Трансформация школьной библиотеки

Е. В. ОРЛОВ,

канд. пед. наук, методист РИБЦ ГБОУ ДПО НИРО

Е. Ю. МИНАКОВА, педагог-библиотекарь МБОУ «Школа № 35» Нижегородского района Нижнего Новгорода

 

Информационно-библиотечные центры в российских школах имеют давнюю историю. Конечно, все началось не в 2016 году, после выхода Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, а гораздо раньше. Школы, оценивая влияние информатизации на экономику и образование, переориентировали деятельность своих библиотек, сделав упор на цифровизацию и внеурочную деятельность. Это было логично, ведь менялись формы взаимодействия школьников с информацией, менялись и коммуникативные каналы. Формы становились интереснее, а содержание выхолащивалось. Уход от книги и целого культурного пласта, с нею связанного, в достаточно примитивный мир «цифры» требовал вмешательства педагогов в этот процесс.

Почему именно школьная библиотека оказалась на острие внимания педагогики? Наверное, потому, что проблема культурной деградации наиболее наглядно предстала именно здесь, в месте, имевшем богатейшие возможности для духовного роста, которые оказались все менее и менее востребованными.

Педагоги понимали, что книга давала детям возможность развивать фантазию и память, расширять знания, содержательно общаться, духовно и культурно расти. Снижение роли книги в жизни школьников привело к снижению интереса к чтению, успеваемости, социализированности. Многие школы стали делать попытки управлять процессом становления личности учащихся, изменяя среду школьной библиотеки, делая ее более привлекательной для детей и молодежи. На базе школьных библиотек стали появляться библиотечно-информационные центры, центры социокультурной деятельности, иные формы работы.

Библиотека МБОУ «Школа № 35» Нижегородского района Нижнего Новгорода также претерпела ряд изменений. Трансформация ее началась в 2002 году. Администрация школы во главе с директором Людмилой Александровной Цыгановой приняла решение о создании на базе библиотеки информационно-культурного центра (ИКЦ). Педагогический коллектив и родительская общественность поддержали это решение. Центр должен был стать современным как по функциям, так и по дизайну. Проект для переустройства был разработан Олегом Павловичем Фроловым, в то время заведующим кафедрой дизайна Нижегородского архитектурно-строительного университета.

Информационно-культурный центр разместился в цент-ре школы, доступ к нему был обеспечен как с территории блока начальной школы, так и блока старшей школы, что оказалось удобным для пользования помещениями этого структурного подразделения.

В составе центра появилось несколько функциональных зон: книгохранилище, абонемент, два читальных и телевизионный залы с зоной отдыха, конференц-зал, компьютерные классы. Открытый в 2003 году центр, как и предполагалось, был назван информационно-культурным. После утверждения Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в России было решено переименовать ИКЦ в ИБЦ.

Школьный информационно-культурный центр стал работать как центр социальной активности. Конечно, он продолжал реализовывать все библиотечные функции, включая работу по приобщению школьников к чтению. Однако эта работа уже проводилась в связке учителей-предметников, прежде всего литераторов, и заведующего библиотекой (ИКЦ в своем составе имел две должности — заведующего библиотекой и библиотекаря). По сути ИКЦ оказывал информационную и методическую поддержку внеурочной деятельности учителей, занимающихся приобщением к чтению, дополнительному литературному образованию, патриотическому воспитанию.

 

 

В компьютерных классах ИКЦ школьники и педагоги осваивали новые технологии для реализации образовательного процесса. Постепенно эти классы превратились в компьютерный центр, где ученики изучали сначала курс «Информационная культура», а потом курс «Информатика». Педагоги проходили внутренние курсы по использованию информационных технологий, участвовали в интернет-конкурсах и других дистанционных мероприятиях.

Через пять лет после открытия ИКЦ в его составе появился проектный центр. Мы понимали, что проектная деятельность имеет значительные возможности для формирования и развития личностных качеств, востребованных в современных условиях как у педагогов, так и у обучающихся. Позже, в образовательных стандартах также появились требования к наличию проектных умений у школьников.

С 2008 года в ИКЦ были организованы семинары, где педагоги обучались по тематике управления проектным циклом. Группа за группой обучение прошли практически все педагоги школы. Интернет-зона центра также оказалась на передовой в области освоения проектного метода.

Преподаватели информатики школы организовали и провели занятия с учителями по девяти направлениям.

В течение трех лет в школе было реализовано 18 проектов в рамках программы Intel «Обучение для будущего» «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века».

Классификация реализуемых проектов отражает их направленность на развитие определенной сферы личности и соотносится с возрастными особенностями обучающихся. Так, проекты, связанные с эмоционально-волевой сферой, реализуются на уровне начального общего образования. Проекты, поддерживающие мотивационно-ценностную сферу, характерны для уровня основного общего образования. Операционно-деятельностная сфера личности задействована в проектах, предназначенных для уровня среднего общего образования.

 

 

Проекты бывают локальные, выполняемые в одном классе, и общешкольные, комплексные. Например, мегапроект «800 фактов о Нижнем Новгороде» был реализован в виде подпроектов, начиная с начальных классов — фотопроект «Мой любимый уголок в Нижнем Новгороде» и заканчивая старшими классами, участвовавшими в подпроекте «Научный Нижний». Об этом проекте, посвященном 800-летию родного города, мы уже рассказывали на страницах журнала (№ 4, 2021).

В 2018 году в информационно-культурном центре появилась новация — зона Wi-Fi, предназначенная для свободного выхода с мобильных устройств в интернет-пространство. Эта зона была задействована для реализации проектов, связанных с энциклопедическим образованием. Так появились «Встречи в зоне Wi-Fi» — «встречи» с выдающимися личностями. Первым событием этой серии оказалось «знакомство» с Альбертом Эйнштейном. Каждый класс подготовил короткое сообщение об этом известном ученом, в самой зоне организовали небольшую выставку об Эйнштейне, подкрепленную множеством электронных документов, на которые можно было попасть, подключившись к интернет-связи.

В 2021 году была организована «встреча» с известным ученым и политическим деятелем Петром Алексеевичем Кропоткиным, 100-летие со дня смерти которого в городе Дмитров Московской области отмечалось в прошлом году.

Школьный музей со сменной экспозицией разместили в холле перед парадным входом в информационно-библиотечный центр. Он стал как бы преддверием и частью центра. Экспозиции музея ежегодно меняются и представляют собой «Историю обыкновенной вещи». Создание и использование такой музейной экспозиции — это большой общешкольный проект, связанный с деятельностью библиотеки. Педагог-библиотекарь совместно с учителем истории становится руководителем реализации этого проекта.

Каждый класс по выбранной музеем теме собирает информацию, выпускает тематический бюллетень, приносит экспонаты. После создания экспозиции разрабатывается театрализованная экскурсия и организуются ознакомительные экскурсии по классам.

Театрализация — еще одно направление в развитии ИБЦ школы. Педагог-библиотекарь несколько лет возглавляет театральную студию «Возрождение» при ИКЦ (ИБЦ). Театрализация приобщает школьников к чтению, обогащает их эмоциональную сферу, формирует коммуникативные умения, повышает интеллектуальный уровень.

Школьный театр «Возрождение» (https://р52.навигатор.дети/program/31277-vozrozhdenie) участвует в различных конкурсах, где занимает призовые места. В своих спектаклях и литературно-музыкальных постановках театр обращается к темам, тесно связанным с историей нашей страны и Нижегородского края. Ребята узнавали о Сергии Радонежском, об основателе Нижнего Новгорода Георгии Всеволодовиче, об Александре Невском и Кузьме Минине, о Ф. М. Достоевском, С. А. Есенине и других. Множество постановок посвящено защитникам Отечества в различные эпохи нашей истории.

Театральная деятельность в школе непосредственно связана с деятельностью библиотеки, выполняет те же задачи. Поэтому вполне логично, что школьный театр находится в составе ИБЦ.

 

 

Но вернемся к музейной деятельности. В 2017 году при ИБЦ школы был открыт интерактивный музей «35-е измерение». Концептуально музей опирается на интерактивные технологии, дающие возможность общения как с помощью цифровых инструментов, так и с помощью более традиционных экскурсий, мастер-классов, индивидуального изучения экспонатов. За пять лет работы музея было организовано более десяти выставок с использованием современных форм работы. В 2021/2022 учебном году в музее создана выставка «Окно в СССР», целью которой является формирование ценностного отношения учеников к советским достижениям науки и техники, быта. Экскурсанты являются вовлеченными участниками самой экскурсии. Им предлагается поработать с советской фототехникой, аудиопроигрывателями и другой аппаратурой. А экскурсоводы используют одежду времен, о которых идет речь (например, солдатская шинель при рассказе о Великой Отечественной войне). Краеведческие работы, выполненные в стенах школы, также остаются в цифровом виде в интерактивном музее.

Деятельность музея при ИБЦ школы неоднократно приносила победы в конкурсах школьных музеев.

Подводя итоги, можно сказать, что школьная библиотека претерпела существенные трансформации в своей структуре и содержании деятельности. Сначала библиотека превратилась в информационно-культурный центр — центр социальной активности школы. Далее в этом центре появились компьютерный центр, проектный центр, театральная студия «Возрождение», интерактивный музей «35-е измерение». После утверждения Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Российской Федерации название изменилось на ИБЦ, он стал стажерской, а затем и инновационной площадкой Нижегородского института развития образования. Это действительно центр внеурочной деятельности, вносящий существенный вклад в образовательный процесс школы (www.school35-nn.ru).

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм