Игра «Кругосветное путешествие»
Т. Л. ЗАМЫСЛОВА, учитель физической культуры МБОУ «Школа № 11» г. Сарова |
Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер. Участвуя в ней, школьники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Как известно, квест сплачивает детский коллектив, создает атмосферу эмоционального комфорта и увлеченности.
Цель: популяризация физической культуры и географии, как научных дисциплин и школьных предметов, через внеклассное мероприятие.
Задачи:
– Создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей.
– Стимулирование познавательного интереса учащихся к предметам «География», «Физическая культура», повышение интереса к их изучению.
– Расширение связи географии и физической культуры с другими школьными дисциплинами через творческие задания.
– Формирование активной жизненной позиции учащихся.
– Сплочение школьного коллектива.
Форма проведения: квест.
Место проведения: несколько учебных кабинетов и спортивный зал школы.
Участники: ученики 5—7-х классов (две—три команды по 6—10 человек)
Оборудование: карточки с ребусами (5 шт.), стихотворение К. И. Чуковского «Айболит» (напечатанное на бумаге и разрезанное по строчкам), лист формата А4 с вопросами по теме «Африка», атлас по географии (5—7 класс), картинки с изображениями растений, животных, природных объектов материков Южная и Северная Америка (по 3 шт. каждого), отдельные буквы для составления слова «география», разрезанная на произвольные фрагменты карта материка Австралия, кроссворд (для каждой команды), компас, бумага и книга, карточки с названием столиц Олимпийских игр (16 штук), изображения цветных олимпийских колец (нарезаны по количеству команд), маршрутные листы для каждой команды.
Квест-игра предусматривает возможность найти ответы на вопросы в интернете. Для этого в помощь подготовлена информация, которую ученики используют при выполнении игры. В итоге на поиск необходимых ответов требуется меньше времени.
Каждый ответственный на этапе педагог готовит дидактические материалы самостоятельно.
Подготовительная работа:
– раздать роли;
– назначить и подготовить места для организации остановок в игре;
– провести инструктаж;
– выдать необходимые материалы;
– назначить ведущего игры и т. д.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие. Путь ваш будет сложным, но интересным.
В пути вам предстоит сделать несколько остановок, чтобы выполнить задания. Выполняя задания, вы будете получать подсказки, которые укажут вам направление вашего дальнейшего движения, а также один из элементов известной эмблемы, которую вам предстоит собрать на последнем этапе. Выиграет команда, которая справится со всеми заданиями быстрее других.
Любой бывалый путешественник скажет вам, что такое долгое путешествие может быть полно неожиданностей и сюрпризов. А чтобы успешно справиться с трудностями, будьте внимательными, смелыми, ловкими и дружными.
Для того чтобы совершить путешествие, нужно разделиться на команды. Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.
Деление участников игры на команды и представление самих команд.
Ведущий: Путешествие будет состоять из шести этапов-остановок, на каждом из них предлагаются задания, которые вам нужно выполнить. Итак, мы отправляемся в путь!
Ведущий:
Век двадцать первый крут и сложен,
он обжигает горячо.
Но Апокалипсис отложен —
чего же, братцы, ждать еще?
Пойдем искать по белу свету
то место, где пока нас нет,
Покрутим ножками планету,
которой много, много лет.
Да мало ль мест на этом свете,
где мы мечтали побывать!
Мир слишком сер без путешествий.
Начнем дороги открывать…
Командам выдаются маршрутные листы, где указана последовательность прохождения игры.
Остановка «Европа»
Участники одной из команд направляются в кабинет английского языка.
Ведущий остановки: Этот континент часто называют Старым Светом. Вы, наверное, догадались, как называется наша первая остановка? Правильно, Европа.
Участники разгадывают ребусы по теме «Европа».
– Гамбург занимает первое место среди городов Европы по количеству...
(мост)
(http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&skip=2&mode=1&slovo=%CC...)
– Французы имеют самый большой показатель в Европе по употреблению этого продукта.
(хлеб)
(http://kvestodel.ru/generator-rebusov)
– Самая гористая страна Европы.
(Испания)
(http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&skip=0&mode=1&slovo=%C8...)
– Какая страна Европы находится на полуострове в виде сапога?
(Италия)
(http://kvestodel.ru/generator-rebusov)
– Самый старый рождественский рынок в Швеции называется…
(ярмарка)
(http://kvestodel.ru/generator-rebusov)
Если все ребусы разгаданы верно, то команда получает картинку с изображением олимпийского кольца голубого цвета.
Ведущий остановки: Теперь, чтобы продолжить путь, из первых букв разгаданных ребусов необходимо составить слово. (Дети составляют слово «химия».) Ваш дальнейший путь лежит к месту изучения химии.
Остановка «Африка»
На двери учебного кабинета — табличка «Химия».
Ведущий остановки: Рады вас приветствовать на нашем континенте! А где вы оказались, постарайтесь угадать. На столе лежат листы с разрезанным текстом стихотворения, которое и надо составить.
Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо.
Ведущий: Кто написал это стихотворение? (Корней Чуковский) Как оно называется? (Айболит) Куда и зачем отправился главный герой? (в Африку, лечить заболевших зверей)
Теперь вам надо ответить на вопросы по теме «Африка».
При ответе на вопросы можно взять подсказку: либо найти ответ в интернете, либо воспользоваться атласом.
1. Самая большая пустыня в мире. (Сахара)
2. Как называются самые крупные обезьяны в мире и где они водятся? (гориллы, тропические леса)
3. Самые низкорослые жители на планете. (пигмеи)
4. Назовите животное с самой длинной шеей. (жираф)
5. Самое крупное дерево в Африке. (баобаб)
6. Мореплаватель, первым обогнувший Африку. (Васко да Гама)
7. Назовите самое быстрое животное, развивающее скорость до 120 км/ч. (гепард)
8. Одно из древнейших государств Африки. (Египет)
9. Самая длинная река в мире. (Нил)
10. Какое озеро в Африке самое длинное? (Танганьика)
11. Самый большой полуостров Африки, по форме напоминающий рог носорога. (Сомали)
12. Назовите море, разделяющее Африку и Азию. (Красное)
13. Самая большая по площади страна Африки. (Алжир)
14. Назовите самого крупного родственника свиньи. (бегемот)
15. Река, на которой находится водопад Виктория. (Замбези)
Если все ответы верны — команды получают картинку с изображением олимпийского кольца черного цвета.
Чтобы понять, куда двигаться дальше, подумайте, что общего между ответами, которые вы получили на вопросы 2, 3, 4, 7, 14. (Это живые существа.) Ваша следующая станция — кабинет биологии.
Остановка «Америка»
Находится в учебном кабинете, где на двери — надпись «Биология».
Ведущий остановки: Здравствуйте, участники путешествия, рады приветствовать вас на нашем континенте! Внимание, загадка!
Съесть картофеля с томатом,
трубку мира покурить
и с индейцем, словно с братом,
пирамиды посетить...
Удалось Колумбу разом,
заблудившись по пути.
Континент вы назовите,
чтоб на глобусе найти...
Участникам предлагаются картинки с изображением:
– растений (https://ecoportal.info/rasteniya-severnoj-ameriki/);
– животных (https://ecoportal.info/zhivotnye-severnoj-ameriki/);
– природных объектов Южной и Северной Америк (https://turizm.mirvokrugnas.com/1753657721706776965/15-prirodnyh-dostopr...).
Можно пользоваться поиском картинок в интернете.
Если все названо правильно, команды получают картинку с изображением олимпийского кольца красного цвета.
Ведущий остановки: А теперь для дальнейшего движения вам надо составить слово из букв И, Ф, А, Р, Е, Я, Г, О, Г. (география)
Остановка «Австралия»
Команда направляется в кабинет географии.
Ведущий остановки: Приветствуем вас на самом необычном континенте планеты!
Она располагается под нами.
Там очевидно ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады.
Там в декабре, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды.
Они в пустыне протекают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры.
О каком материке говорится в стихотворении Галины Усовой? (Австралия)
Командам предлагается из разрезанных кусочков атласа сложить карту материка Австралия.
Если задание выполнено правильно, то команда получает картинку с изображением зеленого олимпийского кольца.
Ведущий остановки: Куда идти дальше? Решите кроссворд (http://spisok-literaturi.ru/generator-crossvordov-online-result.html) и узнаете ответ.
По горизонтали: 2. Живой символ Австралии. 4. У него хвост бобра, тело выдры, клюв птицы. 5. Австралийский водопад.
По вертикали: 1. Крупнейший остров Австралии. 2. Самая большая рептилия на Земле. 3. Австралийская пустыня. 6. Австралийский еж.
Из выделенных букв составьте слово — это и есть подсказка, куда двигаться дальше. (история)
Остановка «Азия»
На двери учебного кабинета написано «История».
Ведущий остановки: Приветствуем вас, участники путешествия!
Эта страна подарила миру великие изобретения, которые мы используем до сих пор. Посмотрите на них (на столе лежат компас, бумага, книга). Как вы думаете, о какой стране идет речь и в какой части света она находится? (Ответы участников — Китай, Азия.)
– В какой азиатской стране Олимпийские игры проходили четыре раза? (Япония)
– Выберите карточки с японскими городами — столицами олимпиад.
– Выберите оставшиеся столицы Олимпийских игр азиатских стран. Назовите эти страны Азии. (Сеул — Южная Корея, Пекин — Китай, Пхенчхан –Южная Корея)
Если задание выполнено правильно, то участники получают картинку с изображением олимпийского кольца желтого цвета.
Ведущий остановки: Теперь ваш путь лежит туда, где можно бегать.
Остановка «Итоговая»
(«Олимпийская»)
Находится в спортивном зале, где финишируют все команды.
Ведущий игры: Наше кругосветное путешествие завершается здесь, в спортивном зале. А как называется наша последняя остановка? Вы сможете догадаться, если определите, что за разноцветные кольца у вас в руках. Их пять, и все они являются частью знаменитой эмблемы. Ваша задача — составить эту эмблему и пояснить, что она означает. Можно воспользоваться дополнительными подсказками.
В качестве подсказок ведущий предлагает вопросы:
– Что является символом Олимпийских игр? (пять цветных колец)
– Что они означают? (пять континентов нашей планеты)
– Какие континенты обозначает каждое из колец? (Австралия — зеленое, Азия — желтое, Европа — голубое, Африка — черное, Америка — красное)
– Какие еще олимпийские символы вы знаете? Где и когда будет проходить следующая Олимпиада?
Подведение итогов
Собрав символ Олимпийских игр и ответив на вопросы, организаторы фиксируют время прохождения маршрута каждой командой. Итоги игры вывешиваются на новостной доске утром следующего дня.
Эту игру, проведенную в школе № 11 г. Сарова, и ее итоги можно посмотреть на моем персональном сайте учителя (http://zam-sport11.ucoz.ru/news/krugosvetnoe_puteshestvie/2018-11-04-339).
ЛИТЕРАТУРА
1. История олимпийских игр [Электронный ресурс]. — URL: http://olimp-history.ru/ (дата обращения: 28.07.2022). — Текст, изображение : электронные.
2. Маслова, Г. В. Викторина [Электронный ресурс] / Г. В. Маслова. — URL: https://www.uchportal.ru/publ/25-1-0-7330 (дата обращения: 28.07.2022). — Текст, изображение : электронные.
3. Селезнева, И. А. Образовательный квест как педагогическая технология [Электронный ресурс] / И. А. Селезнева. — URL: https://infourok.ru/statya-obrazovatelnyj-kvest-kak-pedagogicheskaya-teh... (дата обращения: 28.07.2022). — Текст, изображение : электронные.
4. Усова, Г. Австралия — страна наоборот [Электронный ресурс] / Г. Усова. — URL: http://www.litkarta.ru/world/australia/library/usova-avstralija-strana-n... (дата обращения: 28.07.2022). — Текст, изображение : электронные.
5. Хорошие стихи о путешествиях [Электронный ресурс]. — URL: https://otebe.info/stihi/stihi-pro-travel.html#ixzz472tPAmU3 (дата обращения: 28.07.2022). — Текст, изображение : электронные.
Практика школьного воспитания № 4, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: