Читать, играть, учиться... Где? В школьной библиотеке!
Ю. В. МЕЛИНА, библиотекарь МБОУ Выездновская средняя школа Арзамасского района |
Каждый человек в своей жизни больше всего запоминает школьные годы...» А помним ли мы школьную библиотеку и какая она в нашей памяти? Есть такие воспоминания из детства: школьный кабинет, где стоят пыльные книги на полках, за столом сидит строгий библиотекарь... И все-таки, какая она — современная школьная библиотека?
Согласно определению, «школьная библиотека — это одно из подразделений школы по хранению и выдаче образовательных и детских книг». В современных же школах — пространство, в котором обеспечен доступ к специализированным источникам информации.
В 2016 году Министерство науки и образования РФ начало масштабное преобразование школьных библиотек в информационно-библиотечные центры. А это означает, что библиотека в школе перестала быть местом, где просто выдают книги. Теперь это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности.
Как же происходит такое преобразование в нашей школе?
Выездновская школа встала на путь цифровой трансформации в 2019 году, участвуя в реализации федерального проекта «Современная школа». Был построен прекрасный учебный корпус на 275 мест, оснащенный современным оборудованием. В результате этого была обновлена материально-техническая база школьной библиотеки, организованы компьютеризированные рабочие места пользователей, проведено зонирование библиотечного пространства.
Сейчас библиотека в нашей школе — это:
– абонемент;
– хранилище для учебной и художественной литературы;
– зона буккроссинга, которую читатели активно используют для книгообмена и совместного чтения;
– читальный зал;
– зона отдыха;
– информационный центр;
– типография, где учителя и ученики могут распечатать нужную им информацию;
– справочно-библиографическая зона;
– презентационная зона и коворкинг-зона.
Технические возможности нашей библиотеки соответствуют требованиям новых ФГОС.
Образовательная организация и школьная библиотека имеют общую цель — способствовать мотивации ученика к самообразованию и саморазвитию путем предоставления необходимых информационных ресурсов и обеспечения открытого и полноценного доступа к информации. Сегодня МБОУ Выездновская СШ участвует в двух федеральных проектах — «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребенка».
С сентября 2021 года на базе нашей библиотеки действует проект «Школьная газета» (https://disk.yandex.ru/d/qI8N4EeFjVDMwQ). Он реализуется в рамках программы дополнительного образования «Юный журналист» для учащихся школы. Программа формирует личностные универсальные учебные действия, коммуникативные, познавательные и информационные компетенции, а также способствует совершенствованию основных видов речевой деятельности, является средством для формирования активной гражданской позиции, повышения интереса к учебе и общественной жизни, а также дает возможность ребятам осознать значимость их творчества для школы и школьного сообщества.
Важной тенденцией становится предоставление со стороны школьной библиотеки инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, что соответствует принципам непрерывности в образовании и предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде. Наша библиотека предоставляет электронные информационные ресурсы и технологии, а также общественное пространство для совместной работы, которое позволяет взаимодействовать всем участникам образовательных отношений. И это, несомненно, правильно! Вряд ли в школе есть еще один кабинет, где одновременно можно найти и взрослых, и детей, занятых выполнением домашнего задания, поиском нужной информации в сети Интернет или работой на образовательном портале, чтением и обсуждением книг, журналов и многим другим.
Встречаясь в библиотеке (ведь, в принципе, не важно, как она называется), и младшие, и старшие дети учатся не только находить ответ на интересующий их вопрос, пользуясь различными информационными источниками, но и общаться друг с другом. Им приходится вырабатывать определенные правила общения и следовать им. Ярким примером такого совместного времяпрепровождения учащихся разного возраста являются настольные игры, которые тоже есть в школьной библиотеке.
Таким образом, школьная библиотека является тем местом, которое не только объединяет, но и дает возможности для саморазвития и реализации творческих проектов; центром, где созвучны культура и досуг, знания и коммуникации. Это позволяет значительно расширить возможности для решения воспитательных задач.
Доступ к электронным ресурсам («Бессмертный полк — онлайн»), а также использование социальных сетей при проведении различных акций («Окна Победы» (https://goo.su/PM9D), «Блокадный хлеб» (https://goo.su/YJhDzX), «День России», «Космос далекий и близкий» (https://goo.su/znMF49), проекты «Мои герои большой войны», «Страницы жизни» (https://goo.su/sE3e), «Во имя жизни», мероприятия, посвященные блокаде Ленинграда (https://disk.yandex.ru/d/8EJ4Qmy-Tk4n4w) и др.) помогли педагогам вести активную работу даже в условиях пандемии, сделали мероприятия по-настоящему массовыми, привлекли родителей обучающихся. Использование цифровых технологий позволило поучаствовать в онлайн-смене «Мы — твое будущее, Россия!» (https://goo.su/UTeaG), Всероссийском конкурсе волонтерских инициатив «Доброволец России», интернет-марафоне «Нижний исторический», областном фестивале отрядов ЮИД, интернет-панораме «Технологии счастливого детства», областном проекте «Нижегородские каникулы» и т. д.
Именно в школьной библиотеке дети обращаются к образовательным порталам, развивающим сайтам, интеллектуальным и логическим контентам. Большой популярностью пользуется образовательный портал «Учи.ру», сайты по обучению игре в шахматы и шашки. Активно посещаются интернет-ресурсы и при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Обучение в XXI веке — это не просто передача знаний от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. В первую очередь это связано с обеспечением равного доступа к информационным ресурсам, развитием цифрового контента, в которое активно включилась и наша школьная библиотека. В октябре 2020 года школа заключила договор с Национальной электронной библиотекой как государственной информационной системой, которая предоставляет доступ к оцифрованным ресурсам крупнейших библиотек страны. Этот сетевой ресурс обеспечивает равный и свободный доступ всем желающим к электронным версиям не только учебной, но и художественной литературы. К сожалению, пользуясь электронной библиотекой, мы часто сталкиваемся с ограниченным доступом к произведениям, охраняемым авторским правом. Чаще всего необходимая для читателя книга доступна для чтения только из электронного читального зала — школьной библиотеки. Впрочем, и доступ к проверенному ресурсу, ссылка на который короткая и удобная для запоминания, позволяет дополнить ограниченный фонд литературы школьной библиотеки. Все свои ресурсы наша библиотека предоставляет пользователям в целях поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей.
Школьная библиотека является постоянным участником региональных конкурсов и ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (https://disk.yandex.ru/i/AvyFB07Eq2Pufw). Так, в 2020 году мы участвовали в региональном конкурсе «Лучший школьный информационно-библиотечный центр», где вошли в 11 лучших,
а в прошлом году заняли первое место в региональном конкурсе «Дизайн ШИБЦ: новое содержание в новой форме» в номинации «Зонирование пространства: концептуальное решение и оригинальный дизайнерский стиль».
Многие годы наша школьная библиотека тесно и плодотворно сотрудничает с Арзамасской центральной районной библиотекой им. И. Н. Сахарова (https://goo.su/rJ7bYWp). Заключен договор о взаимодействии. Ежегодно составляется план совместных мероприятий. Это и патриотическая акция «На добрую память нам имя дано» (Библиотечная система Арзамасского района (https://vk.com/mcbs_arz),
и краеведческие уроки для старшеклассников, и библиотечные уроки к юбилейным датам писателей, и проведение Недели детской книги, День Пионерии (https://goo.su/G4wE) и другие совместные проекты (https://disk.yandex.ru/i/ONgmRsxaiOdhKw, https://goo.su/HJ7S1DT).
Использование разнообразных современных форм работы помогает увеличить число пользователей и вести планомерную работу по повышению читательской грамотности детей и взрослых.
Нашу школьную библиотеку можно увидеть в видеообзоре (https://disk.yandex.ru/d/6dr25pY2nFv_qQ) и презентации (https://disk.yandex.ru/d/3VxQ-0-E6wPLvw).
Практика школьного воспитания № 4, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: