Бокс: спорт, похожий на жизнь
В. А. ОВСЯННИКОВ, заведующий ОСП «Атлет» МБУДО «ЦДТ Автозаводского района» Нижнего Новгорода, мастер спорта России по боксу |
Спортивные образовательные учреждения, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на этапе начальной подготовки спортсменов ставят перед собой задачу: привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, которые направлены на развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических и нравственных качеств.
За моими плечами 24 года педагогического стажа по работе с боксерами, время тренировок и соревнований. МБУДО «ЦДТ Автозаводского района» принимает участие в развитии нижегородского бокса. Ежегодно в наше объединение приходят 20 мальчишек и девчонок.
Воспитанники обучаются по авторской программе, рассчитанной на шесть лет. Занятия проводятся бесплатно. Всего в учебном году тренируется 55 детей. Выигрывают сильнейшие, поскольку во время образовательного и воспитательного процесса происходит отбор. О нас вы можете узнать на странице в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club194643254).
В повседневной жизни человеку, чтобы комфортно существовать, необходимы такие двигательные навыки, как точность движений и ловкость передвижений.
«Точность бывает временнАя, пространственная и динамическая. В разных видах спорта нужен, как правило, один либо другой ее вариант. Бокс, как сложно-координационный вид спорта, развивает на высоком уровне все три вида точности» [3]. ВременнАя точность служит для определения тех долей секунд, когда соперник будет в зоне атаки спортсмена, для нанесения акцентированного удара. Пространственная точность способствует расчету дистанции до противника, для своевременной защиты от его ударов и проведения своих контрдействий. Динамическая точность дает возможность точно рассчитать мышечные усилия для нанесения ударов и защит.
В боксерской тренировке точность вырабатывается на «груше», растяжке, «арабском» мяче, в работе в парах по заданию.
«Ловкость — это латентный период решения сложных двигательных задач, в условиях выбора. Ловкость характеризуется целесообразностью и экономичностью» [1].
В тренировочном процессе боксеров ловкость оттачивается в работе со скакалкой, с теннисным мячом, в упражнениях на вестибулярный аппарат, в условных и вольных боях с партнером, а также в различных подвижных играх (футбол, баскетбол, гандбол и др.).
«Соревновательная деятельность боксеров включает в свое содержание комплексы разнонаправленных двигательных действий, выполнение которых связано с непрерывным повышением уровня всех качественных сторон двигательной деятельности» [2]. Среди них ведущее место принадлежит скоростно-силовым качествам и, в первую очередь, двигательно-координационным, в соответствии с основными разновидностями и проявлениями.
Прирост показателей ловкости и точности двигательных действий боксеров позволяет намного повысить результативность соревновательной деятельности при уменьшении общего объема учебно-тренировочного задания, плотность выполнения и количество более эффективных двигательных заданий. Усиленное внимание к развитию ловкости и точности способствует значительному улучшению физической и технико-тактической подготовленности.
Спортсмены учатся творчески подходить к выполнению сложных физических упражнений, анализировать свои действия, сформированные двигательные навыки приобретают вариативный характер. Процесс развития ловкости и точности определяется рядом разнообразных факторов: уровнем общефизической и функциональной подготовки, антропометрическими данными, способностью к усвоению двигательных навыков, психоэмоциональным состоянием боксера, уровнем профессионализма педагога.
«Анализ тренировочного процесса обуславливает понимание сложного структурного содержания двигательных координаций, наличие разнообразных видов и проявлений, что связано с большим разнообразием двигательных действий, сменой ситуаций, а также спецификой нашего вида спорта. В боксе тренеры обращают внимание на следующие разновидности ловкости: реакция РДО (реакция на движущийся объект), реакция с выбором, реакция антиципации (реакция предвидения)» [4].
Под здоровым образом жизни понимают не только физические нагрузки, но и правильное питание, режим сна, развитие когнитивных функций: памяти, интеллекта, внимания, восприятия, речи.
Питание имеет большое значение, не случайно говорят, что мы — то, что мы едим. Из рациона подростка нужно исключить фастфуд, ежедневно есть первое (суп), сладкое и мучное лучше употреблять до обеда, на ужин не рекомендуются углеводы (любые гарниры). Для должного функционирования сердечно-сосудистой системы спортсмену необходимо ложиться спать за два часа до полуночи.
Для нормального психологического и психического развития надо читать книги (больше классическую литературу), изучать поэзию, посещать музеи, театры и консерваторию.
В расширении кругозора также помогут просмотр фильмов и театральных постановок, изучение истории своей Родины по произведениям В. С. Пикуля, Д. М. Балашова.
Ежегодно в мае мы проводим в своем клубе районный боксерский турнир, посвященный Победе в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Значение этого исторического события переоценить невозможно, это одна из скреп, соединяющих наш народ, нашу нацию. Подрастающему поколению необходимо знать всю правду о самой страшной в истории человечества войне. Ведь почему-то в наших учебниках Сталинградской битве отводится всего два абзаца, а встрече с союзниками на реке Эльба — целая страница. Мои ученики испытали настоящую гордость и одновременно боль, когда узнали, что только в битве за город-герой Сталинград свои жизни отдали 500 тысяч бойцов и командиров Красной Армии, а американцы и англичане потеряли такое количество людей за всю Вторую мировую войну.
«Бокс, как никакой другой вид спорта, похож на жизнь», — сказал известный французский кинорежиссер Клод Лелуш. Сложно не согласиться со словами признанного мэтра кино, ведь ловкость и точность, развитые в благородном искусстве самозащиты, одинаково нужны и в трудовой деятельности, и в военном деле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — Москва : Физкультура и спорт, 1991. — 288 с., ил. — ISBN 5-278-00339-1.
2. Иссурин, В. Б. Координационные способности спортсменов / В. Б. Иссурин, В. И. Лях ; перевод с английского И. В. Шаробайко. — Москва : Спорт, 2019. — 208 с. — ISBN 978-5-907225-04-6.
3. Колесник, И. С. Управление развитием ведущих двигательных координаций в боксе / И. С. Колесник. — Москва : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — 173 с., ил. — ISBN 5-93512-033-X.
4. Мокеев, Г. И. Бокс: этапы становления мастерства : монография / Г. И. Мокеев, В. А. Овсянников. — Нижний Новгород : ООО «Юнио Принт», 2022. — 303 с., ил. — ISBN 978-5-803003-04-0.
Практика школьного воспитания № 4, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: