Движение»: современный подход к проблеме физического воспитания детей с нарушениями зрения
Н. А. УГРЮМОВА, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО |
Физическое воспитание детей должно обеспечить гармоничное формирование организма, повышение сопротивляемости неблагоприятным воздействиям и расширение функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и прочее).
Л. Ф. Касаткин утверждает, что «в процессе всесторонней подготовки детей с нарушениями зрения важнейшую роль играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной учебной и трудовой деятельности» [3].
Любое нарушение зрительных функций ставит перед человеком проблему адаптации в современном обществе, что, безусловно, связано с необходимостью освоения жизненно необходимых навыков и умений.
Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:
– меньшая подвижность;
– нечеткость координации движений;
– снижение темпа выполнения движений;
– уменьшение ловкости;
– нарушение ритмичности;
– появление неточности движений;
– трудности при ориентировке в пространстве;
– сложности при выполнении движений на равновесие.
Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей с нарушениями зрения. Следовательно, нужна профилактическая и коррекционная работа, направленная на нормализацию двигательных действий. Эта работа должна иметь комплексный характер, то есть оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития [4].
Характеризуя физическое развитие учащихся с нарушением зрения, многие специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии, в том числе доктор педагогических наук, профессор Л. С. Сековец, отмечают, что потеря или нарушения зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика в принципе сохраняется, уровень развития значительно отстает от нормы. Дети с патологией зрения часто отстают в росте и в весе от своих зрячих сверстников.
Также потеря зрения сказывается на отставании детей в выносливости, гибкости, ловкости, координации и точности движений, в показателях физической подготовленности, развитии основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метаний). Существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее страдающего в своем развитии вследствие зрительного дефекта.
Значительно снижены функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, особенно после выполнения различных физических нагрузок.
Также недостаточное физическое развитие, слабость мышечного корсета приводят к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов, кифозов, развитию плоскостопия [2].
Доступные средства адаптивной физической культуры, как ни один другой вид деятельности, приобщают детей к здоровому образу жизни, что в настоящее время является чрезвычайно актуальным. Адаптивная физкультура дает возможность развивать и совершенствовать не только двигательную активность, но и социальную. Педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения, отмечают, что хорошая физическая подготовленность способствует росту коммуникаций и познавательной деятельности, повышает самооценку ребенка, его саморегуляцию, помогает развитию мыслительных процессов, а также социальной адаптации в обществе нормально видящих сверстников.
Преподаватели кафедры общей и специальной психологии Нижегородского института развития образования на протяжении многих лет тесно взаимодействуют и сотрудничают с педагогами Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Мы рады, что именно на базе этой школы-интерната открылся адаптивный спортивный клуб «Движение» — добровольное общественное объединение обучающихся, педагогов и родителей.
Как сказала министр образования и науки Нижегородской области Ольга Петрова, «школьный спортивный клуб "Движение" создан в целях организации спортивно-массовой работы с обучающимися школы, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность по зрению, привлечения их к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни, организации активного отдыха, повышения уровня физического развития» [5].
Спорт на всем протяжении истории Всероссийского общества слепых всегда занимал особое, в чем-то даже исключительное, место. Никто не будет отрицать, что незрячим тоже нужны здоровье, сила, ловкость, смелость, точность, координация движений, ориентировка в пространстве. Все эти качества, навыки и умения развиваются, воспитываются и совершенствуются благодаря физической культуре и спорту. Именно поэтому важно вовлекать слепых и слабовидящих в регулярные занятия спортом и начинать приобщать их к занятиям физкультурой и спортом с самого раннего возраста.
Изменилось отношение к инвалидному спорту и со стороны государства. Сегодня важнейшими в системе мер социальной защиты инвалидов становятся ее активные формы, и наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.
Развитие массовой физкультуры и спорта среди инвалидов по зрению, работа с детьми-инвалидами в нашей стране являются сегодня приоритетной задачей Федерации спорта слепых. В настоящее время около 100 тысяч инвалидов по зрению, в том числе дети и подростки, занимаются физической культурой и спортом в 64 региональных отделениях Федерации спорта слепых. Этому способствует и популярность спорта в мире в целом. Можно только приветствовать создание адаптивного спортивного школьного клуба «Движение», который будет способствовать формированию у детей с проблемами зрения здорового образа жизни. Создание этого клуба выводит школу на новый уровень работы с детьми. Клуб позволит ребятам профессионально тренироваться и стать резервом для сборных области и страны по спорту слепых (голбол, мини-футбол).
Кроме того, создание школьного спортивного клуба «Движение» продолжает глубокие исторические традиции спортивного движения для людей с инвалидностью и проблемами по зрению. Такое движение возникло в нашей стране достаточно давно — это свидетельствует о том, что незрячие люди стремились к полноценной жизни, и общество помогало им в этом.
Предлагаю небольшой экскурс в российскую историю развития спорта людей с нарушением зрения.
Начало физического воспитания слепых в России восходит к 1881 году, когда в стране было создано благотворительное общество «Мариинское Попечительство для призрения слепых», а с 1888 года — «Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых». Создателем и первым председателем Совета Попечительства был известный государственный и общественный деятель России статс-секретарь Константин Карлович Грот (1815—1897). Попечительство распространило свою деятельность на всю территорию Российской империи. Им было открыто 23 училища для слепых детей, главным из которых являлось Александро-Мариинское училище в Санкт-Петербурге. Почти сразу же во всех вновь открываемых учебных заведениях вводятся не только обучение ремеслам, музыке, но и занятия физкультурой.
В 1872 году на работу во врачебно-гимнастическое общество поступил врачом-консультантом Петр Францевич Лесгафт. Здесь он впервые серьезно заинтересовался вопросами теории и практики физического образования. Именно во врачебно-гимнастическом обществе П. Ф. Лесгафт познакомился с К. К. Гротом. По предложению Грота в 1886 году он принял на себя руководство занятиями по физкультуре с детьми в петербургском училище слепых. Им был разработан специальный курс гимнастических занятий и игр, соответствующий физическим и психическим особенностям слепого ребенка. Эти занятия довольно быстро дали свои плоды. В детях стало проявляться оживление. Они полюбили введенные профессором Лесгафтом подвижные игры. Особой же симпатией слепых детей пользовались игры со звучащим мячом, составляющие последовательно усложняющуюся систему. Каждую свободную минуту они с большим удовольствием играли с этим мячом. В следующем году профессор Лесгафт, помимо занятий с детьми, занялся подготовкой учителей физкультуры для училищ Мариинского Попечительства.
Физическое воспитание в училищах Мариинского Попечительства было направлено на подготовку учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Гимнастические упражнения, разного рода игры способствовали накоплению физической силы, развитию ловкости и мыслительной деятельности, ориентированию в пространстве. Такая система подготовки называлась «шведской гимнастикой». Никаких соревнований среди слепых в нашей стране в дореволюционное время не проводилось, так как соревновательная или, как она тогда называлась, «сокольская гимнастика» начинает развиваться в России только в самом конце XIX — начале XX века.
В ноябре 1917 года деятельность всех благотворительных организаций, в том числе Попечительства о слепых, прекратилась. Учебно-воспитательные заведения для слепых детей в первые годы Советской власти оказались в крайне тяжелом положении.
К середине 1930-х годов физкультура и спорт активно и широко внедрялись государством в повседневную жизнь граждан. На этом фоне и Всероссийское общество слепых (ВОС) начинает все более активно развиваться в данном направлении. К тому же проблемы развития физкультуры незрячих впервые ставятся на государственном уровне. Высшим советом физической культуры (ВСФК) при ЦИК СССР подготовлена директива от 20 ноября 1934 года «Всем республиканским и краевым Советам физической культуры об оказании практической помощи в работе по физкультуре среди слепых».
Практически сразу после окончания Великой Отечественной войны и возвращения школ из эвакуации в развитии физического воспитания незрячих детей начинается новый этап. В послевоенные годы единственными учреждениями, где занятия физической культурой и спортом проводились систематически, были институты слепых детей (с 1948 года — школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей со средним образованием). К началу 1950-х годов выделился целый ряд школ-интернатов, в которых физическое воспитание незрячих было поставлено на высокий профессиональный уровень. Особо выделяются в этом ряду следующие школы-интернаты: Ленинградская городская (учитель физкультуры Н. Н. Шеповальников), Молотовская (учитель физкультуры А. И. Фоминых), Горьковская (учитель физкультуры В. Н. Цветков), Кисловодская (учитель физкультуры П. В. Боровков), Куйбышевская (учитель физкультуры П. Н. Юрков), Костромская (учитель физкультуры И. Г. Каляев), Ростовская (учитель физкультуры А. А. Сагакова), Свияжская (учитель физкультуры С. И. Приточкин). Одной из самых сильных школ была Московская городская школа-интернат № 1 (учитель физкультуры Л. Б. Самбикин).
Середина 1950-х годов — период взлета и расцвета физкультуры в школах-интернатах для слепых детей. Отличительной чертой этого времени является тесная связь ВОС со школами-интернатами, более того, Общество опирается на их опыт работы в области физического воспитания.
В 1960—1970-х годах физическая культура и спорт во Всероссийском обществе слепых становятся по-настоящему массовыми, прочно войдя в жизнь незрячих. Проводятся различные соревнования как внутри страны, так и международные.
В школах-интернатах, кроме двух уроков физкультуры в неделю, регулярно проводятся утренняя гимнастика, подвижные игры на переменах, физкультпаузы на уроках, внеклассные занятия в группах общей физической подготовки. Во многих школах работают спортивные секции, где, помимо учеников, продолжают заниматься и выпускники.
1970—1980-е годы — это время, когда участие спортсменов Всероссийского общества слепых в международных соревнованиях незрячих атлетов становится традиционным. Спорт незрячих из разряда любительского переходит в профессиональный. Для поддержания высокого уровня выступлений на международных соревнованиях Совету по физкультуре и спорту при Центральном правлении ВОС предстояло наладить на местах круглогодичную, планомерную и целенаправленную подготовку ведущих спортсменов, а также заняться подготовкой молодой спортивной смены.
Однако ко второй половине 1980-х годов в Обществе наметился и целый ряд проблем. Лишь в немногих школах-интернатах преподавание физкультуры остается на таком уровне, что позволяет их выпускникам выступать на соревнованиях высокого ранга. В целом ряде правлений, на учебно-производственных предприятиях ВОС, в домах культуры и клубах наметилась тенденция упадка массового интереса к физкультурно-спортивным мероприятиям, к проведению производственной гимнастики, спортивных вечеров и т. п. Не везде работают кабинеты здоровья и спортивные площадки, не хватает общественных инструкторов.
В 2013 году исполнилось 25 лет участия спортсменов ВОС в Паралимпийских играх, и на каждых из них наши атлеты показали выдающиеся достижения, установили мировые и паралимпийские рекорды. Выпускник Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната 2019 года Сергей Гавриков, будучи еще учеником школы, являлся членом паралимпийской сборной России.
Создание таких школьных спортивных адаптивных клубов, как «Движение», будет способствовать тому, что дети с ограниченными возможностями здоровья захотят не только заниматься спортом, но и воспитывать в себе целеустремленность, волю; не только покорять спортивные вершины, но и стремиться занять достойное место в жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптивный спортивный клуб открылся при школе-интернате для слепых детей // Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области : [сайт]. — URL: https://minobr.government-nnov.ru/?id=296365 (дата обращения: 16.09.2022). — Текст, изображение : электронные.
2. Азарян, Р. Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников / Р. Н. Азарян. — Москва, 1989. — 103 с.
3. Касаткин, Л. Ф. Особенности физического развития школьников с глубоким нарушением зрения / Л. Ф. Касаткин // Мышечная деятельность детей в норме и патологии. — Горький, 1974. — С. 65—67.
4. Ростомашвили, Л. Н. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения /
Л. Н. Ростомашвили // Актуальные проблемы специального образования. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 29—32.
5. Сековец, Л. С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями зрения : монография / Л. С. Сековец. — Нижний Новгород : Вектор-ТиС, 2008. — 440 с.
6. Федерация спорта слепых — путь к вершинам : [сайт]. — URL: fss.org.ru (дата обращения: 16.09.2022). — Текст, изображение : электронные.
Практика школьного воспитания № 4, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: