«Взвейтесь кострами, синие ночи...»
Г. А. УТЕНКОВА, учитель начальных классов МБОУ «Ардатовская средняя школа № 2 им. С. И. Образумова» |
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы пионеры — дети рабочих.
Близится эра светлых годов,
Клич пионера: «Всегда будь готов!»
Все мальчишки и девчонки Советского Союза знали слова этого пионерского гимна, которые написал поэт Александр Жаров. Каждый школьник хотел носить гордое звание «пионер». Это надежный товарищ, он уважает старших, заботится о младших и всегда поступает по совести и чести.
В школе № 2 я начала работать 16 августа 1979 года после окончания Арзамасского ГПИ им. А. П. Гайдара. Один год проработала пионервожатой.
Наша пионерская дружина носила имя И. В. Зуева. Иван Васильевич был военным комиссаром, погиб во время Великой Отечественной войны. На улице, которая носит его имя, стоит сейчас наша школа. На этой же улице жила жена комиссара Екатерина Ивановна Зуева. Много раз приходила она к нам на классные часы, пионерские сборы. Интересно Екатерина Ивановна рассказывала о жизни Ивана Васильевича, показывала сохранившиеся фотографии.
Однажды наша пионерская дружина отправилась в поход, посвященный военному комиссару И. В. Зуеву. Несмотря на уже преклонный возраст, Екатерина Ивановна тоже пошла с нами. Затаив дыхание, ребята и взрослые слушали ее рассказ. А потом был огромный костер, и все мы пели песни — пионерские, военные. Поступок Екатерины Ивановны стал для моих ребят примером мужества, преодоления себя.
Зимой устраивали лыжные соревнования между отрядами.
Летом я работала вожатой в пионерском лагере «Озерный». Ребята участвовали в разных конкурсах и спортивных соревнованиях, занимались художественной самодеятельностью, учились играть на горне и барабане, купались в озере, приводили в порядок территорию лагеря. Скучать было некогда! Сейчас я понимаю, что это было действенным методом воспитания подрастающего поколения, методом воспитания сознательности, самостоятельности и коллективизма. А еще это было время романтики, время костров и песен, время настоящей пионерской дружбы. Так хочется, чтобы это было и у современных ребят!
1998 год. У меня — третий класс. Дети подобрались активные, общительные, добрые, трудолюбивые. Они много слышали о пионерской организации из рассказов родителей, учителей. Воодушевленные этими воспоминаниями взрослых о жизни пионеров, ребята загорелись идеей создать пионерскую организацию в школе, так как с 1992 года она перестала существовать. Нашли законы, по которым жили пионеры, выучили песню «Взвейтесь кострами…». Своим поведением, хорошей учебой дети дали понять, что готовы вступить в пионерскую организацию. И 22 апреля моих третьеклассников приняли в пионеры. Для них это был незабываемый день, который они помнят до сих пор.
Дети активно участвовали в сборе макулатуры и металлолома, возродили тимуровское движение — помогали престарелым и одиноким людям в домашнем хозяйстве. Не забывали и об учебе. В классе больше половины ребят учились на «4» и «5». Навещали заболевших, «подтягивали» отстающих, несли ответственность за тех, кто рядом. И с гордостью носили пионерский галстук. Это было здорово!
Сегодня не принимают в пионеры, но время не стоит на месте. Как хорошо, что Нижегородская область сохранила традиции пионерского движения! Члены школьной детской общественной организации «Романтики» являются членами районной детской общественной организации «Флагман», Ассоциации детского движения Нижегородской области. Все интересные дела, праздники, акции не проходят мимо них.
У современных детей есть выбор деятельности, есть куда приложить свои силы, умения, знания. Современное детское движение создает все условия для развития во многих направлениях: волонтерство, «Юнармия», воспитание гражданской активности, развитие художественных, журналистских, научных талантов. Есть выбор, значит, должно быть и стремление!
Мне хочется сказать современной молодежи, современным подросткам: «Не отрекайтесь от прошлого, изучайте его, берите пример, но действуйте современно, по-новому! А мы будем рядом, всегда поможем! В добрый путь!»
Практика школьного воспитания № 4, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: