лицей № 8» Нижегородского района Нижнего Новгорода

 

Я надеюсь, что мы сможем

передать нашим детям мир,

где они будут читать, и им будут читать,

где они будут воображать и понимать.

Нил Гейман

 

Наш лицей находится в исторической части Нижнего Новгорода, в шаговой доступности от Нижегородского кремля. Вокруг много культурных и памятных мест, к которым мы постоянно обращаемся в процессе воспитательной работы.

Библиотека лицея работает в рамках воспитательной системы школы «Шаг в будущее». Соответственно, и деятельность библиотеки видна во всех направлениях внеурочной деятельности.

Наше «книжное царство» — это современное помещение, пространство которого организовано следующим образом. Выделены обособленные зоны:

– доступа к информационным ресурсам;

– для самостоятельной работы;

– для коллективной работы;

– презентационная зона;

– рекреационная зона;

– зона книгохранения.

Согласно методическим рекомендациям по организации деятельности информационно-библиотечного центра образовательной организации информационного центра «Библиотека имени К. Д. Ушинского» Российской академии образования, библиотека МБОУ «Лицей № 8» Нижнего Новгорода реализует направления деятельности:

– библиотечно-информационное;

– образовательное;

– культурно-досуговое;

– методическое;

– информационное развитие.

Библиотечно-информационное направление — это формирование и комплектование фондов, библиотечно-информационное обслуживание, тематические выставки, обзоры книг и периодики.

Образовательное направление помогает школьнику в решении проблем творческого и поискового характера, в освоении познавательной и личностной рефлексии, в овладении навыками смыслового чтения. Библиотека готовит различные мероприятия по популяризации книги и чтения. Это ежегодные школьные конкурсы чтецов в начальной школе (октябрь) и Адриановские чтения (5—11-е классы). Выпускник нашей школы Юрий Адрианов — известный писатель, поэт, художник, Почетный гражданин Нижнего Новгорода. Каждый год проводятся мероприятия, посвященные его памяти, и проходят они в кабинете-музее имени Ю. А. Адрианова (https://vk.com/lyceum8nnov?w=wall-262675_2196).

В преддверии весенних каникул, во время Недели детской книги мы организуем встречи с писателями. Ребята встретились с автором книги «Речь как меч», учителем и журналистом Татьяной Юрьевной Гартман и врачом Татьяной Вадимовной Пановой, написавшей книгу «Рождение космоса».

В рамках реализации работы региональной инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО «Моделирование работы школьного библиотечно-информационного центра по формированию информационной культуры обучающихся» на базе библиотеки проходят уроки информационной культуры.

 

 

Школьная библиотека принимает активное участие во внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности учащихся. Эта работа реализуется через культурно-досуговое направление. Библиотека занимается организацией массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей читательской культуры детей.

Демонстрируя результаты индивидуальной и групповой работы, хотелось бы отметить, что ребятам нравится работать над созданием буктрейлеров (например, буктрейлер по рассказу-сказке «Случай с Евсейкой» М. Горького).

Участники объединения «Юный книголюб» за три года своей деятельности могут похвастаться несколькими работами, которые были представлены на конкурсах различного уровня. А на уроках обществознания в 7-м классе группа учеников защитила авторский проект по теме «Реклама» и представила свой продукт — рекламу книги в виде буктрейлера.

Участники объединения дополнительного образования «Юный книголюб» готовят и проводят библиотечные уроки, литературные гостиные, праздники для школьников разного возраста. Помогают в работе библиотеки и пробуют себя в профессии библиотекаря. Заполняют читательские формуляры, карточки для алфавитного каталога, занимаются ремонтом книг, собирают материал для оформления книжных выставок, чтобы было познавательно и привлекало внимание читателей. Участвуют в мероприятиях, связанных с книгой и чтением (например, во Всероссийской сетевой акции «Читаем о блокаде»).

Активное сотрудничество библиотеки с Центром духовно-нравственного развития «Слово» заключается в постановке кукольных спектаклей. Такая деятельность сближает ребят, их родителей и педагогов. Мы вместе выбираем сценарии, готовим реквизит и кукол. Пока наша аудитория — это ученики начальной школы, но их незабываемые эмоции, воодушевленные лица и восторженные отзывы вдохновляют работать и дальше в этом направлении. В прошлом учебном году был поставлен спектакль «Кошкин дом» по пьесе С. Я. Маршака. После просмотра дети отметили, что нужно всегда помогать нуждающемуся и приходить на помощь в трудной ситуации.

С «Музеем развития образования» библиотека реализует проекты для учеников 5—6-х классов. Уже традиционной стала театрализованная литературно-историческая игра «Древнегреческая мозаика» (https://vk.com/lyceum8nnov?w=wall-262675_3501). Пятиклассники повторяют материал по истории Древнего мира, для лучшей подготовки к игре читают дополнительно мифы Древней Греции.

 

 

Ежегодно в рамках совместной работы с музеем реализуется проект по краеведению. В этом году мы работали над темой «Великая княгиня Евдокия Московская. Жизнь, отданная Богу и Земле Русской» (https://vk.com/lyceum8nnov?w=wall-262675_2908). А идея проекта появилась после посещения Нижегородского кремля, в котором к 800-летию города установили новый исторический памятник святому князю Дмитрию Донскому и его жене княгине Евдокии Московской (в монашестве — Евфросинии) (https://vk.com/lyceum8nnov?w=wall-262675_2512).

В ходе работы исследовательская группа выяснила, как Дмитрий Донской и Евдокия Московская связаны с Нижним Новгородом (https://vk.com/lyceum8nnov?w=wall-262675_2965).

Достойна внимания и плодотворная работа с классными коллективами. Временные выставки, организуемые в классах, являются итогом работы над ежегодными тематическими проектами. В 2021/2022 учебном году с первоклассниками раскрыли тему «Я — красивая закладка!», создав одноименный фильм-презентацию, а с учениками 3-го класса собрали и структурировали материал «Нижегородская область и авиация». Эти работы были представлены на суд жюри районного и городского конкурсов, и в разных номинациях они заняли призовые места.

В лицее ведется кропотливая работа по сбору и хранению информации о знаменитых выпускниках школы. Уже более десяти кабинетов — филиалов музея «История школы» посвящены им. Последняя музейная экспозиция посвящена освоению Русского Севера и рассказывает о жизни Евгения Константиновича Федорова — выпускника школы, известного ученого-геофизика, руководителя гидрометеорологической службы СССР, участника экспедиции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина. На открытие музея приезжали дочь и внук Е. К. Федорова, они передали много интересных документов из семейного архива.

Экскурсии в этом филиале музея проходят в форме заседаний «Клуба знаменитых капитанов» (https://vk.com/lyceum8nnov?w=wall-262675_2585). Цель заседаний — знакомство учащихся с героями приключенческих романов, которые рассказывают об интересных фактах, географических открытиях и знаменитых путешественниках (https://vk.com/lyceum8nnov?w=wall-262675_2175). Кроме того, уже несколько раз на заседаниях были гости из Русского географического общества (РГО). А во время поездки в Москву наши ребята посетили штаб-квартиру РГО. Для них провели интересную экскурсию, показали фильм «Полет над Россией» (https://vk.com/lyceum8nnov?w=wall-262675_4029).

 

 

С библиотекой активно сотрудничает пресс-центр лицея. Ежегодно выходит сборник работ учащихся «ФГОС. Библиотечный урок». Готовя текущий номер, ребята пробуют себя в роли журналистов, иллюстраторов, корректоров, верстальщиков. Это слаженная работа учеников разных возрастов, педагогов и родителей дает удивительные плоды — становится больше участников, появляются новые идеи.

Методическое направление работы библиотеки лицея реализуется в виде оформления ежегодной подписки периодических изданий (журналы «Начальная школа», «Классный руководитель», «Химия в школе» и другие). Также организована зона доступа к информационным ресурсам. И мы активно осваиваем интерактивные платформы.

В частности, к проекту «Театр — это чудо на все времена!» нам с ребятами удалось самостоятельно реализовать опрос в Google-форме. Создается база для проведения библиотечных уроков и массовых мероприятий. В будущем планируем создать и провести сетевой проект.

Направление «Информационное развитие» осуществляется через:

– информирование участников образовательного процесса о ресурсах и возможностях школьной библиотеки;

– формирование позитивного имиджа и трансляцию опыта работы;

– участие в конкурсах и проектах, посвященных вопросам книги и чтению;

– взаимодействие с организациями, имеющими информационные ресурсы.

Вывод такой: библиотека принимает активное участие в решении задач, поставленных ФГОС. Это происходит благодаря совместной работе с классными руководителями, учителями-предметниками, администрацией лицея и семьями самих учеников.

Создание образовательного пространства в библиотеке:

– вызывает у детей интерес к чтению и участию в мероприятиях;

– расширяет кругозор;

– способствует развитию личностных, коммуникативных и интеллектуальных качеств.

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм