Бокс: спорт, похожий на жизнь

В. А. ОВСЯННИКОВ, заведующий ОСП «Атлет» МБУДО «ЦДТ Автозаводского района» Нижнего Новгорода, мастер спорта России

по боксу

 

 

Спортивные образовательные учреждения, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на этапе начальной подготовки спортсменов ставят перед собой задачу: привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, которые направлены на развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических и нравственных качеств.

За моими плечами 24 года педагогического стажа по работе с боксерами, время тренировок и соревнований. МБУДО «ЦДТ Автозаводского района» принимает участие в развитии нижегородского бокса. Ежегодно в наше объединение приходят 20 мальчишек и девчонок.

Воспитанники обучаются по авторской программе, рассчитанной на шесть лет. Занятия проводятся бесплатно. Всего в учебном году тренируется 55 детей. Выигрывают сильнейшие, поскольку во время образовательного и воспитательного процесса происходит отбор. О нас вы можете узнать на странице в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club194643254).

В повседневной жизни человеку, чтобы комфортно существовать, необходимы такие двигательные навыки, как точность движений и ловкость передвижений.

«Точность бывает временнАя, пространственная и динамическая. В разных видах спорта нужен, как правило, один либо другой ее вариант. Бокс, как сложно-координационный вид спорта, развивает на высоком уровне все три вида точности» [3]. ВременнАя точность служит для определения тех долей секунд, когда соперник будет в зоне атаки спортсмена, для нанесения акцентированного удара. Пространственная точность способствует расчету дистанции до противника, для своевременной защиты от его ударов и проведения своих контрдействий. Динамическая точность дает возможность точно рассчитать мышечные усилия для нанесения ударов и защит.

В боксерской тренировке точность вырабатывается на «груше», растяжке, «арабском» мяче, в работе в парах по заданию.

«Ловкость — это латентный период решения сложных двигательных задач, в условиях выбора. Ловкость характеризуется целесообразностью и экономичностью» [1].

В тренировочном процессе боксеров ловкость оттачивается в работе со скакалкой, с теннисным мячом, в упражнениях на вестибулярный аппарат, в условных и вольных боях с партнером, а также в различных подвижных играх (футбол, баскетбол, гандбол и др.).

«Соревновательная деятельность боксеров включает в свое содержание комплексы разнонаправленных двигательных действий, выполнение которых связано с непрерывным повышением уровня всех качественных сторон двигательной деятельности» [2]. Среди них ведущее место принадлежит скоростно-силовым качествам и, в первую очередь, двигательно-координационным, в соответствии с основными разновидностями и проявлениями.

Прирост показателей ловкости и точности двигательных действий боксеров позволяет намного повысить результативность соревновательной деятельности при уменьшении общего объема учебно-тренировочного задания, плотность выполнения и количество более эффективных двигательных заданий. Усиленное внимание к развитию ловкости и точности способствует значительному улучшению физической и технико-тактической подготовленности.

 

 

Спортсмены учатся творчески подходить к выполнению сложных физических упражнений, анализировать свои действия, сформированные двигательные навыки приобретают вариативный характер. Процесс развития ловкости и точности определяется рядом разнообразных факторов: уровнем общефизической и функциональной подготовки, антропометрическими данными, способностью к усвоению двигательных навыков, психоэмоциональным состоянием боксера, уровнем профессионализма педагога.

«Анализ тренировочного процесса обуславливает понимание сложного структурного содержания двигательных координаций, наличие разнообразных видов и проявлений, что связано с большим разнообразием двигательных действий, сменой ситуаций, а также спецификой нашего вида спорта. В боксе тренеры обращают внимание на следующие разновидности ловкости: реакция РДО (реакция на движущийся объект), реакция с выбором, реакция антиципации (реакция предвидения)» [4].

Под здоровым образом жизни понимают не только физические нагрузки, но и правильное питание, режим сна, развитие когнитивных функций: памяти, интеллекта, внимания, восприятия, речи.

Питание имеет большое значение, не случайно говорят, что мы — то, что мы едим. Из рациона подростка нужно исключить фастфуд, ежедневно есть первое (суп), сладкое и мучное лучше употреблять до обеда, на ужин не рекомендуются углеводы (любые гарниры). Для должного функционирования сердечно-сосудистой системы спортсмену необходимо ложиться спать за два часа до полуночи.

Для нормального психологического и психического развития надо читать книги (больше классическую литературу), изучать поэзию, посещать музеи, театры и консерваторию.

В расширении кругозора также помогут просмотр фильмов и театральных постановок, изучение истории своей Родины по произведениям В. С. Пикуля, Д. М. Балашова.

Ежегодно в мае мы проводим в своем клубе районный боксерский турнир, посвященный Победе в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Значение этого исторического события переоценить невозможно, это одна из скреп, соединяющих наш народ, нашу нацию. Подрастающему поколению необходимо знать всю правду о самой страшной в истории человечества войне. Ведь почему-то в наших учебниках Сталинградской битве отводится всего два абзаца, а встрече с союзниками на реке Эльба — целая страница. Мои ученики испытали настоящую гордость и одновременно боль, когда узнали, что только в битве за город-герой Сталинград свои жизни отдали 500 тысяч бойцов и командиров Красной Армии, а американцы и англичане потеряли такое количество людей за всю Вторую мировую войну.

 

 

«Бокс, как никакой другой вид спорта, похож на жизнь», — сказал известный французский кинорежиссер Клод Лелуш. Сложно не согласиться со словами признанного мэтра кино, ведь ловкость и точность, развитые в благородном искусстве самозащиты, одинаково нужны и в трудовой деятельности, и в военном деле.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — Москва : Физкультура и спорт, 1991. — 288 с., ил. — ISBN 5-278-00339-1.

2. Иссурин, В. Б. Координационные способности спортсменов / В. Б. Иссурин, В. И. Лях ; перевод с английского И. В. Шаробайко. — Москва : Спорт, 2019. — 208 с. — ISBN 978-5-907225-04-6.

3. Колесник, И. С. Управление развитием ведущих двигательных координаций в боксе / И. С. Колесник. — Москва : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — 173 с., ил. — ISBN 5-93512-033-X.

4. Мокеев, Г. И. Бокс: этапы становления мастерства : монография / Г. И. Мокеев, В. А. Овсянников. — Нижний Новгород : ООО «Юнио Принт», 2022. — 303 с., ил. — ISBN 978-5-803003-04-0.

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм