Школьный театр – волшебный мир радости, добра и красоты

Ж. Н. СИНЯГИНА, учитель начальных классов МАОУ «Первомайская средняя школа»

 

Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства, слова Александра Сергеевича разделяют многие.

Театр дарит нам чувства сопереживания и соучастия в процессе творчества. Он решает многие актуальные проблемы психологии и педагогики, связанные с художественным образованием и воспитанием детей. В театре люди видят отражение своей жизни, так как в другом виде искусства такого нет. Детям присуще стремление к актерству и игре. Но когда создается спектакль, идет работа не одного человека, а всего творческого коллектива. Каждый чувствует ответственность за общее дело и осознает его значимость.

Как у ребенка развивать мышление и речь? Как научить его постигать мир, как помочь стать отзывчивым ко всему живому, уметь любить и сострадать? Ответы на все перечисленные вопросы может дать театральное объединение. Это, пожалуй, самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению через игру, сочинительство, фантазию.

Творческое объединение «Художественное слово» работает в МАОУ «Первомайская средняя школа» на протяжении многих лет. Самое главное для руководителя объединения — умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, от общения друг с другом. И пусть наши ученики не станут великими актерами, но они на всю жизнь сохранят в своем сердце любовь к театру.

 

 

Занятия в творческом кружке всесторонне развивают личность детей. Они участвуют в различных школьных, городских театрализованных представлениях: «День учителя», «Дари добро», «Все дело в шляпе», «Первоклашки», литературно-музыкальных композициях «Блокада Ленинграда», «Первым делом самолеты…», инсценировках басен И. А. Крылова, мини-спектаклях по произведению А. П. Чехова «Ванька», учатся выражать свои мысли и чувства, приобщаются к родной культуре. Особенно важны театральные композиции, воспитывающие любовь и уважение к своей малой Родине. Среди них: отрывок из сказки нашего земляка Михаила Ивановича Суетнова «Капризная коза» на 35-летнем юбилее городского краеведческого музея; «Город, в котором счастливы дети» — на празднике «День города»; «Библионочь-2019» — выступление в центральной районной библиотеке; приветствия на юбилее организации ветеранов и другие. Тепло принимают зрители художественные и театрально-музыкальные композиции «Баллада о матери», «Тальяночка», «День Победы», «День памяти и скорби», «А закаты алые…», «Эхо афганских гор». А когда ребята со своими подарками приходят в Дом престарелых выступать на концертах, то глаза одиноких пожилых людей, много испытавших в жизни, наполняются слезами счастья и благодарности.

Воспитанники объединения являются победителями и призерами конкурсов различного уровня. Это для них возможность проявить артистичность, инициативу, творчески самореализоваться.

Три года назад наш кружок занял второе место в IV Всероссийском героико-патриотическом фестивале детского и юношеского творчества «Звезда спасения». В этом году мы — победители областного конкурса «Театр: дорога к уму и сердцу» в номинации «Мы — актеры»; заняли второе место в муниципальном конкурсе «Не дружи со своей обидой» в номинации «Литературное творчество»; победители и призеры муниципального этапа научно-практической конференции «Я познаю мир» (проект — выступление «Боевой путь моего прадедушки»); победители муниципального фестиваля в номинациях «Театральный коллектив» и «Художественное слово».

Наше театральное объединение — это дружный, сплоченный коллектив единомышленников: педагога, детей и родителей, которых объединяет стремление к творчеству, к общению и познанию, любовь к «волшебному краю» — театру.

Бывает и так, что некоторые ребята, да и взрослые нацелены на быстрые результаты. Однако важно понимать, что результат — это, конечно, здорово, но должен быть интересен и сам процесс. Результат единичен и скоротечен, а процесс растянут и насыщен, именно в это время человек получает новые знания, умения, возможности. Детский театр — это чистые эмоции, теплая и домашняя атмосфера праздника. Настоящая маленькая жизнь!

 

 

Прошлое поколение отличалось от нынешнего лишь тем, что было голодно до информации, чего у современных детей в избытке. На самом деле сегодня к ним сложнее подобрать волшебный ключик — приходится преодолевать тягу к гаджетам, чтобы чем-то удивить. Однако в остальном дети совсем не изменились. Они такие же талантливые, замечательные и верящие взрослым, так что главным остается прежнее — уметь найти к ним подход.

Я не ставлю цель сделать актера из каждого. Моя задача — раскрыть личность ребенка, помочь проявить себя и рассказать о мире.

А еще:

– Театр — это прежде всего творчество, творческий потенциал ребенка раскрывают систематические занятия. Дети видят мир таким, каким его не замечают взрослые. Мы раскрываем потенциал маленького человека, превращая его в волшебника, мастера своего дела. Как знать, ведь результаты непредсказуемы и могут быть весьма впечатляющими!

– Занятия в театральной студии развивают прежде всего воображение, учат фантазировать, управлять эмоциями, формируют осознанную реакцию на ту или иную ситуацию.

– Театральная игра может помочь избавиться от некоторых детских страхов. Проигрывая разные роли, позиции положительных и отрицательных героев, ребенок становится более решительным и смелым.

– Телодвижения, жесты, мимика, голос… Каждое занятие — это обязательная разминка актерского мастерства. Танцевальные композиции учат владеть своим телом, улучшают пластику и координацию. Вокальные упражнения формируют правильное дыхание. Они же развивают речевой аппарат, музыкальный слух.

– Отлично развивают речь занятия, на которых ребята работают с фразеологизмами, скороговорками, пословицами и поговорками. Дети говорят красиво, уверенно, выразительно, правильно строя предложения.

– Воспитанники театрального объединения, не повышая голос, но проговаривая четко и внятно, развивают в себе уверенность, харизму, учатся быть ораторами.

– Общение и дружба важны для человека, и особенно для ребенка. Благодаря различным упражнениям по актерскому мастерству дети достаточно легко заводят новых друзей и общаются со сверстниками, работая как в парах, так и в группах.

– У ребят развиваются самодисциплина и дисциплина, умения брать на себя ответственность, доводить дело до конца, собраться, сконцентрироваться в нужный момент.

– Театр расширяет кругозор. Это кладезь остроумных цитат и изречений. Тренировка памяти улучшает успеваемость в школе. У малышей на занятиях обогащается активный словарный запас. Младшие школьники и подростки заметно расширяют кругозор, знакомясь с произведениями литературы не по учебникам, а проживая кусочек жизни «своих» литературных героев. Это развивает интеллект и вообще способствует гармоничному развитию личности. Ведь именно разносторонне развитый человек способен легче других осваивать что-то принципиально новое для себя в течение всей жизни.

 

 

Мы смело можем сказать, что театральные занятия — «сундучок» остроумных цитат, красивых текстов с описанием природы, монологи и диалоги героев — это и многое другое просто важно и необходимо для обучения в школе. А для гиперактивных детей — это еще и выход энергии.

Ярка, многогранна и полезна театральная деятельность. На ее основе педагог может реализовать практически все воспитательные задачи развития и обучения детей.

Про наше становление и успехи вы можете узнать, пройдя по ссылкам: https://vk.com/id40511540; http://1maysk.ru/; http://psoschool.edusite.ru/; https://obrasovanie.edusite.ru/.

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм