Школьный информационно-библиотечный центр: из мечты в реальность

Е. В. ЛЬВОВА, руководитель ИБЦ ГБОУ «Лицей-интернат "Центр одаренных детей"»

Нижнего Новгорода

 

Центр одаренных детей (ЦОД) Нижнего Новгорода — образовательная организация, в которой многолетние традиции ориентированы на достижение академической успешности лицеистов. ЦОД — это большое количество одаренных и талантливых учеников, высокий уровень профессиональных знаний педагогов, возможность сотрудничества с профессорско-преподавательским составом ведущих вузов региона.

Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий. В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании, где библиотеке отводится центральное место. В связи с этим назрела необходимость трансформации библиотеки в информационно-библиотечный центр (ИБЦ). А это не просто смена вывески при входе: поменялись цели, расширились функции и задачи школьной библиотеки.

Библиотека ЦОД создавалась как книгохранилище с читальным залом, куда можно было прийти и взять книгу. С этим была связана традиционная планировка: абонемент, читальный зал, помещение для хранения литературы, в том числе учебной, а также множество книжных стеллажей и узкие проходы между ними. Опираясь на концепцию развития ШИБЦ, сотрудники нашей библиотеки разработали свою модель информационно-библиотечного центра (ИБЦ) как образовательной среды для формирования информационной культуры, вмещающей в себя элементы таких содержательных моделей, как SMART-библиотека, библиотека — центр коммуникаций, стартап-библиотека.

Первоочередная задача, которая стояла перед библиотекарями, — создать многофункциональное пространство без стереотипов по организации зоны с открытым доступом к интеллектуальным ресурсам на всех носителях информации. Для реализации этой задачи были переоборудованы помещения и выделены новые зоны. Например, кабинет заведующей библиотекой превратился в зону рекреации; холл переоборудован в зону по профориентации; в отделе обслуживания выделены презентационная зона, зоны для индивидуальной, коллективной работы, а в «красном углу» почетное место занял планетарий.

В 2020 году благодаря федеральной программе «Успех каждого ребенка», полученному от «Рыбаков Фонда» гранту, активной поддержке администрации лицея были приобретены: цифровой планетарий, десять моноблоков, 30 ноутбуков, информационный киоск, интерактивная доска, АИБС (автоматизированная информационная библиотечная система) ИРБИС 64+ и RFID-оборудование. Можно сказать, что именно с этого момента началось преобразование библиотеки в современный информационно-библиотечный центр.

С сентября 2021 года на абонементе ИБЦ библиотечное обслуживание производится на основе автоматизированной выдачи документов. На рабочем компьютере библиотекаря установлена программа ИРБИС 64+, в которую входят автоматизированное рабочее место (АРМ) «Каталогизатор» и АРМ «Книговыдача». В АРМ «Каталогизатор» формируются база данных (БД) читателей и электронный каталог (ЭК).

Электронный каталог — главный информационный ресурс ИБЦ — представляет собой комплекс взаимосвязанных баз данных. В состав ЭК включены БД «Книги», БД «Систематическая картотека статей». Читатель, для которого фонд библиотеки открыт, выбирает необходимый документ, подходит с ним к рабочему месту библиотекаря, прикладывает свой электронный читательский билет к считывателю, и на мониторе компьютера появляется электронный читательский формуляр пользователя. Библиотекарь устанавливает курсор в нужное поле (книговыдача или возврат), после этого книгу прикладывают к другому считывателю, который предназначен для идентификации RFID-метки. Процесс книговыдачи завершен.

При внедрении автоматизированной книговыдачи перед сотрудниками ИБЦ стояли следующие задачи:

– обучение сотрудников;

– подготовка фонда (организовать открытый доступ);

– создание электронного каталога, электронной картотеки статей СКС — систематической картотеки статей (важно было правильно установить RFID-метку, а потом идентифицировать ее с помощью считывателя, чтобы избежать ошибок при книговыдаче).

Переход на автоматизированную книговыдачу позволил повысить качество библиотечного обслуживания, его оперативность, снизить трудозатраты, уменьшить число операций, выполняемых библиотекарем. Например, для оформления электронного читательского билета вновь поступившим лицеистам используется информация, введенная во время работы приемной комиссии и переданная в ИБЦ. Сотруднику ИБЦ требуется заполнить только некоторые поля в БД «Читатель», а АРМ «Книговыдача» обладает множеством возможностей, которые упрощают работу по ведению библиотечной статистики, проверке списка должников и других операций.

Благодаря оперативности и продуктивности процесса книговыдачи увеличилась пропускная способность, практически исчезли очереди. Кроме того, можно с уверенностью говорить о повышении привлекательности отдела в глазах читателей.

Однако при внедрении автоматизированной книговыдачи была сохранена и традиционная выдача изданий. Это связано с тем, что еще не весь фонд занесен в электронный каталог и соответственно RFID-метки на эти книги не наклеены. Кроме того, процесс автоматизированной книговыдачи пока не до конца освоен сотрудниками ИБЦ, поэтому сложно избежать ошибок и трудностей при ее применении, которые мы пытаемся исправлять по мере возникновения.

Перед началом 2021/2022 учебного года предварительно был подготовлен основной фонд абонемента. Книги из читального зала и абонемента объединены в единый фонд для более удобного поиска источников. В фонде открытого доступа произведено зонирование. Учитывая психологию зрительного восприятия книг читателями, выделили ближнюю зону, где находятся документы повышенного спроса (новая, «модная», популярная литература), среднюю зону, где собраны документы, составляющие ядро фонда, и дальнюю зону, куда попадают документы редкого или единичного спроса (например, краеведение).

Для ориентировки в фонде открытого доступа кроме полочных (книжных) разделителей установлены дополнительные знаки навигации: заголовки и надписи на стеллажах, формы малой библиографии, библиотечная реклама.

В рамках федеральной целевой программы развития образования учащимся ЦОД с компьютеров локальной сети доступны ресурсы Национальной электронной библиотеки и предоставлен доступ для бесплатного чтения на портале «ЛитРес». Для работы с информационными ресурсами используются десять моноблоков и 30 ноутбуков.

Информационно-библиотечный центр на пути к формированию положительного имиджа строит свою работу интегрированно, осуществляя творческое взаимодействие с организациями образования и культуры Нижегородской области. Среди них — Русский музей фотографии, МБУК «Государственный ордена Почета музей А. М. Горького», Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека имени В. И. Ленина, Центральная районная библиотека им. 1 мая (ЦБС Сормовского района), Центральная городская детская библиотека им. А. М. Горького, МБУДО «Детская художественная школа № 3».

Каждую четверть выставочное пространство украшается новыми тематическими передвижными выставками из фондов музеев-партнеров. На основании договора о сотрудничестве между Центром одаренных детей и библиотеками районного и городского уровней организован межбиблиотечный абонемент. Обменно-резервный фонд НГОУНБ

им. В. И. Ленина по запросу и предварительному заказу передает книги в дар.

Информационно-библиотечный центр сегодня является составной частью учебно-воспитательного процесса, способствующей реализации информационной, культурной

и образовательной функций, местом соединения обучения, познания, воспитания культуры и толерантности, получения информации, исполнения общественной деятельности.

 

Практика школьного воспитания № 4, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм